Художник-живописец Суходольский Петр Александрович, представитель русской пейзажной школы, чьи картины отличаются детальной проработанностью и мастерски взятыми тональными отношениями.
Суходольский был родом из дворянской семьи в Мосальском уезде Калужской губернии. С самого раннего детства он мечтал, что когда-нибудь в будущем станет художником. Родители не были против такой перспективы, но все же сочли нужным сначала дать ребенку хорошее домашнее обучение и после крепкое образование в Санкт-Петербургском университете, а уже после этого Суходольский поступил в Академию художеств. Там выбрал себе направление по классу пейзажной живописи и поступил в обучение в мастерскую к С. М. Воробьеву, у которого в свое время учились Иван Шишкин, Юлий Клевер, Арсений Мещерский, Ойген Дюкер. Его картины еще во время учебы отмечали педагоги. И за картину "Буря в Калужской губернии" Суходольскому присвоили малую серебряную медаль, а через год за картину "Зимнее утро" был награжден малой золотой медалью. А за картину "Полдень в деревне Жёлны" уже вручили большую золотую медаль.
(PS. Про то, что такое медали в Академии художеств, за что их выдают и какие преимущества художники получали можно прочитать в этой статье).
Благодаря золотой выпускной медали художник три года стажировался и жил на казенном счету. За это время много путешествовал по России. Его пленили деревенские мотивы и простая жизнь крестьян. А по прошествии трех лет Суходольский вернулся в родные края, где ему в наследство перешло большое имение, которым и предстояло управлять художнику. Но обстоятельства сложились так, что все состояние он потерял, а служба мировым судьей, председателем уездной управы и губернского секретаря не приносила удовольствия, кроме денег, на которые Суходольский содержал свою большую семью. На тот момент у него было уже восемь детей.
Оставив государственную службу, художник всецело посвятил себя любимому делу - живописи. Эта работа не приносила ему таких доходов, на которые он рассчитывал, на что сильно сетовал:
- Все работаю, работаю, и портреты, и жанры, и пейзажи, и баталии, работаю с утра до вечера, имею и хороший казенный заказ, и дарованную академией мастерскую, а денег - все нет...
Мастерская Суходольского была завалена разными картинами, этюдами, рисунками, и всякого рода иллюстрированными изданиями и всевозможными художественными материалами. В этой же мастерской художник практически и жил, как делали многие другие его коллеги по цеху, работая сутки напролет над своими будущими шедеврами.
Основной темой, которую охотно покупали, были картины с батальными сценами. В его мастерской эти полотна занимали значительное пространство, а возле этих картин стоял манекен, обмундированный в солдатскую военную форму, рядом лежало седло и разбросанные по всей мастерской военные доспехи. Подобные темы тяжело давались пейзажисту, но что поделать, семью без денег не оставишь. А получив за заказ гонорар, сразу покупал детям многочисленные подарки. Когда суммы истощались, шел в мастерскую и опять брался за нелегкое дело.
"Видишь, какие портреты я придумал писать",-говорил художник, показывая гостю доску, на которой во весь рост изображен офицер с лошадью. - "Я полагаю, что это должно иметь успех среди военных".
Работа художника над батальными сценами периодически прерывалась небольшими подработками от хозяев картинных лавочек с Апраксина или с Александровского рынка. Они просили художника поправить ту или иную картину, придать ей эффектности для привлечения покупателей, или написать картинки двумя - тремя мазками в стиле Айвазовского. А сами картины Суходольского особым спросом у любителей и коллекционеров не пользовались. Хотя художник активно выставлялся на всевозможных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Париже, Вене и Берлине.
Поэтичные, лирические пейзажи Суходольского раскрывают глубинные ноты российского пейзажа. На многих полотнах можно увидеть те самые мгновенья изменения природы из одного состояния в другое. Например, в картине "Надвигающаяся буря. Овцы на берегу речки" большая темная грозовая туча надвигается на пока что освещенную солнцем полосу речки с заливными лугами. Ветер еще не достиг животных, но тревожная тишина, наступившая в природе, грозит вот-вот нарушить мирную картину.
Помимо пейзажей, в творчестве Суходольского проскальзывает красной нитью темы крестьянского быта. "Обед поденщиц", "Сцена из крестьянского быта", "" В деревне" и другие не менее замечательные картины, раскрывающие простоту, единство и сплоченность русского народа.
В 1882 году Александр ll целому ряду художников выдал заказ на серию картин о русско-турецкой войне. Среди них был и Суходольский. Его картину "Бой при Ташкисене 19 декабря 1877 года" можно увидеть в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге".