Найти в Дзене

Редкое оружие в аниме

В 2024 году я написал статью под названием “Запрещённое оружие в аниме”, где перечислил список убивалок, коими либо нежелательно, либо откровенно нельзя вооружать персонажей аниме-индустрии. Кое-что из этого списка считается «злодейским» оружием, т. е. годящимся только для плохишей (ножи-бабочки, опасные бритвы и т. п.); а что-то, вроде утяжелённого боккэна «субурито», может потакать хулиганским, а то и бандитским наклонностям реальных людей; потому не встречается даже у анимешных злодеев. Вдобавок – некоторое оружие, вроде японского из Второй Мировой войны, а также мечей «тати» из более ранних исторических периодов, может представлять идеологическую угрозу для нынешнего общества Японии; так что демонстрация таких вещей тоже нежелательна. Например, в аниме-сериале “Скитальцы” один из главгероев, по имени Ода Нобунага, где-то пролюбил свой тати, коим должен был бы владеть в соответствии со статусом и исторической эпохой; там же – второплановый персонаж Наоси Канно, будучи японским офицером из Второй Мировой, куда-то дел уставное оружие: меч «син-гунто» и пистолет “Намбу” (хотя в армии должны серьёзно относиться к сохранности личного оружия!). Иными словами, сюжет “Скитальцев” мог обойтись почти без показа оружия с плохой славой – и сделал это (меч «тати», принадлежащий уже другому персонажу, Миномото но Ёсицунэ, а также японские винтовки “Арисака Тип-38” появились не в аниме-сериале, предназначенном для ТВ-формата, а в малосерийном дополнении, вышедшем сразу на видео, т. е. созданном для менее широкой аудитории!); для сравнения: аниме “Zipang” с более глубокой исторической составляющей уделило куда больше внимания солдатам из Второй Мировой, и там уж никак не получилось бы проигнорировать демонстрацию соответствующего вооружения. Другой пример: аниме “Ночной рейд 1931”, где, исходя из названия, действие происходит до Второй Мировой – там опять-таки не получилось бы обойтись без демонстрации оружия эпохи; к тому же 30-е года оказались более мирными – в то время японский огнестрел ещё не успел печально прославиться. Хотя обычно показ «нежелательного» оружия в аниме, как уже было написано, сталкивается с определёнными нюансами; взять хотя бы упомянутый выше пистолет “Намбу”:

(большинство вышеперечисленных скриншотов взято с сайта “IMFDB”; разве что скрины к “Мэрдок Скрэмбл” и “Код Гиасс” делал я сам)

Думаю, все поняли: главный герой аниме не вправе вооружаться пистолетом “Намбу Тип-14”, а то и (боже упаси!) мечом «син-гунто», который в своё время был создан для армии не столько по практической необходимости, сколько по идеологической причине – с целью возрождения самурайских традиций. Однако времена изменились – Японская Империя перестала существовать, а вместе с этим её идеология оказалась под запретом. Потому-то массовая культура нынешней Японии не любит «син-гунто» даже больше, чем “Намбу Тип-14”; это – интересное исключение из правил, учитывая, что ОБЫЧНО японская индустрия развлечений сильнее не любит именно огнестрельное оружие. Вы ведь замечали, что протагонисты манги и аниме куда чаще оказываются не ганфайтерами, а… бойцами ближнего боя либо магами? С годами процент таких героев лишь увеличивается; зато протагонисты-стрелки́ появляются всё реже! И ладно бы это касалось только огнестрельного оружия; но ведь, если задуматься, всякие луки и арбалеты ТОЖЕ встречаются не особо часто. Конечно, в каком-нибудь фэнтези герой-лучник запросто может оказаться в команде протагониста, но чтобы лучником оказался САМ протагонист – это, согласитесь, огромная редкость. Да, в тех же “Скитальцах” есть лучник среди главных героев – но он НЕ протагонист. С другой стороны – есть аниме “Лунное путешествие”, где протагонист по имени Макото владеет луком; тем не менее, это НЕ его основное оружие, ибо сам Макото куда больше пользуется магией. Конечно же, ещё можно вспомнить “Принцессу Мононоке”; уж там-то протагонист по имени Ашитака не владеет магией и, несомненно, является лучником! Но это обусловлено грамотным подходом сюжета: учитывая, с каким чудищем и сколькими врагами-людьми пришлось столкнуться Ашитаке, бросаться в бой с мечом (ещё и не имея доспехов!) было бы не особо умнó (стрелять с расстояния куда разумнее!). Т. е. “Принцесса Мононоке” – это настоящее исключение из правил, в отличие от “Скитальцев” и “Лунного путешествия”.

