Найти в Дзене

Музыкальный гений

В секторе искусств научной библиотеки института культуры открылась книжно-иллюстративная выставка «Музыкальный гений», посвященная 215-летию со дня рождения польского композитора, пианиста Фридерика Шопена (1810–1849).
Эпоха романтизма дала миру множество замечательных деятелей искусства. Выдающимся представителем западноевропейского музыкального романтизма является Фридерик Шопен, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру Европы.
Шопена называли «гением фортепиано». В отличие от своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры, но сумел создать много яркого и нового в области фортепианной музыки.
Необычайная одаренность Шопена проявилась очень рано. Маленький вундеркинд в шесть лет сочинил первый полонез, а в семь уже выступал как пианист, поражая слушателей безупречным музыкальным вкусом и чувством композиции. О выдающемся таланте композитора говорят его ранние два конц

-2

В секторе искусств научной библиотеки института культуры открылась книжно-иллюстративная выставка «Музыкальный гений», посвященная 215-летию со дня рождения польского композитора, пианиста Фридерика Шопена (1810–1849).
Эпоха романтизма дала миру множество замечательных деятелей искусства. Выдающимся представителем западноевропейского музыкального романтизма является Фридерик Шопен, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру Европы.
Шопена называли «гением фортепиано». В отличие от своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры, но сумел создать много яркого и нового в области фортепианной музыки.
Необычайная одаренность Шопена проявилась очень рано. Маленький вундеркинд в шесть лет сочинил первый полонез, а в семь уже выступал как пианист, поражая слушателей безупречным музыкальным вкусом и чувством композиции. О выдающемся таланте композитора говорят его ранние два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненный в 1829 –1830 годах.
Также рано, с девятнадцати лет, началась и артистическая деятельность музыканта. Он гастролировал с концертами по городам Европы. Шопен мало выступал перед большой аудиторией, предпочитая играть в камерной атмосфере салонов. Он не только исполнял свои произведения, но был великолепным импровизатором, сочинял во время игры и позже записывал свои произведения. Одновременно он давал уроки фортепианной игры и завоевал репутацию выдающегося педагога.
Педагогической деятельности Шопена посвящена работа В. Николаева «Шопен – педагог».
Связанный кровными узами с Польшей и ее культурой, Фредерик Шопен большую часть жизни прожил во Франции. Будучи основоположником польской национальной композиторской школы, он уделял большое внимание народной музыке. Он создал и с любовью исполнял множество мазурок и полонезов, которые являлись музыкальным символом Польши и рассказывали о жизни ее народа.
Шопен возродил на романтической основе такие музыкальные формы как прелюдии, этюды и экспромты. Также им созданы баллады, сонаты, ноктюрны, вальсы, скерцо, которым композитор придал огромную выразительную силу и новизну. Вершиной творчества считают «Третью сонату си минор» (1944), красочную, наполненную светом и восторгом слияния с природой.
Ноты фортепианных сочинений композитора представлены в экспозиции.
Из множества исследований о жизни и творчестве Шопена представлены: монография И. Бэлзы «Шопен», исследование В. Дулембы «Шопен» и работа Я. Мильштейна «Очерки о Шопене».
О непростой личной жизни композитора рассказывает книга «Фридерик Шопен – Жорж Санд» (2005).
Исследование Ежи Брошкевича «Образ любви. Письма Шопена» повествует о его молодости, жизни в Варшаве и отъезде за границу, где он вынужден был остаться до конца своих дней. В издание включены также письма композитора к родным и друзьям.
Автор экспозиции и фотографий библиотекарь Людмила Басова.