Сначала о термине
Odsun – слово чешское. В русском языке для него нет родственного корня. Правда, имеется родственная для всех славянских языков приставка од/от, означающее направление. Одсун переводится как «выселение», «перемещение», «вытеснение».
Любому чеху хорошо известно это слово. Оно означает выселение судетских немцев из Чехословакии сразу после окончания Второй мировой войны в Европе.
Почему судетские, откуда они взялись и как жили с чехами до Одсуна
Вообще-то, Судеты - это горы, протянувшиеся по территории Польши, Германии и Чехии на 320 километров. В XII–XIII веках здесь появились первые немецкоязычные переселенцы, приехавшие по приглашению богемских королей и герцогов. Судетскими их стали называть с 1918 года, когда появилась чехословацкая республика.
Надо было обозначить поживающих там немцев, которых в то время насчитывалось три миллиона – чуть менее половины всего ее населения. Словаков было меньше, но они были представлены в названии Республики. Тем не менее, в Судетской области работали немецкие школы, а в парламенте имелась фракция депутатов- немцев.
В 1938 году нацистская Германия аннексировала Судетскую область. О Мюнхенском соглашении знают все. Судетские немцы объединение с Германией встретили с воодушевлением. Уже в то время они чувствовали притеснение со стороны чешских властей.
Через год началась большая война и Гитлер напал на Чехословакию
Надо отметить, что нее была сильная, хорошо вооруженная армия и мощные укрепления в Судетских горах. Если бы чехи дали отпор, то немцам пришлось бы вести бои в труднопроходимой лесистой местности. Тем более, что в тот год. Вермахт не был так силен.
Но чехи уступили, воевать не стали, и сдали страну без боя. Потом никто не пытался организовать движение сопротивление захватчикам. Ни партизанской борьбы, ни подполья в оккупированной Чехословакии не было. Ее мощная военная промышленность заработала на Германию. Все годы войны чехи вооружали и кормили солдат вермахта. Молодых парней, если и призывали, то не отправляли на Восточный фронт.
Ну, а судетские немцы торжествовали, когда Германия, разделила страну на протектораты Моравию и Богемию и предоставила словакам фиктивную независимость. Часть чешской территории досталось Венгрии с Польшей.
Чехия после окончания войны приступила к плану одсун
Чехию освободили войска 1-го Украинского фронта На русских солдат смотрели со страхом, но они никого не трогали. Просто наблюдали с любопытством и удивлением, как живет народ в этих краях . Потом они ушли, двинувшись к Берлину. Тут и начался этот самый одсун.
Судьбу судетских немцев решили главы стан-победительниц на конференции в Потсдаме. По настоянию президента Чехословакии Бенеша, всю войну просидевшего в Лондоне, они разрешили чекам выселить немцев из Судетской области. Образно можно сказать, что произошел своего рода Мюнхен, только наоборот.
Изгнание немцев проводилось тщательно, прямо с немецкой пунктуальностью. Сначала их всех лишили гражданства, а, чтобы отличать от чехов, обязали носить белые нарукавные повязки с буквой N. Были закрыты все немецкие школы и библиотеки. Замолчало их радио и перестали выходить газеты.
Немцам запретили без разрешения покидать свое место жительства, выходить на улицу после 19 часов, пользоваться общественным транспортом, посещать кинотеатры и кафе. Отобрали все велосипеды и не разрешили разговаривать в общественных местах на своем родном языке. Более того, запретили врачам принимать немецких пациентов.
Для контроля исполнения введенных запретов и «вершения правосудия» были созданы отряды «революционная гвардия». В нее записалось большое количество чехов, которые все три года войны работали на гитлеровскую Германию и кричали «хайль». Теперь им ничего не мешало мстить судетским немцам за свое национальное унижение.
Процесс депортации занял продолжительное время
Немцев, выселенных из своих домов, сначала размещали в бывших концлагерях, а потом пешком направляли к австрийской границе. Все их имущество подлежало конфискации. По разным источникам число погибших при депортации составило от 30 тысяч человек (по оценке самих чехов) до 230 тысяч (посчитали в землячестве судетских немцев).
Первый президент Чехии Вацлав Гавел принес извинения судетским немцам за одсун и даже обещал вернуть им гражданство. Тем не менее, все имущественные претензии их потомков он отвергал.
Примечание:
В отношении одсуна существует две полярные точки зрения. Одни утверждают, что депортация судетских немцев – мера правильная. Они заслужили это. Другие считают одсун геноцидом мирного населения.
В связи с изложенным в заметке возникает вопрос: насколько правомерно понятие «коллективной ответственности»? Должны ли были судетские немцы отвечать за деятельность гитлеровцев в оккупированной Чехословакии?