Постер аниме “Покинув группу А-ранга” (2025 г.). Здесь в команде протагониста есть лучница, а сам протагонист оказался магом. Японцы часто вдохновляются западным фэнтези; поэтому переняли оттуда определённую «моду»: ранее в западных сюжетах образ мага (колдуна или ведьмы) чаще был отрицательным, но всё изменилось с популяризацией в фэнтези учебных заведений для изучения магии. Дескать, они помогают отличать доброе применение магии от злого, например – проводят чёткую черту м/у разрешённой и запретной магией. Т. е. это позволяет магам сохранять моральный облик и не наживать врагов среди простых смертных (хотя вместе с тем строгие этические нормы должны мешать полноценному изучению магии; но тут уж либо одно, либо другое!). Японцы поняли и переняли всё это; потому и академии магии, и положительные персонажи-маги стали частым явлением в фэнтези-аниме. Причём, настолько частым, что начали отнимать популярность у бойцов ближнего боя и, особенно, лучников.
Постер аниме “Покинув группу А-ранга” (2025 г.). Здесь в команде протагониста есть лучница, а сам протагонист оказался магом. Японцы часто вдохновляются западным фэнтези; поэтому переняли оттуда определённую «моду»: ранее в западных сюжетах образ мага (колдуна или ведьмы) чаще был отрицательным, но всё изменилось с популяризацией в фэнтези учебных заведений для изучения магии. Дескать, они помогают отличать доброе применение магии от злого, например – проводят чёткую черту м/у разрешённой и запретной магией. Т. е. это позволяет магам сохранять моральный облик и не наживать врагов среди простых смертных (хотя вместе с тем строгие этические нормы должны мешать полноценному изучению магии; но тут уж либо одно, либо другое!). Японцы поняли и переняли всё это; потому и академии магии, и положительные персонажи-маги стали частым явлением в фэнтези-аниме. Причём, настолько частым, что начали отнимать популярность у бойцов ближнего боя и, особенно, лучников.

К слову, не лучше обстоят дела у арбалетов! Если я попрошу вас вспомнить главного героя аниме, который пользуется арбалетом, кто придёт на ум? Ну, Гатс из “Берсерка” и… наверное, всё. Хотя, если подумать, даже многозарядный-скорострельный арбалетик Гатса – ну, такое себе. У этого "оружия" слишком короткие плечи и слишком слабая сила натяжения, учитывая, что его можно взводить одной рукой. В реальности такая вещь считалась бы… игрушкой, более-менее опасной лишь на очень малых дистанциях, и то при условии, что его метательным болтам не придётся сталкиваться ХОТЯ БЫ с плотной одеждой! Тем не менее, минусы подобного арбалета отчасти удалось бы исправить более сложной, блочной конструкцией (уменьшающей усилие при натягивании тетивы и вместе с тем увеличивающей мощность выстрела!); также это можно было бы дополнить использованием метательных болтов с бритвенно-острыми наконечниками (бесполезными против доспехов, зато максимально проникающими в незащищённые бронёй участки тела!). Хотя для фэнтези получилось бы пойти иным путём: придумать биомеханический арбалет – с подобием суставов и мышц, которые легко разгибаются (при заряжании) и очень быстро сжимаются (при выстреле). Да, отчасти это уже будет биопанк; но почему бы и… да?! Для сравнения: в “Ведьмаке”, вообще, МУТАНТЫ – и никто не возмутился, дескать «фэнтези скатилось!»; хотя сейчас пора сетовать на то, что японцы делают из фэнтези сплошное ЛитРПГ с очками опыта, классами и уровнями персонажей, интерфейсом и прочей компьютерной лабудой! Не говоря уже о так называемых, боевых «навыках», т. е. сверхспособностях, что не считаются магией, но почему-то позволяют своему владельцу создавать ударную волну взмахом меча и тем самым разрубать здания или отправлять в полёт кучу народа (мне одному кажется, что пора бы называть подобную сверхъестественную силу правильным словом, т. е. магией?!). Но что-то я отвлёкся; вернусь к арбалетам:

Один из постеров фильма “Ван Хельсинг” (2004 г.). Думаю, многим зрителям запомнился многозарядный-скорострельный арбалет здешнего главгероя; не скажу, что подобные девайсы часто встречаются в фэнтези, но также присутствуют в европейской серии видеоигр “Dishonored” и американском фильме “Робин Гуд: Начало”. А вот у японцев с этой темой почему-то глухо. Не правда ли, странно, учитывая, как они любят заимствовать чужое при создании своих произведений?
Один из постеров фильма “Ван Хельсинг” (2004 г.). Думаю, многим зрителям запомнился многозарядный-скорострельный арбалет здешнего главгероя; не скажу, что подобные девайсы часто встречаются в фэнтези, но также присутствуют в европейской серии видеоигр “Dishonored” и американском фильме “Робин Гуд: Начало”. А вот у японцев с этой темой почему-то глухо. Не правда ли, странно, учитывая, как они любят заимствовать чужое при создании своих произведений?

