Старейшая гоночная трасса в мире- «Индианаполис Мотор Спидвей» имеет множество особенностей и традиций (про то, что победитель хлещет молоко из бутылки наверное слышали), а одна из наиболее важных и почётных- это выбор автомобиля лидирования (Pace Car) , за которым несколько кругов следует весь гоночный пелетон перед стартом (парадные и один прогревочный). Посмотрим, какие автомобили удостоились чести и внимания сотен тысяч зрителей (и миллионов телезрителей) открывать это грандиозное спортивное событие, а заодно их специальные и фестивальные выпуски. Поехали!
1960 Oldsmobile Ninety-Eight Convertible
Прошло более десяти лет, прежде чем Oldsmobile во второй раз возглавил гонку в 1960 году. Это была чрезмерно стилизованная в духе конца 50-х большая сухопутная яхта длиной 5,66м и шириной 2,05м, весом более 2-х тонн, пригнанная прям из дилерского центра. Пейс кар в главной гонке Америки - мощный маркетинговый инструмент. Так, в 1960 году компания Oldsmobile смогла продать 7284 люксовых кабриолета Ninety-Eight . Известно, что интерьер автомобиля Indy Pace 1960 года был отделан белой кожей.
1961 Ford Thunderbird III Convertible
Когда Гагарин слетал в космос, компания Ford удивила весь автомобильный мир своим смелым Thunderbird с дизайном в форме ракеты. У этого автомобиля был один из самых ярких стилей начала 1960-х. Новый Thunderbird выглядел круто и оснащался мощным V8 объёмом 390 куб.дюймов, который позволял родстеру разгоняться свыше 200 км/ч. А поскольку именно этого хотели организаторы Indy 500, выбор в пользу Thunderbird 1961 года был очевиден. Кроме основного и запасного пейс кара было выпущено 32 золотистых «OFFICIAL "500" FESTIVAL CARS», которые сейчас являются большой редкостью.
1962 Studebaker Lark Daytona Convertible
В этом году в последний раз независимый производитель «Студебеккер» поставлял автомобиль для сопровождения гонки. Для этого был разработан план по использованию новейшего спортивного купе «Аванти» (с дизайном бутылки Кока-колы) для сопровождения гонки 1962 года. Но его не успели подготовить вовремя, поэтому в последнюю минуту на замену ему пришёл кабриолет Ларк Дайтона , оснащенный двигателем V8 289, мощностью всего 225 лошадиных сил. Известно, что машины были с синим кожаным салоном и специальных автомобилей не выпускалось.
1963 Chrysler 300 Pace Setter
Особая серия Chrysler 300, выпущенная специально для Инди-500. Помимо 33 машин, принимавших участие в параде, произведено 1861 кабриолетов и ещё 308 хардтопов этой серии. Все выпускались с 413-м мотором V8 340 л.с., только в бирюзовом цвете «Pace Car Blue», с белым салоном и «квадратным» рулём. Так выпуск реплик машин сопровождения Инди-500 основательно стал частью маркетинговой политики автопроизводителей.
1964 Ford Mustang
По традиции в качестве машины-лидера в последние годы выбирали большой люксовый кабриолет, но теперь организаторы уловили куда подул ветер и взяли компактный Мустанг- один из самых значимых автомобилей в будущем. Два белых кабриолета с модифицированным 289-м V8 на 450 л.с. были специально подготовлены компанией Holman & Moody для гонки, ещё 35 штук были взяты у ближайших дилеров Ford для работы в качестве официального транспорта мероприятия. А ещё 190 белых автомобилей с жёсткой крышей были выпущены в рамках специальной серии Pace Car Edition, которая была доступна дилерам Ford в рамках программы стимулирования продаж.
1965 Plymouth Sport Fury
Конкуренция за звание «Автомобиль-лидер» была довольно острой, но Плимут, выигравший прошлую гонку, заслужил честь стать им для гонки 1965 года. Кабриолет Plymouth Sport Fury - топовая модель 1965 года с двигателем V8 Commando объёмом 383 куб. д. Кузов был окрашен в белый цвет в сочетании с синим тентом и двухцветным синим салоном. На фестивале было задействовано 35 таких, а потом было выпущено примерно 1300 заводских реплик, по одному на каждый дилерский центр Плимут. Забавно, что победитель гонки, гонщик Lotus-Ford Джим Кларк, совершил круг почёта на Plymouth Pace Car.
1966 Mercury Comet Cyclone GT
Как правило автомобили сопровождения в гонке чаще всего были окрашены в белый цвет, но в этот раз Mercury в самой навороченной открытой версии Cyclone GT был окрашен в красный. Три автомобиля, участвовавшие в гонке, были оснащены двигателями V8 объёмом 427 куб.д.(7 литров) и 370 л.с. мощности. Ещё было построено 100 реплик, 33 из которых использовались в качестве парадных автомобилей. В репликах использовался слегка форсированный до 355 л. с двигатель 390 куб.д. (6,4 литра) Хотя результаты самих гонок выходят за рамки данной статьи, стоить упомянуть, что Инди-500 1966 года выиграл Грэм Хилл- единственный гонщик завоевавший «Тройную корону» автоспорта (Гран при Монако F-1, Инди 500 и 24 часа Ле Мана).
1967, 1969 Chevrolet Camaro SS
И снова пони-кар, как запоздалый ответ Шевроле Мустангу от Форд. Два кабриолета Camaro SS были оснащены двигателем V8 L78 объёмом 396 куб. дюймов (6,5 литра) мощностью 375 л.с, окрашены в белый цвет «Ermine White» с синей полосой вокруг носа и имели роскошную отделку в синем. Из 25 тысяч проданных кабриолетов Chevrolet Camaro в этом году, 100 единиц были копиями официального пейс-кара гонки.
Два года спустя, в 1969 году, ещё один Camaro RS/SS участвовал в Большой американской гонке, на этот раз в бело-оранжевой окраске с уникальной оранжевой в клетку отделкой. Копии этого пейс-кара пошли в серию и были произведены в 1969 году в количестве около 3475 кабриолетов "Pacesetter".
1968 Ford Torino GT Convertible
Ford вернулся на трассу в 1968 году со своим новейшим кабриолетом Torino GT. Два автомобиля были оснащены мотором Cobra Jet V8 объёмом 428 куб. дюймов (7 литров), новым мощным агрегатом Ford, выпущенным в том году. Помимо официальных автомобилей для лидирования, подготовленных к гоночному дню, было выпущено ещё 709 кабриолетов Torino с пакетом Pace Car Promotion с двигателями V8 объёмом 302 или 390 куб.д.
Итак, к концу 1960-х годов эпоха полноразмерных роскошных кабриолетов PACE CAR была практически завершена. В следующий раз вернёмся к пейс-карам времён «больной эпохи» 1970-х годов.
Все иллюстрации свободны в интернете.
Быть добру! Всем хорошего настроения!