Найти в Дзене

Пустынь рославльских лесов

А вот он и текст, который даавным-давно я вам обещала. Читайте. Рославльские леса, к которым относится и Пустынь преподобных Оптинских старцев схиархимандрита Моисея и схиигумена Антония (Путиловых), с начала XVII в. стали любимым местом уединения монахов-пустынников. Благодаря их подвижнической жизни, которая стала известной не только в ближайшей округе, но и далеко за пределами Смоленскои губернии, рославльские пустыми сделались как бы рассадниками истинно монашеского духа в России. Духовная слава этих мест привела в пустынь, на берег реки Болдачевки двух родных братьєв - Моисея и Антония (в миру Тимофей и Александр Путиловы). Первым из них, в 1811 году Тимофей ушел в лесной скит, став учеником старца Афанасия, опытного подвижника и молитвенника. Здесь он принял монашеский постриг с именем Моисей, в честь преподобного Моисея Мурина. Пустынники ежедневно совершали службу по кельям, а на воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Время проводили в трудах и молитв

А вот он и текст, который даавным-давно я вам обещала. Читайте.

Рославльские леса, к которым относится и Пустынь преподобных Оптинских старцев схиархимандрита Моисея и схиигумена Антония (Путиловых), с начала XVII в. стали любимым местом уединения монахов-пустынников. Благодаря их подвижнической жизни, которая стала известной не только в ближайшей округе, но и далеко за пределами Смоленскои губернии, рославльские пустыми сделались как бы рассадниками истинно монашеского духа в России. Духовная слава этих мест привела в пустынь, на берег реки Болдачевки двух родных братьєв - Моисея и Антония (в миру Тимофей и Александр Путиловы). Первым из них, в 1811 году Тимофей ушел в лесной скит, став учеником старца Афанасия, опытного подвижника и молитвенника. Здесь он принял монашеский постриг с именем Моисей, в честь преподобного Моисея Мурина.

-2

Пустынники ежедневно совершали службу по кельям, а на воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Время проводили в трудах и молитвах. Отец Моисей читал аскетические труды святых отцов, переписывал богослужебные книги и переводы святоотеческих творений, сделанные еще старцем Паисием. Изредка приходили посетители, которым подвижники давали духовные наставления.

-3

-4

В 1816 году в тот же лесной скит прибыл Александр Путилов, став послушником у своего брата. Это духовное наставничество сохранилось на всю жизнь. В дальнейшем Александр был пострижен с именем Антоний, в честь преподобного Антония Великого.

-5

В 1820 году, совершая поездку в Москву, отец Моисей посетил Оптину пустынь, где произошла его встреча с правящим архиереем Калужской епархии Филаретом (Амфитеатровым). Владыка давно желал устроить в Оптиной уединенный скит и поручить это рославльским пустынникам, зная об их подвижнической жизни. Отец Моисей понравился владыке своим смирением и духовной рассудительностью.

6 июня 1821 года с несколькими монахами (включая отца Антония) преподобный Моисей прибыл в Оптину пустынь. Вот так монахи-отшельники рославльских лесов,

Преподобные Моисей и Антоний в последствии стали основателями Оптинского скита. В последствии - в 1825 году, после назначения отца Моисея настоятелем Оптиной пустыни, отец Антоний был определён начальником скита.

-6

С этим местом связан еще одно имя.

Отец Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался «казак Федор Талунин». Придя в пустынь перед началом Св. Великого Поста (1819 г.), он объявил, что намерен провести всю святую четыредесятницу без пищи. «Я верую, - говорил он, - что не умру от поста». «Буди по вере твоей», - отвечали ему монахи, не смея ни отклонять его от сего намерения, ни утверждать в оном. Феофан поместился в прихожей кельи; он носил с собою написанный на полотне образ Распятия Господня, перед которым совершал свое молитвенное правило.                                                               

-7

 Итак, вступя в сей чрезмерный подвиг, о. Феофан положил не употреблять пищи и не ложиться спать. Сверх обычной вседневной службы, исправляя келейное правило, а правило его было большое - до 800 поклонов, он во время сего правила, чтобы не упасть от изнеможения, надевал особые нарукавники, привязанные шнурами к крючьям, на которых висела на стене икона, и так простаивал на молитве целые ночи. Сверх того сам топил печку, помогал петь и постоянно был бодрым. Во весь пост он не вкусил ничего и только однажды в неделю употреблял воду, смешанную с уксусом, от сухости во рту. В одно время, заметив его в истощении, ему сказали: «Отче, ты очень изнурил себя». Феофан отвечал на это: «Нет, Христос Спаситель излил всю свою кровь до последней капли, а во мне много найдется крови». Выдержав с Божией помощью сей подвиг неослабно, он приобщился Святых Христовых Тайн. Впоследствии он ревновал снова на тот же подвиг, но от простуды заболел жестоким кашлем и, постоянно оскудевая в телесных силах, отошел ко Господу 15-го июня того оке 1819 года.

-8

Погребен он был в пустыни Моисеем и Антонием, могила его сохранилась до наших дней.

В советские годы могила схимонаха Феофана оказалась на краю совхозного поля. Хотя трактористы и старались объезжать её стороной, но память о том, кто здесь похоронен, постепенно стиралась. Буквально спас святыню от забвения Михаил Тихонович Бобриков (ныне — схимонах Пимен Рославльского Спасо-Преображенского монастыря). В 1999 году Михаил Тихонович и его помощники обозначили крестом место погребения старца, расчистили здесь святой источник, поставили над ним сруб. В последующие годы обустройством святого места занимались и другие благочестивые люди, немалый вклад внесли в это дело работники Смоленской АЭС.

Пустынножители Рославльских лесов схимонахи Никита и Феофан причислены к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии.

Согласно постановлению Священного Синода от 27 декабря 2016 года днем памяти преподобного Феофана установлено 15 июня (28 июня), в день его преставления, сообщает сайт «Патриархия.ru».

https://kirlish-livejournal-com.turbopages.org/kirlish.livejournal.com/s/4457.html

https://pravoslavie-ru.turbopages.org/pravoslavie.ru/s/118203.html

Почитать на эту тему можно тут:

https://webkamerton.ru/2021/08/starec-optinskiy

https://www.peremeny.ru/column/view/462

Если вы решитесь посетить это место - будьте готовы к 3-км марш-броску. В зависимости от времени года и погоды - с разными уровнями сложности. Дорогу, которую рисует навигатор - видит только навигатор.

-9

-10

На момент написания текста это было лишь направление, местами не просматриваемое вообще. Зато там отлично растет высокая крапива и трава, любящая с ней соседствовать.

-11

Все 3 км. И даже если вы на внедорожнике - все равно идти придется. Да, поменьше, от реки, где теперь нет моста. 

-12

-13

Но ради святого места можно и нужно потерпеть. Это действительно настоящее намоленное место силы.

-14

-15

Все фотографии сделана в 2024