Конец девятнадцатого и начало двадцатого века характеризуется в Российской и мировой экономике оживленнейшим расширением банковского капитала, торгового капитала и стремительным ростом промышленного капитала, с преобладанием тенденции экстенсивного развития капитализма, сопровождающейся в ряде европейских государств окончательной ломкой феодального абсолютизма.
Быстро растущая крупная буржуазия и естественно, сопутствующий ей мощный рабочий класс, в ряде политических вопросов имели единое мнение против преобладающего феодализма. Хотя при этом буржуазия весьма умело использовало феодальное государство как инструмент во внешней и внутренней политике для расширения рынков и усиления эксплуатации пролетариата.
Либеральные буржуазные партии и приверженцы социализма, по сути, стояли на единых позициях, выражая интересы большинства слоев населения России в эти времена социальных потрясений, то есть рабочих, крестьян, ремесленников, мелкой, и даже средней и крупной буржуазии, которые тогда исповедовали принцип примитивного бессознательного социализма.
В частности, как писал П.Н. Дурново, ну, если верить историку Е. Тарле, (соч. том 5. с. 268. М. 1957.) - «Социализм широких слоев населения заключается в том, что русский простолюдин, крестьянин и рабочий одинаково не ищет политических прав, ему не нужных и непонятных. Крестьянин мечтает о даровом наделении его чужой землей, рабочий – о передаче ему всего капитала и прибылей фабриканта, а дальше его вожделения не идут. И стоит только широко кинуть эти лозунги в население, стоит только правительственной власти допустить агитацию в этом направлении... и всякое революционное движение неизбежно выродится в социалистическое».
Что такое социализм, толком тогда никто не знал, и в том виде, как его тогда трактовали приверженцы социализма, как всеобщее, справедливое, бесклассовое общество с коммунистическими принципами, он был далек от российской феодальной реальности.
Естественно, что в то смутное время, сами социалисты и народ, поднятый социалистами на борьбу против буржуазии, как замечено в сб. «История политической экономии социализма в СССР в 20 – 30е годы» (с.18. М. 1980.), - «При высоком революционном порыве, пафосе уничтожения имущих классов… недостаточно ясно представляли перспективу дальнейшего развития революции и пути построения социалистического общества».
Российские социалисты получили Марксову теорию развития капитализма и вывод о неизбежности социализма в период великих социальных потрясений и окончательной ломки феодального абсолютизма и крупных войн. Рабочему классу и буржуазии нужны были демократические преобразования и политические права. Но буржуазия в России использовала феодальное государство против рабочих в своих целях, так как была напугана социализмом рабочих масс, то есть возможностью уничтожения частной собственности, о чем постоянно твердили социалисты.
Вот здесь-то сыграли окончательную роль последствия войн. Как только дело шло к поражению абсолютистского феодального государства, недовольная буржуазия, перед этим провоцировавшая царизм на войну, тут же заявляла о неспособности царского абсолютизма к управлению армией и государством. Подстрекаемые ею недовольство народных масс и их возмущение выводило на политическую арену радикальные партии, требовавшие уничтожение абсолютизма и установление демократии.
Используя эту ситуацию, социалисты пытались буржуазно -демократические движения перевести в социалистические, то есть одновременно свергнуть и феодализм и капитализм и отменить не только помещичье землевладение, но вообще частную собственность.
В России такая попытка удалась в силу целого ряда специфических условий, но она естественно не привела и не могла привести к тому социализму, о котором писал К.Маркс. Потому, что российские социалисты не знали и не изучали политическую экономию, не знали и не понимали, каким способом производится товар как потребительная и меновая стоимость, не знали что такое деньги и прибавочная стоимость. Социалистам это было неинтересно. Зато они хорошо знали, как справедливо поделить награбленное или отобранное у классовых врагов, у аристократов, помещиков, царских служащих, мещан, буржуев и крестьян и конечно в пользу экспроприаторов, то есть грабителей.
Как и почему это случилось в России, многократно и замечательно описано в многочисленных исторических и литературных произведениях. И это тема другой следующей статьи, а пока вернемся к нашей теме.
Свергнув остатки феодализма и зачатки капитализма, буржуазию, в 1917 году, социалисты (большевики) одновременно воплотили в жизнь крестьянскую программу крупной буржуазии, объявили мир для воюющих рабочих и крестьян и этим окончательно привлекли на свою сторону народные массы. Если в сельском хозяйстве программы были доведены до конца, то в промышленности завоевания капитала были уничтожены. Если крестьянство получало полную возможность для дальнейшего развития капиталистических отношений, то промышленное производство оказалось в анархии из-за отмены частной собственности капиталистов. Но и крестьянство продержалось у социалистов совсем недолго и было также ликвидировано, как зародыш капитализма в социалистической России, как чуждое социализму существо, воспроизводящее ежедневно, в производстве и торговле капиталистические, буржуазные производственные отношения.
Исторический опыт показал, что для создания материальных предпосылок социализма высокоразвитым капитализмом, если все же верить К.Марксу и Ф. Энгельсу, если кто читал их рассуждения о важности капитала в истории человечества и об исторической миссии буржуазии - мешать развитию частной собственности, значит вести экономику к упадку и деградации.
Анализируя исторический опыт, о возможности перехода на более низшую ступень в развитии человеческого общества в результате революции, об этом предупреждал уже Ф. Энгельс. Например, в своих статьях «Развитие социализма от утопии к науке» (Избр. соч. в 3т., т.3. с. 159., М. 1981.) и «О социальном вопросе в России», там же (т.2 с.419. М. 1981.) он, гениально опираясь, может быть, на уроки закона о максимуме (29 сентября 1793г. - 24 декабря 1794 г. во времена Французской революции). Об этом также писал и Е.Тарле (Соч. т.2. с 407- 495., М. 1957.)
Как же совместить программы российских социалистов (большевиков) и объективные законы экономики и общественного развития?
Как уничтожить, отменить частную собственность и при этом иметь высокоразвитое производство?
Увы, этого социалисты не понимали, не понимали этого и лидеры большевиков В.Ленин и И.Сталин, когда в борьбе за власть в стране обещали своим народам построить справедливое общество – социализм.
История все же когда-нибудь вскроет, что это было – тупость и невежество убежденных коммунистов или же аморальная, наглая ложь в гигантских, государственных масштабах, отлично все понимающих негодяев.
Ну, это же надо такое устроить! Вернуть обратно назад экономику огромной страны на более низшую ступень развития, на примитивный, феодально-рабовладельческий, докапиталистический способ производства и убедить всех людей в мире и свои народы, с помощью изощренной советской идеологии, что это и есть самое справедливое общество и самое высокоразвитое производство на Земле – социализм!
И чтобы все народы мира во всех странах стремились к такому убогому, примитивному тоталитарному социализму и свергали капитализм с его буржуазной демократией. Мы, конечно же, дикари еще, но быть может не все и не до такой же степени, чтобы хотеть такого социализма!