Да – можно поискать подвох в том, почему индустрия аниме, манги и ранобэ не хочет популяризировать арбалеты и луки, ведь это – более дешёвая и законная (к тому же бесшумная!) альтернатива огнестрелу; конечно, они не так удобны в обращении, но всё ещё остаются дистанционным оружием – и могут быть опасны «не в тех руках»: например, при покушениях на политических деятелей или мелких стычках с правоохранительными органами. Но, думаю, причина не только в этом! Ведь нынешние фэнтези-аниме вдохновляются видеоиграми – оттуда и растут ноги у так называемых «навыков», позволяющих якобы не магу шинковать чудищ размером с дом или одним взмахом меча раскидывать вражеский стой; в таких условиях луки и арбалеты становятся, во-первых, не особо эффективными, а во-вторых – не очень-то зрелищными! Ежели протагонист окажется бойцом ближнего боя с «навыками» (но якобы не магией!) или магом (с уже полноценной магией вместо «навыков»!), то будет выглядеть внушительнее, чем лучник. Иными словами, куда легче продумывать милишников и магов; а вот чтобы сделать лучника интересным – надо реально стараться (но многим авторам лень; проще создать шаблоннейшую историю «о герое, которого выгнали откуда-то» или очередное попаданчество в фэнтези-мир, где можно заняться прогрессорством в стиле «сделай для туземцев унитаз, и они сделают тебя дворянином»). Впрочем, тлетворное влияние РПГ на фэнтези-жанр не объяснит, почему не лучники, а уже арбалетчики реально редки среди главгероев; ибо, ещё раз, в реалиях фэнтези арбалет имеет большой потенциал, т. к. может быть превращён в аналог автоматического оружия. Это и эффектно, и эффективно, если правильно продумать конструкцию, а очевидно спорные моменты объяснить какой-нибудь биомеханикой, аналога которой просто нет в нашем оружейном деле. Конечно, будет не особо интересно, ежели вся пихота какой-либо империи вооружится скорострельными арбалетами; но если они останутся редкостью, слишком дорогой для массового вооружения, то могут встречаться лишь у некоторых персонажей. Однако этот потенциал до сих пор не реализован! Потому я всё-таки склоняюсь к мысли, что индустрия аниме осознанно не популяризирует арбалеты.

Один из постеров первого сезона аниме “Бродяга Кэнсин” (2023 г.), где прямо-таки романтизируется образ самурая-мечника, в т. ч. за счёт презрения к огнестрелу. А вот про свойственные самураям луки со стрелами как-то забывают! Впрочем, оно и понятно: данный сюжет пытается совместить плохо совместимые понятия МЕЧНИКА и ГУМАНИСТА (да, здешние главгерои не убивают людей, для чего пользуются тупыми мечами, а кое-кто даже кулаками!). Но вот лук куда труднее сделать гуманным и по-прежнему эффективным оружием; так что он оказался не у дел.
Один из постеров первого сезона аниме “Бродяга Кэнсин” (2023 г.), где прямо-таки романтизируется образ самурая-мечника, в т. ч. за счёт презрения к огнестрелу. А вот про свойственные самураям луки со стрелами как-то забывают! Впрочем, оно и понятно: данный сюжет пытается совместить плохо совместимые понятия МЕЧНИКА и ГУМАНИСТА (да, здешние главгерои не убивают людей, для чего пользуются тупыми мечами, а кое-кто даже кулаками!). Но вот лук куда труднее сделать гуманным и по-прежнему эффективным оружием; так что он оказался не у дел.

В общем, хороший герой аниме чаще является милишником! Либо магом, т. е. использует силу, которую современное законодательство даже не признаёт реальной. Или же – протагонист может совместить одно с другим при помощи чита под названием «навыки». Но вот дистанционным оружием лучше не злоупотреблять, дескать – огнестрел не особо приветствуется (особенно – для убийств людей!), да и арбалеты тоже. Ну, а что касается луков, они «очень уж удобно» уступают в эффективности как «навыкам» милишников, так и магии; поэтому сами лучники редко оказываются протагонистами. К тому же – в некоторых аниме, таких как “Перерождение в аристократа со способностью анализа” и “Король магических стрел”, упоминается не пойми откуда взявшаяся установка, мол «лук – оружие, не достойное настоящего воина». Интересно даже, кто (и главное – зачем!) родил эту мысль, учитывая, что традиционно «оружием, не достойным воина» считался АРБАЛЕТ, о котором индустрия аниме, манги и ранобэ как-то стыдливо забывает! Быть может, сами же работники индустрии дают авторам советы в стиле «делайте героев милишниками или магами; первые выглядят мужественнее, чем лучники, а вторые просто интереснее!»; как бы то ни было, с дистанционным оружием в японских произведениях, явно, какие-то странности.

