14 февраля 2025 года на Кинопоиске вышла четвертая часть о приключениях Бриджит Джонс: без ума от мальчишки. Честно говоря, не ждала много от данного ромкома, тем более третья часть оказалась не очень удачной. Но данный фильм вышел вполне неплохим.
Но мне хотелось бы поговорить не о новом фильме, а о героине как таковой.
«Дневник Бриджит Джонс», написанный британской писательницей Хелен Филдинг, был опубликован в 1996 году и практически сразу стал бестселлером. Возможно, современное молодое поколение может обвинить сценаристов в мизогонии, сексизме и фэтшейминге, но для поколения девушек старше 30 лет история Бриджит Джонс всё также остается актуальной.
Главная героиня – обычная девушка с типичными женскими комплексами и проблемами, которые ей навязывало общество: как бы стать стройной как топ-модель, как отказаться от вредных привычек, как найти себе пару и перестать быть одиночкой, и как перестать фантазировать о свадьбе после одного сообщения от понравившегося мужчины. По книге она весит 62 кг, но при этом она и все ее окружение считает «слегка полноватой» или «толстушкой».
Бриджит Джонс – типичная истерическая личность. Характерный черты: энергичность, демонстративное поведение, стремление к оральным подкреплениям, любви, вниманию и эротической близости, склонность считать отношения с людьми более близкими, чем они есть в действительности, неуверенность в себе, жажда к одобрению, чувствительность к критике, внушаемость и обращение своей любви по направлению к отцу.
К 30 годам она так и не смогла сепарироваться от родителей, которые дают ей советы о том, как одеваться и как строить отношения с противоположным полом. Например, когда Бриджит приходит на рождественский ужин к родителям, то мама заставляет надеть ее наряд, похожий на ковер, который ей совсем не нравится, но и заставляет познакомиться с мужчиной, который ей изначально не симпатичен.
У героини совершенно отсутствуют личные границы: окружение постоянно лезет в ее жизнь с советами, как лучше. Создается впечатление, будто все вокруг лучше знают, как жить Бриджит: с какими мужчинами встречаться, когда рожать, сколько пить и курить, на сколько килограмм похудеть, как одеваться. При этом героиня соглашается со всеми этими комментариями, пытаясь подстроиться под идеальный образ, навязанный обществом.
Бриджит изо всех сил старается соответствовать нормам, принятым в ее окружении. По этой причине она скупает псевдо-психологические книги в надежде, что те помогут ей в достижении целей: похудеть, бросить курить и найти мужчину.
В каждом появившимся мужчине она видит потенциального мужа. Почему так происходит? Данному типу девушек кажется, что их жизнь скучна по причине отсутствия мужчины, который обязан сделать жизнь наполненной и яркой. Вот только Бриджит привыкла страдать, и хороший парень покажется ей скучным и неинтересным.
Зато ее привлекает Дэниел Кливер. Он уверен в себе, харизматичен, обладает приятной внешностью и успешен в карьере, привыкший жить в свое удовольствие.
Он не ищет глубоких отношений, он лишь строит иллюзию любви и для него женщины являются объектами для удовлетворения своих эгоистичных потребностей.
Их роман начинается с домогательств, когда Дэниел обращает внимание на мини-юбку героини. Она же воспринимает это как проявление любовного интереса и фантазирует о свадьбе.
Многим кажется, что Марк Дарси, адвокатом по защите прав человека, оказывается идеальным мужчиной. Но так ли это?
Марк Дарси более сложный персонаж, чем Дэниел Кливер. Он предстает перед нами как закрытый и недоступный человек. Он занудлив, обесценивает Бриджит, пренебрежительно относится к героине, нарушает ее личные границы, эмоционально сдержан.
При этом Марк Дарси остается верен себе и не стремится к романтическим жестам. Его первая жена ушла от него, и он боится снова быть брошенным, поэтому вместо поиска любви он занимается исключительно карьерой. У него нет стремления к появлению своих чувств, опасаясь отторжения. При этом у него нет потребности изменить себя или казаться лучше, чтобы понравится другим. Возможно, он яркий пример человека с неуверенностью в себе, скрытой за высокомерием.
К слову о главном герое.
В 1995 году вышел британский сериал «Гордость и предубеждение», одна из самых знаменитых экранизаций данного романа. Главную мужскую роль мистера Дарси исполнил Колин Ферт. Образ, который он воплотил на экране, так понравился Хелен Филдинг, что она написала собственный роман, в котором назвала главного героя в его честь – Марк Дарси. В книге даже есть эпизод, где Бриджит берет интервью у Колина Фёрта.
Когда Бриджит делает выбор в пользу Марка, это воспринимается как счастливое завершение фильма, где главные герои находят свою настоящую любовь. Героиня осознает, что идеальных людей не существует, и обретает счастье с человеком, который принимает ее такой, какая она есть.
Но почему же тогда Бриджит – героиня нашего времени?
С одной стороны, она воплощает собой комплексы и предрассудки, привитые обществом. Она, как и многие представители поколения, не сепарировалась от родителей.
С другой, она является примером самобытной героини, которой не нужно меняться внешне или внутренне, чтобы начать себя любить и уважать.