Найти в Дзене

Саранск. Город большого футбола и малых рек.

Всего 119 километров к северу от Пензы - и вот Негодяй уже в республике Мордовия, ближайшей национальной автономии к Москве на секундочку. А точнее - в её стольном граде Саранске. Потомок смоленских князей воевода Савелий Козловский основал Саранск в 1641 году, в рамках той же "федеральной программы освоения юго-восточных окраин", что дала жизнь Мичуринску, Тамбову и Пензе. Долгое время Саранск оставался маленьким 4-5-тысячным и прежде всего русским городком (мордвы в нём и сейчас чуть больше четверти), но в конце XIX века новый импульс ему придала железная дорога из Пензы в Нижний, а затем началась эпоха пролетарского интернационализма и автономий... В общем, в 1928 году у мордвы впервые лет за четыреста появилась столица: из кусочков четырёх губерний, где её жило больше всего, ВКП(б) слепила Мордовский округ, который в 1934 году дослужился до звания АССР, и центром её стал Саранск, которому железная дорога принесла победу в соперничестве с более старинным Темниковым. Вместе с кор

Всего 119 километров к северу от Пензы - и вот Негодяй уже в республике Мордовия, ближайшей национальной автономии к Москве на секундочку. А точнее - в её стольном граде Саранске.

Потомок смоленских князей воевода Савелий Козловский основал Саранск в 1641 году, в рамках той же "федеральной программы освоения юго-восточных окраин", что дала жизнь Мичуринску, Тамбову и Пензе. Долгое время Саранск оставался маленьким 4-5-тысячным и прежде всего русским городком (мордвы в нём и сейчас чуть больше четверти), но в конце XIX века новый импульс ему придала железная дорога из Пензы в Нижний, а затем началась эпоха пролетарского интернационализма и автономий... В общем, в 1928 году у мордвы впервые лет за четыреста появилась столица: из кусочков четырёх губерний, где её жило больше всего, ВКП(б) слепила Мордовский округ, который в 1934 году дослужился до звания АССР, и центром её стал Саранск, которому железная дорога принесла победу в соперничестве с более старинным Темниковым.

Вместе с коронованием города в Саранск пришла пятилеточная индустриализация, да ещё в войну в мордовскую столицу нахлынули эвакуированные электротехнические заводы, сделав её чуть ли не всесоюзным центром светотехники. По сравнению с началом прошлого века население Саранска выросло в 20 раз, и сейчас 310-тысячный город на Саранке хоть и уступает почти полумиллионной Пензе и полумиллионной Рязани, но всё равно достаточно крупен для пространства "Великомордовии".

Для архитектурных фанов Саранск может быть интересен тем, что в начале XXI века в нём появился самый настоящий цельный ансамбль постсоветского бизнес-центрового стиля с его фирменной мраморной и стеклянной облицовкой по самое не балуйся - как в новом пензенском театре. Негодяй за двадцать с лишним лет поездок по России никогда не видел такой концентрации этой архитектуры, которую эстеты уже прозвали "капиталистическим романтизмом" и которую, глядишь, уже на нашем веку объявят памятниками и будут тщательно беречь...

В самом центре Саранска Большевистская улица ведёт к храму (на этом месте у живущих не по лжи любителей фильма "Покаяние" происходит взрыв мозга). Храм - такой же памятник новой мордовской архитектуры, как и всё кругом. Собор праведного воина Фёдора Ушакова - единственного в мире святого-адмирала - возник, когда постсоветская Мордовия обзавелась собственной православной епархией, вот только приличествующего владыке храма в Саранске не было, хоть лопни! К августу 2006 года архитекторы Ходнев, Кирдяшова и Бродовский выдали для духовного обслуживания народов Мордовии эдакий Исаакий на стероидах, чей бело-голубой фасад наводит на мысли о тельняшке.

