В дизайне есть маленькие и большие тренды.
Микротренды — это разные эффекты и особенности в типографике, цветах, иллюстрациях. Например, интерес к пухлым шрифтам или нашумевший оттенок зелёного.
Микротренды увлекают дизайнеров на пару-тройку месяцев. А когда все наиграются, появляется новый тренд. Но иногда маленькие тренды захватывают значительное количество людей, обрастают смыслами, подробностями и задерживаются с нами надолго. Такие тренды становятся макротрендами.
Макротренды — это мировые разносторонние веяния. Например, тренд на безвредную упаковку или применение нейросетей.
Наблюдать за кучей мелких трендов неудобно. Лучше искать между ними что-то общее, тогда вы будете понимать большой тренд и видеть, куда движется всё дизайн-сообщество. Зная главное направление, вы даже сможете задавать свои микротренды.
В прошлом году все помешались на работе с нейросетями. Миджорни тут, Миджорни там. Этот макротренд сохранится и в новом году.
Но люди любят щупать, касаться и чувствовать. Поэтому сколько бы мы не увлекались нейросетками и компьютерными программами, мы всегда возвращаемся к чему-то рукотворному, настоящему, живому.
Статья про возвращение к эстетике ручной работы
→ It's Nice That, Forward Thinkink Rise Of Analogue, 2024
Так было после плоского дизайна. Когда люди устали от упрощённых экранных изображений, flat-дизайн стал выглядеть более объёмным и материальным.
Поэтому новым большим трендом, на мой взгляд, станет дизайн с историей. Он возник пару лет назад, как череда микротрендов в шрифтах, цветах и фотоэффектах. Постепенно между ними обнаружилась общая тоска по прошлому. И эта ностальгия захватывает всё больше дизайнеров.
Что значит «дизайн с историей»
Бренды хотят вызывать доверие у клиентов. Даже те, которые появились без году неделю, пишут под логотипом: «Работаем с 2022» или Since 2021. Это подразумевает какую-то историю бренда и его намерения долгожительствовать.
Но вывеска с годом основания — это начало. Преемственность поколений необходимо отразить и в дизайне. Чтобы понять тренд, нам нужно присмотреться к антиквариату.
Вспомним, как выглядят антикварные вещи. Они красивые, часто сложной интересной формы. Старые вещи иногда выглядят непонятно и странно, потому что их назначение давно позабыли. Они слегка потёрты: каждая царапинка — история предыдущего владельца. Антикварные предметы экологичны, ведь чаще всего их делали из природных материалов.
Эти признаки будем держать в голове, подбирая цвета и шрифты, рисуя иллюстрации и логотипы для айдентики в 2025 году.
- Красивая, сложная форма, «украшательства»
- Забытые сюжеты, исторические референсы
- Потёртость, «крафтовость», рукотворность
- Экологичность
Общая мысль понятна. Давайте проследим, из каких микротрендов складывается большой тренд на «дизайн с историей».
Логотип-экслибрис
Из-за повальной цифровизации одно из главных требований к логотипу — чтобы он хорошо смотрелся на маленькой аватарке в соцсети, был иконкой приложения и ужимался до фавиконки.
В итоге дизайнеры устали делать лаконичные, вылизанные до блеска силуэты значков. Всё чаще появляются более сложные и детализированные логотипы.
Животных и птиц, предметы и объекты не стараются упростить и подогнать под геометрические фигуры. Теперь их рисуют приближёнными к настоящим пропорциям. Дизайнеры снова желают брать в руки тушь и перо или вырезать штампы из картошки, чтобы найти несовершенную, но живую форму.
Логотипы с такими формами похожи на экслибрисы. Инициалы имени, или короткие слова тесно переплетаются с изображением. Часто экслибрис вписывается в прямоугольник или круг, напоминая клеймо или печать.
Экслибрис — это штампик, которым владелец книги помечал свою собственность. Раньше книги были очень дорогими. И чтобы пропавшую книгу можно было легко отыскать, её отмечали собственной печатью.
Всё новое — это хорошо забытое старое. Логотипы-экслибрисы не только помогут выделиться среди логотипов-иконок, но также придадут ощущение авторской работы и оттенок наследия.
Человеческая типографика
Нейтральные гротески — всё?
С нейтральными гротесками происходит то же, что и с логотипами-иконками.
Все слишком увлеклись сдержанным, интеллектуальным тоном, который когда-то предложил Apple своим фирменным семейством San Francisco. Нейтральные гротески стали классикой и базой, которую используют многие бренды. Ведь шрифты, подобные Inter, удобны для экранов и для печати, они легко сочетаются с другими шрифтами.
Нейтральные гротески — шрифты, которые произошли от Гельветики. Они часто используются для швейцарского стиля. У нейтральных гротесков нет украшений, экспериментов и заигрываний с формами букв. Они аккуратные, сдержанные. И скучные.
Проблема нейтральных гротесков лишь в том, что они слишком невозмутимые и беспристрастные. А ещё в том, что они — везде. Поэтому дизайнеры всё чаще обращаются к шрифтам, которые дают более яркий тембр голоса.