Постер аниме-сериала “Мастер фруктов” (2025 г.), очередного произведения с «навыками». Здешний протагонист – уже традиционный милишник со сверхспособностями.
Постер аниме-сериала “Мастер фруктов” (2025 г.), очередного произведения с «навыками». Здешний протагонист – уже традиционный милишник со сверхспособностями.

Ну, ладно; предлагаю отвлечься от луков и арбалетов, дабы уделить внимание более абстрактному оружию, а вернее – вариантам приобретения оного. Всё-таки главгерой аниме может заполучить оружие разными способами, и некоторые из них «предпочтительнее» других. Объясняю, что имею в виду! Аниме-герои часто покупают оружие. Нередко получают его в дар или наследуют. Также могут найти бесхозное оружие или получить какую-то убивалку в качестве награды / приза за победу над сильным врагом – такое чаще встречается именно в фэнтези-жанре; всё-таки если протагонист оказался приключенцем, исследующим некое подземелье, то в подавляющем большинстве случаев он ОФИЦИАЛЬНО зарегистрирован в соответствующей гильдии, дабы ЗАКОННО охотиться на монстров и искать сокровища. Именно официальный статус даёт приключенцу право присваивать наиболее желанную добычу (включая найденное бесхозное оружие!); ведь незарегистрированным искателям приключений вход в подземелье обычно запрещён. Туда же – обязательное повышение ранга приключенца, прежде чем ему разрешат посещать наиболее опасные подземелья или спускаться на самые опасные подземные этажи; короче, бюрократия! Но кое-что не соответствует оной, а именно – оружие, полученное без предварительных бюрократических нюансов; иными словами – краденое и трофейное! Не то чтобы убивалки, приобретаемые таким образом, совсем не встречались в аниме, но являются определённой редкостью. И это неудивительно; ведь незаконно отнимать чужое, ещё и не абы что, а ОРУЖИЕ. Это не самая хорошая наклонность (а современное аниме старается не прививать зрителям социально-опасное поведение!). Хотя прямо-таки жöсткого табу здесь нет – например, Кон Хокадзэ из аниме “Иксион-сага” пользовался трофейным мечом, а Наоми Армитаж в “Двойной Матрице” стреляла из трофейного же пистолета. Тем не менее, определённая тенденция есть: трофейное и краденое оружие не в чести, особенно – в аниме с низким возрастным рейтингом. К примеру, главный герой вышеупомянутого аниме “Мастер фруктов” в стычке с драконом сломал меч, выданный гильдией приключенцев, а секретарша гильдии недвусмысленно намекнула, мол «новую убивалку приобретай на свои кровные!». И вот, что странно! После поломки гильдийского меча герой не без хитрости одолел банду разбойников (вооружённых в т. ч. мечами, Карл!); как думаете, после победы над ними он затрофеил меч на замену своему сломанному?.. Не-а! Хотя уже на следующий день герой вступил в более серьёзную битву с главарём тех разбойников – и был вынужден позаимствовать меч из мастерской хороших знакомых (предварительно предупредив, дескать «я возьму, лады?»). Короче, в данной ситуации ничто, кроме бюрократических заморочек, не помешало бы ему СВОЕВРЕМЕННО (т. е. ещё на день раньше!) заменить сломаный гильдийский меч целым разбойничьим. В конце концов, японское фэнтези уже давно вдохновляется видеоиграми, где НОРМАЛЬНО подбирать лут с поверженных врагов; потому-то игнорирование данной практики в подобном аниме выглядит неестественным.

