С этой моделью полувагона 12-132 в масштабе 1:87, построенной из набора для самостоятельной сборки производства SIN models (№151), связана одна очень поучительная история. Из этой истории было сделано два важных вывода, о которых я расскажу в конце статьи. А суть её вот какая.
При постройке модели стояла задача изготовить под заказ к определенному сроку копию вагона транспортной компании "Новотранс" с конкретным номером и датами КР и ДР. Кит вагона имелся в наличии, все необходимые комплектующие также были в наличии. Дело оставалось за декалями. Впереди был большой запас времени - больше двух недель.
Декали были заказаны у Ивана Семенова (SIN models), оперативно им изготовлены и отправлены заказным письмом Почтой России. На прорисовку макета, его проверку и согласование, печать декалей, упаковку и отправку листа с декалями ушла всего пара дней.
Тем временем вагон был собран, загрунтован, окрашен. Специально для него была изготовлена подставка из МДФ в виде модели участка пути (рельсы, балластная призма, грунт, трава). С учетом неспешной работы, просушки слоев грунта, краски и лаков, а также краски и клея на подставке на все ушла примерно неделя.
Письмо с декалями, оформленное 17 августа и принятое в отделении связи Екатеринбурга на следующий день, 21 августа прибыло в город Иркутск, прошло сортировку и 22 августа покинуло сортировочный центр в направлении отделения связи 664047 города Иркутска. 24-25 августа модель планировалось завершить и 26 числа отправить заказчику.
Но в отделении связи письмо не появилось ни 22 числа, ни на следующий день, ни несколько дней спустя...
Попытки выяснить его судьбу не увенчались успехом. Служба поддержки как обычно отмораживалась, заявляя про то, что контрольные сроки еще не вышли, что местонахождение письма не установлено. "Выясняйте в отделении, поступило они к ним или находится до сих пор в сортировочной центре."
В почтовом отделении оператор, девушка двадцати с небольшим лет, равнодушно констатировала, что начальник в отпуске, сортировщица на выходном и завтра уходит в отпуск, а у самой моей собеседницы сегодня последний рабочий день, и кто завтра будет работать, она не знает. Нужно ли говорить о том, что все попытки уговорить ее проверить, где находится письмо, были тщетны. "У нас на складе, - констатировала она - десяток неразобранных мешков с письмами и посылками! Ваше письмо где-то там, но разбирать мешки некому, сортировщица одна и сегодня это сделать она не успеет."
Спустя пару дней служба поддержки после очередного обращения через приложение соизволила принять заявление на розыск письма. Не хотела, не соглашалась, но после моего настояния сделала это и зафиксировала обращение. В разговоре оператор рекомендовала еще раз обратиться в отделение связи, так как "судя по всему, письмо приехало в отделение и находится там, но по какой то причине не было принято и отмечено в программе".
Очередное посещение отделения связи разчаровало еще больше. На двери красовалось объявление формата А4 с лаконичным посланием "Почта не работает". Вокруг стояла небольшая толпа людей, в основном старшего и пенсионного возраста и что-то обсуждала.
Спустя больше недели хранения в мешках на складе почтового отделения, 28 августа в приложении, наконец, обновилась информация о письме - оно получило статус "Готово к вручению". Оказалось ли оно готово фактически? Разумеется нет. Посещения отделения в последующие несколько дней не привели к желаемому событию. "До нас тут все поувольнялись, мы вышли и разгребаем завалы, ничего не успеваем. Ваше письмо определенно находится в этом отделении, но где - мы не знаем". Таков был ответ сотрудников.
Получить конверт удалось только спустя еще две недели. К тому времени его вложение, разумеется, уже потеряло всякую актуальность.
Что касается модели, то она была завершена и отправлена заказчику практически в последний день, когда это еще было не слишком поздно сделать. Еще в тот момент, когда письмо с декалями томилось в 47-м отделении почты Иркутска, и было уже понятно, что это надолго, я попросил Ивана Семенова напечатать и отправить мне еще один комплект декалей. Иван, за что ему огромное спасибо, сделал это очень быстро.
Второе письмо было отправлено уже в другое почтовое отделение Иркутска, куда оно прибыло 2 сентября после обеда. Здесь тоже не обошлось без приключений: отдавать его не хотели, потому что "оно еще не готово к выдаче". В приложении - готово, а фактически - нет. Только настоятельная просьба найти его и выдать, а также посторное посещение и часовое ожидание привели к тому, что за 15 минут до закрытия отделение, второе письмо с комплектом декалей таки было получено.
В этот же вечер модель была одекалена, задута матовым лаком и отправлена заказчику на другой конец страны. Разумеется отправлена она была не Почтой России, а СДЭКом, по самому быстрому и дорогому тарифу (который оказался все-равно дешевле тарифов EMS). Благо пункты службы СДЭК работают до 20-00, и прямо перед закрытием коробка была сдана.
Из-за спешки модель даже не была нормально сфотографирована. Поэтому вместо изображений модели на светлом фоне и/или на макете, есть только одна вот такая несуразная фотография.
Какие выводы я деля себя сделал?
Во-первых, любая сложившаяся ситуация - это, прежде всего, результат твоих действий или бездействий. Согласился сделать модель на заказ, рассчитал сроки, но не учел форс-мажор - это твоя вина. Это ты согласился. Это ты не учел. Я крайне редко делал модели на заказ до этого случая (от силы один-два раза в год). От этого заказа я всячески отказывался, но в итоге позволил себя уговорить. Это и было главной ошибкой.
Во-вторых, деятельность таких организаций, как Почта России (призванных помогать людям, оказывать им полезные услуги), нужно всегда рассматривать не как источник полезных услуг, а как форс-мажорные обстоятельства. Нужно отправить посылку? Это форс-мажор, а значит будь готов, что она не не приедет в означенные сроки, ее сломают или потеряют. С глубоким пониманием и осознанием этого постулата становится намного проще жить, планировать, распоряжаться своим временем и деньгами. И, главное, проще относиться к происходящему, беречь свои нервы и здоровье.
Кто-то, возможно, скажет, что по одному случаю делать выводы не стоит. В ответ на это могу припомнить еще десяток историй, в которых Почта проявила себя самым безобразным образом. А данная история - лишь наиболее яркая иллюстрация, связанная, к тому же, с тематикой канала - железнодорожным моделизмом.
Есть ли организации хуже Почты России в части организации услуг и клиентского сервиса? Уверен, у подписчиков канала также припасено много историй, о которых хотелось бы рассказать! Напишите о них в комментариях, и не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое нелицеприятное в мире отечественного ЖД моделизма!
Присоединяйтесь к нам в ВК: https://vk.com/rail38
Подпишитесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/rail38
Общайтесь с нами в нашем Телеграм-чате: https://t.me/rail38chat