Найти в Дзене
Однодворка.ru

АНТИСЕМИСТСКИЕ НАСТРОЕНИЯ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1905 ГОДУ.

Революция 1905-1907 гг. не обошла стороной и населенные пункты Кромского уезда, здесь также, как и в других частях страны, усиливались волнения среди крестьянства, распространялась нелегальная литература. Живое представление о событиях начала прошлого века мы можем получить из рапортов Кромского уездного исправника. "Пристав 1-го стана Кромского уезда сего числа донес мне, что 3 ноября заведующий чайной при дер. Колках Колкской волости, крестьянином Иваном Григорьевичем Черных была поднята в коридоре при чайной неизвестно кем подброшенная брошюра, озаглавленная так: «За веру, царя и Отечество бить жидов, воззвание к крестьянам». В этой брошюре говорится, что евреев следует бить за то, что они добиваются равноправия. Заведующий чайной хотел передать брошюру Колкскому волостному старшине, но пришедший в чайную сын старшины Петр Васильев Черных попросил прочитать брошюру и прочитав, взял ее с собой для передачи волостному старшине. Брошюры Петр Черных старшине не передал, а на обращенные

Революция 1905-1907 гг. не обошла стороной и населенные пункты Кромского уезда, здесь также, как и в других частях страны, усиливались волнения среди крестьянства, распространялась нелегальная литература. Живое представление о событиях начала прошлого века мы можем получить из рапортов Кромского уездного исправника.

"Пристав 1-го стана Кромского уезда сего числа донес мне, что 3 ноября заведующий чайной при дер. Колках Колкской волости, крестьянином Иваном Григорьевичем Черных была поднята в коридоре при чайной неизвестно кем подброшенная брошюра, озаглавленная так: «За веру, царя и Отечество бить жидов, воззвание к крестьянам». В этой брошюре говорится, что евреев следует бить за то, что они добиваются равноправия. Заведующий чайной хотел передать брошюру Колкскому волостному старшине, но пришедший в чайную сын старшины Петр Васильев Черных попросил прочитать брошюру и прочитав, взял ее с собой для передачи волостному старшине. Брошюры Петр Черных старшине не передал, а на обращенные к нему требования урядника отдать брошюру объяснил, что он отослал ее в редакцию газеты «Сын Отечества». Об этом происшествии донесено прокурору Орловского окружного суда, участковому товарищу прокурора и сообщено начальнику Орловского губернского жандармского управления и его помощнику.

"5 сего ноября по г. Кромам в пьяном виде ходил прибывший из г. Александровска неизвестного звания человек, назвавшийся крестьянином села Кутафина Кромского уезда Понкратом Давыдовым Лактионовым. Зайдя в квартиру еврея Хацынкова, Лактионов советовал ему повесить иконы, а иначе будут бить евреев. Мещанину на базаре говорил, что идет партия бить евреев и что православных не тронут. Лактионов для проверки личности его передан приставу 1 стана Кромского уезда".

10.10.1905. "Молва и угрозы, высказываемые открыто о необходимости бить и громить евреев, усиливаются. Бьются стекла в еврейской парикмахерской, были попытки побить 2 дам, которых приняли за евреек, русские мальчики били еврейских. В уезде появляются воззвания, в которых крестьяне призывают бить евреев за Царя, веру и отечество. Прибывающие в уезд шахтеры подстрекают бить евреев, приводят к угрожающему положению дел. Хотя население города и не представляется способным произвести разгром. Распространяется мнение, что евреи – виновники всех смут, идут против царя и хотят равноправия. Осенью в базарные дни народ будет стекаться в город в большом количестве, и возможность погрома евреев возрастает".

11.11.1905. Легковой извозчик, крестьянин слободы Черкасской, Кромского уезда, Иван Сергеев Донцов, составивший себе этим занятием довольно солидный капитал, в августе месяце сего года в местном городском саду нанес оскорбление действием кромскому мещанину из евреев Иосифу Яковлеву Шухмарову, за что, будучи привлечен к ответственности, подвергнут земским начальником 4-дневному аресту. Донцов систематически стал преследовать Шухмарова. В минувшем октябре месяце, уже после обнародования Высочайшего манифеста, Донцов, явившись ночью в дом Шухмарова и отбив дверь с петель, ворвался в помещение и там нанес Шухмарову и его семье оскорбления, говоря: «нужно бить их, их бьют по всем городам». За этот поступок Шухмаров, в виду тревожного времени, не стал преследовать Донцова. 8 сего ноября в 11 часов ночи Донцов снова и также, как и в первый раз, в пьяном виде стал врываться в дом Шухмарова, почему брат последнего, Роман Яковлев Шухмаров, чтобы напугать Донцова, вышел во двор и выстрелил из имеющегося револьвера 2 раза на воздух, а затем оба брата погнались за Донцовым с целью задержать его. Около Николаевской церкви Шухмаровы и Донцов были задержаны ночным обходом, состоявшим из урядника Абашкина и стражника Попрядухина. Шухмаровы, по заявлению Донцова, стреляли в него с целью лишить его жизни".