Найти в Дзене
Российское фото

Эту макро-съемку обсуждал весь мир. Музыкальные инструменты изнутри (20 фото)

Музыкальные инструменты веками восхищали нас своим звучанием и внешним изяществом, но что скрывается под их поверхностью? Фотограф и виолончелист Чарльз Брукс превратил этот вопрос в художественный манифест. Серия «Архитектура в музыке» — это визуальная ода внутренней сложности фортепиано, скрипок, саксофонов и флейт, каждый снимок, будто, становится порталом в параллельную реальность. Но в 2016 году он обменял смычок на фотоаппарат, чтобы показать миру то, что скрыто за струнами и клавишами. Синтез высоких технологий и художественного видения - его главный метод исследования. Специальные зондовые линзы, похожие на инструменты хирурга, проникают в узкие щели фортепиано или изгибы флейты. Каждый объект он снимает сотни раз, меняя фокусное расстояние, а затем кропотливо соединяет кадры в единое изображение. Внутренности 240-летней виолончели, пережившей столкновение с поездом, напоминают интерьер старинного корабля с деревянными балками-шпангоутами. Клавиши рояля Fazioli, собранного вру
Оглавление

Музыкальные инструменты веками восхищали нас своим звучанием и внешним изяществом, но что скрывается под их поверхностью? Фотограф и виолончелист Чарльз Брукс превратил этот вопрос в художественный манифест. Серия «Архитектура в музыке» — это визуальная ода внутренней сложности фортепиано, скрипок, саксофонов и флейт, каждый снимок, будто, становится порталом в параллельную реальность.

Контрабас Charles Theress, около 1860 года выпуска.
Контрабас Charles Theress, около 1860 года выпуска.

Брукс, два десятилетия игравший в оркестрах Китая, Чили и Бразилии, знает о музыкальных инструментах больше, чем кто-либо.

Но в 2016 году он обменял смычок на фотоаппарат, чтобы показать миру то, что скрыто за струнами и клавишами. Синтез высоких технологий и художественного видения - его главный метод исследования. Специальные зондовые линзы, похожие на инструменты хирурга, проникают в узкие щели фортепиано или изгибы флейты. Каждый объект он снимает сотни раз, меняя фокусное расстояние, а затем кропотливо соединяет кадры в единое изображение.

Какой результат?

Внутренности 240-летней виолончели, пережившей столкновение с поездом, напоминают интерьер старинного корабля с деревянными балками-шпангоутами. Клавиши рояля Fazioli, собранного вручную из 11 000 деталей, кажутся колоннадой античного храма, а саксофон XIX века — порталом в золотой тоннель эпохи джаза.

Виолончель, которая пережила попадание под поезд. Инструмент с исключительной историей. Созданный в Германии в конце 1800-х годов, он был отправлен в Новую Зеландию незадолго до 1911 года. В конце 1920-х годов виолончель попала под поезд. Обычно этого было достаточно, чтобы списать инструмент, но поскольку это было время великой депрессии, а хороших инструментов не было в наличии, его кропотливо реставрировали. С тех пор он прошел через руки многих мастеров, большинство из которых оставляли свои подписи. Внутри мы можем видеть подписи 1911, 1930 и 1988 годов, документирующие поколения ремонтов новозеландских мастеров.
Виолончель, которая пережила попадание под поезд. Инструмент с исключительной историей. Созданный в Германии в конце 1800-х годов, он был отправлен в Новую Зеландию незадолго до 1911 года. В конце 1920-х годов виолончель попала под поезд. Обычно этого было достаточно, чтобы списать инструмент, но поскольку это было время великой депрессии, а хороших инструментов не было в наличии, его кропотливо реставрировали. С тех пор он прошел через руки многих мастеров, большинство из которых оставляли свои подписи. Внутри мы можем видеть подписи 1911, 1930 и 1988 годов, документирующие поколения ремонтов новозеландских мастеров.

Технология макрокосма: как создаются эти фотографии?

1. Сверхточные линзы. Специализированные зондовые объективы позволяют заглянуть в узкие полости инструментов, недоступные человеческому глазу.

2. Многослойная съёмка. Каждый объект фотографируется сотни раз с разными фокусными расстояниями. После этого кадры объединяются в единое изображение.

3. Иллюзия пространства. Использование нестандартных ракурсов и высочайшей детализации создаёт эффект "архитектурного" масштаба.

Басовые струны рояля Steinway. Натянутые басовые струны создают давление на раму до 20 тонн. Снимок собран из 720 изображений.
Басовые струны рояля Steinway. Натянутые басовые струны создают давление на раму до 20 тонн. Снимок собран из 720 изображений.
Рояль, Steinway & Sons.
Рояль, Steinway & Sons.

Особую магию работам придаёт свет.

Брукс использует дым и точечную подсветку. Лучи, пробивающиеся через эфы скрипки, рисуют на дереве узоры, словно солнечный свет сквозь витражи Шартрского собора. А диджериду, выдолбленный термитами, подсвечивается так, будто его естественные неровности выглядят как барельефы пещеры Альтамира.

Басовый кларнет, 1995 г.
Басовый кларнет, 1995 г.
Австралийский диджериду. Пострадал от термитов.
Австралийский диджериду. Пострадал от термитов.

Карьера Брукса — история превращения музыканта в "визуального археолога". После многих лет выступлений в концертных залах он стал исследовать инструменты в буквальном смысле. От Парижской консерватории с её раритетами до лабораторий ЦЕРНа, где фотографировал детекторы Большого адронного коллайдера.

Рояль, Steinway & Sons.
Рояль, Steinway & Sons.

В 2018 году Panasonic предложили стать Чарльзу Бруксу первым официальным владельцем новой камеры Lumix. Партнёрство позволило вывести его работы на первые полосы крупных изданий.

Мини-гитара, Taylor GS.
Мини-гитара, Taylor GS.

Успех проекта ошеломляет: с 2022 года фотографии набрали 16 миллионов просмотров, их публиковали в 120 странах, а выставки проходили как в консерваториях, так и в архитектурных бюро.

Гитару под названием "Семь лун" (Siete Lunas) изготовил чилийский мастер Роберто Эрнандес Сеспедес. Инструмент изготовлен из французского ореха и немецкой ели, и в нём семь звуковых отверстий. Фото собрано из 94 изображений.
Гитару под названием "Семь лун" (Siete Lunas) изготовил чилийский мастер Роберто Эрнандес Сеспедес. Инструмент изготовлен из французского ореха и немецкой ели, и в нём семь звуковых отверстий. Фото собрано из 94 изображений.

Критики видят в этом диалог эпох: следы ремонта на старинной виолончели напоминают шрамы, а заводские клейма — подписи мастеров-скульпторов. Для инженеров это учебник акустики, для музыкантов — портрет души инструмента, для обычных зрителей — билет в мир, где микроскопическая трещина в дереве становится каньоном, а позолота саксофона — дорогой в мифическую землю, богатую золотом и драгоценными камнями Эльдорадо.

«Снимая виолончель, я дирижирую оркестром из света и тени, — говорит Брукс. — Эти инструменты пережили войны, путешествия, ремонты. Моя задача — дать им голос, который услышат даже те, кто никогда не брал в руки смычок».
Внутри рояля Steinway.
Внутри рояля Steinway.
Внутри скрипки 1800-х годов.
Внутри скрипки 1800-х годов.
Рояль с самоигровой системой Steinway Spirio R.
Рояль с самоигровой системой Steinway Spirio R.