Музыкальные инструменты веками восхищали нас своим звучанием и внешним изяществом, но что скрывается под их поверхностью? Фотограф и виолончелист Чарльз Брукс превратил этот вопрос в художественный манифест. Серия «Архитектура в музыке» — это визуальная ода внутренней сложности фортепиано, скрипок, саксофонов и флейт, каждый снимок, будто, становится порталом в параллельную реальность.
Брукс, два десятилетия игравший в оркестрах Китая, Чили и Бразилии, знает о музыкальных инструментах больше, чем кто-либо.
Но в 2016 году он обменял смычок на фотоаппарат, чтобы показать миру то, что скрыто за струнами и клавишами. Синтез высоких технологий и художественного видения - его главный метод исследования. Специальные зондовые линзы, похожие на инструменты хирурга, проникают в узкие щели фортепиано или изгибы флейты. Каждый объект он снимает сотни раз, меняя фокусное расстояние, а затем кропотливо соединяет кадры в единое изображение.
Какой результат?
Внутренности 240-летней виолончели, пережившей столкновение с поездом, напоминают интерьер старинного корабля с деревянными балками-шпангоутами. Клавиши рояля Fazioli, собранного вручную из 11 000 деталей, кажутся колоннадой античного храма, а саксофон XIX века — порталом в золотой тоннель эпохи джаза.
Технология макрокосма: как создаются эти фотографии?
1. Сверхточные линзы. Специализированные зондовые объективы позволяют заглянуть в узкие полости инструментов, недоступные человеческому глазу.
2. Многослойная съёмка. Каждый объект фотографируется сотни раз с разными фокусными расстояниями. После этого кадры объединяются в единое изображение.
3. Иллюзия пространства. Использование нестандартных ракурсов и высочайшей детализации создаёт эффект "архитектурного" масштаба.
Особую магию работам придаёт свет.
Брукс использует дым и точечную подсветку. Лучи, пробивающиеся через эфы скрипки, рисуют на дереве узоры, словно солнечный свет сквозь витражи Шартрского собора. А диджериду, выдолбленный термитами, подсвечивается так, будто его естественные неровности выглядят как барельефы пещеры Альтамира.
Карьера Брукса — история превращения музыканта в "визуального археолога". После многих лет выступлений в концертных залах он стал исследовать инструменты в буквальном смысле. От Парижской консерватории с её раритетами до лабораторий ЦЕРНа, где фотографировал детекторы Большого адронного коллайдера.
В 2018 году Panasonic предложили стать Чарльзу Бруксу первым официальным владельцем новой камеры Lumix. Партнёрство позволило вывести его работы на первые полосы крупных изданий.
Успех проекта ошеломляет: с 2022 года фотографии набрали 16 миллионов просмотров, их публиковали в 120 странах, а выставки проходили как в консерваториях, так и в архитектурных бюро.
Критики видят в этом диалог эпох: следы ремонта на старинной виолончели напоминают шрамы, а заводские клейма — подписи мастеров-скульпторов. Для инженеров это учебник акустики, для музыкантов — портрет души инструмента, для обычных зрителей — билет в мир, где микроскопическая трещина в дереве становится каньоном, а позолота саксофона — дорогой в мифическую землю, богатую золотом и драгоценными камнями Эльдорадо.
«Снимая виолончель, я дирижирую оркестром из света и тени, — говорит Брукс. — Эти инструменты пережили войны, путешествия, ремонты. Моя задача — дать им голос, который услышат даже те, кто никогда не брал в руки смычок».