Найти в Дзене

«Навсегда в памяти товарищи, оставшиеся в Афгане»

Николай Александрович Чаусов родом из Б-Осиновского, оттуда же был призван в армию. Срочную службу ему, как и тысячам других призывников того времени, пришлось нести в Афганистане. – Призвали меня 9 мая 1980 года. Мы с ребятами, всего нас было 6 человек со всего района, уже знали, что служить будем в воздушно-десантных войсках. А уже в Волгограде, на отборном пункте, нам сказали, что все мы попадём в Афган. Курс молодого бойца проходил в Пскове. Попал в витебскую ВДВ, уже оттуда – в Афган. В рядах 103 гвардейской воздушно-десантной дивизии оказался в Кабуле. Там и началась моя служба. Срочную службу Николай Александрович проходил водителем оперативной машины комендантской роты штаба дивизии 103 ВДВ. Работал на БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина). Дороги Кабула, взрывы, лица товарищей, которым так и не суждено было вернуться из Афгана, навсегда остались в памяти ветерана боевых действий. – Я Кабул вдоль и поперёк изъездил. Помню каждый свой выезд, каждый рейд. Самое ст

Николай Александрович Чаусов родом из Б-Осиновского, оттуда же был призван в армию. Срочную службу ему, как и тысячам других призывников того времени, пришлось нести в Афганистане.

Николай Александрович Чаусов крайний слева наверху
Николай Александрович Чаусов крайний слева наверху

– Призвали меня 9 мая 1980 года. Мы с ребятами, всего нас было 6 человек со всего района, уже знали, что служить будем в воздушно-десантных войсках. А уже в Волгограде, на отборном пункте, нам сказали, что все мы попадём в Афган.

Курс молодого бойца проходил в Пскове. Попал в витебскую ВДВ, уже оттуда – в Афган. В рядах 103 гвардейской воздушно-десантной дивизии оказался в Кабуле. Там и началась моя служба.

Срочную службу Николай Александрович проходил водителем оперативной машины комендантской роты штаба дивизии 103 ВДВ. Работал на БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина).

Николай Александрович Чаусов в центре
Николай Александрович Чаусов в центре

Дороги Кабула, взрывы, лица товарищей, которым так и не суждено было вернуться из Афгана, навсегда остались в памяти ветерана боевых действий.

– Я Кабул вдоль и поперёк изъездил. Помню каждый свой выезд, каждый рейд. Самое страшное, наверное, это когда едешь за паролем. От этого зависит жизнь целой группы, а ты как на ладони, и обстрелять могут, – вспоминает Николай Александрович. – Всё было как сейчас в фильмах показывают, только вживую. Сначала не понимали опасности, уже потом к концу службы, месяца за три до демобилизации стало действительно страшно, что можешь никогда не вернуться домой… Местные нас уважали. Но всякое бывало.

И в разведку ходить приходилось, и «духов» в плен брать. Под обстрелы попадали очень часто. Видел многое. Некоторые моменты до сих пор стоят перед глазами. Тяжелее всего было терять товарищей. Особенно тех, с кем сдружились. Трое ребят-водителей навсегда остались там. Много погибло там наших пацанов, совсем молодые, им бы жить и жить, жалко ребят. Они навсегда остались в моей памяти.

-3

С земляками служить в Афгане мне не пришлось. Хотя наши там были. К примеру, Сергей Турчёнков. Мы до армии с ним в ДОСААФе учились, комиссию вместе проходили и потом в Пскове были, а в Кабул вместе не попали. То есть он служил там же, но в автороте на ЗИЛе ездил. Иногда удавалось видеться, но редко. К себе меня звал, вторым номером, я было согласился, но товарищи переубедили. А Серёга за время службы 10 рейсов «Кабул – Термез» сделал – больше всех.

А с другим земляком Марсом Ермаковым из колхоза «Путь Ленина» я познакомился уже в Афганистане, перед дембелем. Я уже домой собирался, а его служба только начиналась. Хороший парень.

Вообще, служба интересная была. Мы выполняли поставленные нам задачи, а о каких-то наградах и мыслей не было. Я не жалею, о том, что было, а было многое. Кто в Афгане служил, тот никогда этого не забудет.

1 мая 1982 года Николай Чаусов вернулся домой. Он долго не мог привыкнуть к мирной жизни. Всё казалось каким-то нереальным, как будто прежней, гражданской жизни, до Афгана и не было. Постепенно, шаг за шагом, он адаптировался. Устроился на работу в колхоз, встретил женщину, создал семью.

– С будущей супругой нас свёл несчастный случай. У Нины на тот момент было двое сыновей, но меня это не остановило. В 1984 году мы расписались. Мальчишек сразу принял как родных, воспитывал по-отцовски. Фамилию парням оставить решили родного папы – Штельмах. А вскоре у нас появился совместный сын. Именно семья и дети стали для меня главным стимулом забыть ужасы Афганистана, жить дальше и строить своё будущее.

Николай Александрович работал на железной дороге, занимался домом и хозяйством, которое впоследствии и стало основным источником заработка для Чаусовых. Вместе с супругой воспитали крепких, ответственных, добрых и отзывчивых парней. Старший сын Алексей и младший Александр так же, как и их отец, служили в воздушно-десантных войсках, средний Василий – в войсках связи. После службы все трое вернулись на малую родину. Здесь строили уже свою жизнь. Обзавелись семьями и детьми и стали сотрудниками ИК-19, откуда Алексей и Василий Штельмах вышли на пенсию, а Александру осталось несколько лет до отставки в связи с выслугой лет.

Чаусовы — богатые дедушка с бабушкой. У них 5 внучек и 2 внука. Николай Александрович и Нина Валентиновна всегда старались быть для своих детей надёжным тылом и крепким плечом. И хотя сыновья давно выросли, они связь с родителями не обрывают. Звонят, приезжают в гости, а с внуками у Чаусовых так вообще отношения особого характера.

– У Алексея – дочь и сын, у Василия – две девочки, а младший Александр, как и мы, многодетный родитель. У него две дочери и сынок. Старшие внуки уже взрослые. У них своя жизнь, учёба, работа. Младшие с нами намного чаще, на выходных и каникулах у нас. Уж их я балую, ну а как иначе, самые маленькие. Вот каким богатством мы с Ниной Валентиновной за 40 лет жизни обзавелись, а другого нам и не надо. Афган научил меня ценить жизнь и дружбу, дал понять, что самое дорогое у человека – это семья и родные. А война – это всегда трагедия.

К сожалению, трагедия войны вновь коснулась Николая Александровича. Василий, средний сын Нины Валентиновны, которого с самого детства он воспитывал как родного, погиб на СВО. За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и служебного долга, Василий Штельмах посмертно награждён орденом Мужества.

– Тяжело пережить гибель своего ребёнка. Эта боль теперь навсегда с нами. Теперь уже и дни не дни, и праздники не праздники. Но живём, стараемся. Внуки – наше всё. Они и помогают на плаву держаться и не унывать. Хозяйство держим, трудимся в доме и на приусадебном участке. Раньше, конечно, с товарищами часто виделись, а сейчас уже гораздо реже. Но вот в феврале, в день вывода советских войск из Афганистана, стараемся встречаться, прошлое вспомнить и о жизни поговорить. И на митинги приезжаю в Суровикино и дома, конечно, поминаю боевых своих товарищей, которых я потерял там, в уже таком далёком для меня Афганистане. Сколько бы времени не прошло, я всегда буду помнить тех, с кем служил, и тех, кто навсегда остался в Афгане.

Мария Майорова, наш корр.

Фото из личного архива Н.А.Чаусова