Мы вчера убили лису. Да, убили. Не добыли, как многие любят в таком случае поправлять. Наши классики-охотники не стеснялись писать "убил", но теперь это не модно. Хвастаюсь я данным фактом на работе. А мне задают вопрос: на воротник пойдет? Нет, отвечаю, просто выбросили. Зачем нам она? Все сразу замолчали, кто-то пробубнил, что зря животинку загубили...
Обывателей не интересует, чем питается лиса. Сколько гнезд она разорит весной - а на земле ведь гнездятся в основном благородные птицы, типа тетеревов, куропаток, луговая дичь... Сколько зайчат она съест? Они ведь беззащитны перед хищником. Сколько птенцов, еще плохо летающих, попадет к ней в зубы... Конечно лиса по возможности питается и грызунами, но при случае она не побрезгует любой дичиной. У соседа на огород повадились индюшки уходить - спрячутся в куст и несут яйца. Лиса регулярно приходила и резала этих довольно-таки больших птиц...
Короче, убив эту лису, мы спасли много всяких животных. А с учетом того, что у нее не родятся и щенки по весне - мы спасли еще больше. Хищников сейчас много, реально много. Шкуры никому не нужны. Это в советское время встретить лису было редкостью - шкуры покупались государством и охотники целенаправленно охотились на пушных зверей. Сейчас шкуры не покупают. Выделка их дело не простое, да еще и заразных много - паршивых. Честно говоря, даже голыми руками стараемся лису не трогать, только в перчатках.
Нужна ли нам эта лиса? Конечно нет. Добыть ее тяжело, лучше бы собаки зайца гоняли. Но если попадается плутовка на выстрел - конечно же стреляем. Даже мысли не возникает проявить гуманность. Точно также, как стараемся уничтожать при случае енотовидных собак - чужой нашей природе вид, который наносит существенный вред местной фауне.
Одно из самых больших заблуждений обывателей это то, что в живой природе все логично, гармонично и в тоже время, что диких животных мало и становится все меньше, виной же этому - человек и в первую очередь - охотник.
Живая природа действительно способна саморегулироваться - если каких-то животных становится слишком много, то возникают эпизоотии, недостаток кормовой базы способствует уменьшению поголовья. Даже элементарно при неблагоприятных условиях самки начинают приносить меньше потомства и тем самым регулируется численность того или иного вида. Или, например, если становится много грызунов, то увеличивается и численность хищника. Но вся эта "саморегуляция" работает довольно грубо.
Другое дело охотоведение и биотехния, как раздел охотоведения. Путем стимулирования охотников добывать больше тех или иных животных, можно регулировать численность видов, страдающих от хищников или деятельности человека. Конечно у городских жителей это вызовет оскомину - убиваете-то ради того, чтобы еще больше убивать. Да, можно и так сказать. Но мы в любом случае охотники. Однако охотясь мы можем приносить вред, но можем и приносить пользу. Добыча лисы увеличивает количество зайца. А если лиса остается живой - это приводит к уничтожению десятка зайцев, допустим.
Хищника реально сейчас стало много. Вечером, по дороге с дачи или на дачу, обязательно встречаем лисиц на полях. Когда жалуемся егерю на то, что зайца мало - он отвечает - так хищника-то сколько! Немудрено.
Так что вот такая наша охотничья логика.