К востоку от собора - ещё один примечательный памятник саранского зодчества, правда, не совсем вписывающийся в общий стиль. Это мордовский Мемориальный музей боевого и трудового подвига 1941-1945 годов. Странная форма и колористика объясняются тем, что построен он в форме карты Мордовии и в цветах гвардейской aka георгиевской ленты. Причём возвели его ещё к 50-летию Победы в 1995 году - задолго до того, как георгиевская ленточка стала всероссийским мейнстримом.

Сразу за парадными площадями начинается спуск к речке Саранке, ставшей крестной матерью города. Дальше к востоку Саранка впадает в Инсар, который впадает в Алатырь, Алатырь, в свою очередь - в Суру, и только Сура уже - в Волгу. Таким образом, мордовский стольный град стоит на притоке четвёртого порядка, уровня почти что Марарайки в Лермонтово.

Выше по правому берегу располагаются пафосные места, которые с полным правом можно назвать Храмом Духа и Храмом Брюха:

За парком, пропитанным этакой курортной пошлостью, улица Московская уводит на юг Саранска. И здесь образовался небольшой уголок барочной старины. Доминирует в нём однозначно Трёхсвятская церковь 1765 года, которая при коммунистах стала самым долгим пристанищем Мордовского краеведческого музея, изрядно покочевавшего по городу.

Трёхсвятская церковь - не самый старый храм Саранска, но рядом стоит его самый старый мирской памятник. Маленькая одноэтажная хозпостройка при воеводских палатах была возведена при молодом ещё Петре Великом, но прославил её десятилетия спустя совсем другой исторический персонаж... 28 июля 1774 года Саранск взял Емельян Пугачёв - без боя, как позднее Пензу. Считается, что именно отсюда Пугач огласил свой знаменитый указ, жалующий мужика "владением земель, лесными, сенокосными угодьями, и рыбными ловлями и соляными озёрами без покупки и без оброку, и протчими всеми угодьями", а дворян повелевающий "ловить, казнить и вешать". Всего повстанцы предали высшей мере в Саранске 62 помещика, офицера и приказных - в том числе женщин, и среди них, по преданию, хозяйку усадьбы вдову Каменицкую. А её хозблок с тех пор вошёл в историю как Пугачёвская палатка.

Пугачёвская палатка в Саранске (соцсети)
Пугачёвская палатка в Саранске (соцсети)

Пугачёвым история мордовских смут не исчерпывается: полулегендарную монахиню Алёну Арзамасскую - полевую командиршу Стеньки Разина, сожжённую за колдовство - эрзяне считают своей и чтят. А ведь есть ещё и теория, что прямые предки Ленина по отцовской линии - мордовские крестьяне из села Андросово нынешней Нижегородской области... Кстати, с другой стороны Трёхсвятского храма расположена братская могила борцов за советскую власть в Мордовии.

Если же идти по Московской улице в другую сторону, то она приведёт в натуральный спортгородок - за площадью Дружбы Народов сгрудились стадион "Старт", ледовый дворец и дворец водных видов спорта. А в 2018 году, когда Саранск высочайшим повелением был назначен одной из площадок пресловутого чемпионата мира по футболу, на другом берегу реки Инсар их всех затмил гигантский пончик с джемом "Мордовия Арены" на 45 тысяч мест.

"Мордовия Арена" (фото автора - 2024)
"Мордовия Арена" (фото автора - 2024)

В дни чемпионата на стадионе на 44 тысячи мест исправно состязались датчане, португальцы, латиноамериканцы, японцы и арабы, но мало кто отчётливо себе представлял - что с ним делать в Саранске, когда мундиаль кончится? Были проекты частичной разборки и уменьшения стадиона, чтобы его было более удобно использовать как домашнюю арену мордовских клубов, предполагалось "превратить "Мордовия Арену" в главный спортивный и культурный центр"... Но тогда, в мае 2024 года, Арена и вся площадь перед ней была "безвидна и пуста".

На этой печальной ноте Негодяй отнюдь не завершает знакомство с Саранском - чтобы продолжить его в следующих выпусках!

Гид по Последнему прибежищу негодяя: путешествия