Далее: модифицированное оружие. Оно тоже является редкостью. Конечно, аниме-герои практикуют улучшение оружия с помощью своей же магии или услуг стороннего, но признанного оружейника. А вот чтобы герой собственными ручками, без всякой магии модифицировал убивалку – ну, я даже не вспомню, где такое было! Ведь здесь даже гвоздезабивной пистолет Коты Хирано из “Школы мертвецов” окажется не в тему: да, это оружие вроде бы модифицировано для убийств зомби, но… остаётся нереалистичным. Сам Кота хоть и сделал для гвоздезабивного пистолета прицел и приклад, однако никак не шаманил с заводским предохранителем, который обязан препятствовать выстрелу, пока дуло не упирается в «цель» (ибо техника безопасности!). Иными словами, эта вещь вообще не должна была сгодиться для расстрела оживших мертвецов. Вот если бы вместо того, чтобы делать прицел и приклад, Кота изъял встроенный предохранитель, дабы по-настоящему превратить гвоздезабивной пистолет в гвоздомёт, это был бы плюсик к реализму. Однако… вы ведь понимаете, что упоминание подобной операции, пусть даже не показанной детально, могло бы научить аудиторию «плохому»? Потому-то этого и НЕ появилось в сюжете.

Кадры из американского мультсериала “Черепашки-ниндзя” (2003 г.). Обратите внимание на этакую современную палицу, в смысле – бандитскую дубину, ударная часть которой усилена болтами. Как думаете, подобные самоделки встречаются у анимешных бандюков? (или всё-таки те пользуются лишь оружием, что было сделано кем-то до них, вроде пистолетов, катан и бейсбольных бит?..). Впрочем, не только японские аниме имеют свои ограничения; американские мультфильмы – тоже! Например: в них считается нежелательным присутствие огнестрельного оружия. Для сравнения: японцы хоть и показывают огнестрел в аниме с низким возрастным рейтингом, но при этом намекают, что стрелять в людей ПЛОХО (т. е. опять же – иной подход).
Кадры из американского мультсериала “Черепашки-ниндзя” (2003 г.). Обратите внимание на этакую современную палицу, в смысле – бандитскую дубину, ударная часть которой усилена болтами. Как думаете, подобные самоделки встречаются у анимешных бандюков? (или всё-таки те пользуются лишь оружием, что было сделано кем-то до них, вроде пистолетов, катан и бейсбольных бит?..). Впрочем, не только японские аниме имеют свои ограничения; американские мультфильмы – тоже! Например: в них считается нежелательным присутствие огнестрельного оружия. Для сравнения: японцы хоть и показывают огнестрел в аниме с низким возрастным рейтингом, но при этом намекают, что стрелять в людей ПЛОХО (т. е. опять же – иной подход).

Наконец, самодельное оружие! В аниме оно условно есть: в какой-нибудь “Арифурэте” протагонист создал для себя не то чтобы огнестрельные, скорее – магические револьверы (впрочем, не только револьверы!). И да – создал их с помощью магии. Но вот чтобы некий анимешный главгерой своими руками сделал себе оружие, как Данила Багров, – такого я не припомню! Даже в упомянутых выше “Черепашках-ниндзя” Леонардо выковал себе новые мечи после того, как старые были сломаны Шреддером. А вот в аниме, по-моему, вовсе не встречается реалистичное самодельное оружие (если кто может привести подходящий пример, напишите в комментариях). Но опять же – всё это неудивительно: излишняя демонстрация самодельного оружия, а то и процесса создания оного, может надоумить не самых смышлёных или же просто маргинально настроенных представителей аудитории на попытки изготовления чего-то подобного. В итоге, у первых могут возникнуть проблемы с законом, а вторые ещё и могут стать угрозой для других людей. Ни одно, ни другое не нужно японской индустрии развлечений; в этом смысле она более бдительна, чем западная, хотя порой это ограничивает творческую свободу авторов и реализм сюжетов.

Один из постеров первого сезона аниме “В другом мире со смартфоном” (2017 г.), ещё одного произведения, где главгерой делал револьверы с помощью магии.
Один из постеров первого сезона аниме “В другом мире со смартфоном” (2017 г.), ещё одного произведения, где главгерой делал револьверы с помощью магии.

Можно упомянуть и взрывчатку, и яды (включая отравленное оружие, встречающееся в тех же видеоиграх, коими вдохновляются многие японские произведения!) – в самих аниме всё это опять-таки редко попадается у главгероев (в качестве исключений на ум приходят разве что “Взрыв!” и “Убийца Акамэ”). Но не думаю, что есть особый смысл подробно останавливаться на этой теме; ведь я уже донёс суть – в японской индустрии развлечений много творческих ограничений, а потому мало свободы для авторов; пусть даже некоторые ограничения можно назвать этически уместными.

В тему – статья о «гораздо менее уместных» ограничениях для японских авторов:

Думаю, на этом можно закончить; хочу поблагодарить всех, кто уделил внимание данной статье, и упомянуть одну мелочь: это уже 99-я запись на канале. Девяносто девятая! По-своему красивое число, хоть и не круглое. Следующая запись станет сотой!