Гуманистические гротески против нейтральных
Сколько себя помню, мои учителя всегда ругали Акцидент Гротеск за неряшливость и расхлябанность. И ставили в пример его младшую сестру Гельветику. Мол, вон она какая, чистенькая и точная.
Но сейчас Akzidenz Grotesk и гуманистические шрифты вроде Fira Sans, Meta Pro выглядят более востребованными. В них есть то дыхание жизни, которого часто недостаёт в нейтральных гротесках.
Нейтральные гротески, как идеальные модели: все с параметрами 90-60-90. Как мы видим, сейчас таких моделей вытесняют настоящие женщины, с естественной красотой, расслабленные и самобытные. Это и есть гуманистические гротески. У них часто неровные окончания штрихов, есть наплывы и утолщения, а ширина знаков может сильно колебаться. Будто их написали ширококонечным пером от руки. Такие детали шрифта делают голос бренда более живым.
Больше жизни
Это не значит, что другие шрифты больше не используют в айдентике. От нейтральных гротесков не откажутся из-за их удобства. А геометрические шрифты выглядят интересно и цепляют внимание.
Но всё же шрифтам стараются придать чуть больше живости за счёт несовершенств. Например, слегка скругляют углы, от чего буквы выглядят «оплавленными». Или располагают буквы поближе друг к другу, чтобы они немного слипались. Из-за этих приёмов шрифты выглядят слегка изношенными. Кстати, такой вид текстов поддерживает другой устойчивый тренд на «вторую жизнь» вещей.
Человеколюбивая, неидеальная типографика напоминает про уходящие всё дальше времена бумажных писем и книг. Это придаёт брендам лёгкий оттенок ностальгии.
Изостудия
Иллюстрации тоже становятся живее. Сначала на плоские и гладкие заливки художники стали добавлять приятный шероховатый шум. Затем принялись подражать традиционным техникам рисунка и живописи.
Самое время вспомнить уроки ИЗО в школе: лепку из пластилина, аппликации, мелки и цветные карандаши. Подобные техники выглядят свежо и привлекательно после наглаженных атласных заливок в иллюстраторе.
Живые иллюстрации и техники выглядят родными после неестественных генераций нейросеток и полированных тридешек.
Из микротрендов заметно, что весь дизайн стремится к рукотворности. Рукотворность возвращает дизайну авторство. Ведь мы почти не знаем имён дизайнеров, а знаем только названия дизайн-студий. А если у дизайна есть автор, значит, есть история о том, как он нашёл идею, как экспериментировал и ошибался, и как, наконец-то, сотворил образ. И это тоже про дизайн с историей.
Возможно, ностальгия по тактильным ощущениям и признание человеческих слабостей — только перерыв перед новой гонкой за киберпанком. Но пока у дизайнеров появилась возможность отбросить мышку и графический планшет и привнести теплоту в свои проекты.
Чтобы вы лучше понимали тренды, о которых пишу в тексте, я сделала подборку примеров на Пинтересте. Работы не новые, но все подходят под описание, которое я дала. Для удобства разложила пины по разделам: Лого, Типографика, Иллюстрации, Моушен. В статье про анимацию и моушен не было, но принцип тот же, что и у остальных элементов: эксперименты с материалами и возвращение к истокам — покадровая, кукольная анимация.
Смотреть подборку примеров
→ Trends 2025, Доска на Пинтересте
Примечание
Как пользоваться трендами
Читаете вы эту статью или пользуетесь другими подборками трендов помните, что любые веяния нужно применять там, где это уместно. Не пытайтесь все работы подогнать под то, что модно сейчас.
Во-первых, тренды довольно быстро меняются. И айдентика, которая в тренде сейчас, через год может устареть. Поэтому работать с трендами в айдентике, особенно с малыми трендами, нужно крайне осторожно.
Во-вторых, тренды подходят не для всех компаний. Например, «логотип-экслибрис» может быть неуместным для айти-стартапа, если разработчики хотят выглядеть футуристично.
Не копируйте тренды, но адаптируйте их под ваши проекты. Вы знаете про глобальное стремление к рукотворности и человеколюбию, желание показать историческое наследие. А способ, которым вы привнесёте такие настроения в свой дизайн, может быть любым.
Закрепим
- Отслеживайте взаимосвязи между мелкими трендами, чтобы понимать причину их появления и видеть глобальные тренды.
- Макротренд 2025 — дизайн с историей и человеческим лицом.
- Знать тренды надо, чтобы быть востребованным дизайнером. Но не нужно пихать модные фишечки во всё подряд.
- Тренд в логотипах — лого, похожие на экслибрисы. Больше деталей, нечёткость и реализм силуэта, буквы срастаются с картинкой.
- Тренды в типографике: гуманистические гротески, несовершенства шрифтов.
- Тренд в иллюстрациях: применять живые материалы и традиционные техники рисунка.
- Не копируйте тренды, но приспосабливайте их под ваши проекты.
Подписывайтесь на тг-канал Графлаб, где я рассказываю про айдентику и упаковку: https://t.me/graflab