Найти в Дзене
Хобби, линукс и другое

Истории из жизни: Химия, химия и ... ещё раз химия

Начну с того, что даже с заголовком этой заметки не всё так просто. Первоначально, я хотел заголовок "Химия и жизнь", но оно является прямой отсылкой к очень познавательному журналу, который я читал иногда в детстве. Заголовок "Химия и моя жизнь" отпал, поскольку две "жизни" рядом тоже не очень. Но суть именно такова - химия в моей жизни. С химией я познакомился довольно рано. Это с наукой, а вот с химическими реакциями - ещё раньше. Я уже писал, что вырос в довольно старом районе Донецка. Четыре дома постройки 1930 года и школа через дорогу, куда ходили мальчишки нашего двора. В то время все компании были разделены на дворы и встречались с другими в основном только в конфликтных ситуациях. Я был самый младший, Валерка - на год старше, Юрка - на два, Сергей и мой брат Алексей - на три, Вовка - на четыре. Школа у нас была восьмилетняя, поэтому самый старший - всего-то семи-восьмиклассник. А после того, как Вовка ушёл в ПТУ, его в нашей компании я уже и не помню. Вот в этой дворовой комп

Начну с того, что даже с заголовком этой заметки не всё так просто. Первоначально, я хотел заголовок "Химия и жизнь", но оно является прямой отсылкой к очень познавательному журналу, который я читал иногда в детстве. Заголовок "Химия и моя жизнь" отпал, поскольку две "жизни" рядом тоже не очень. Но суть именно такова - химия в моей жизни.

С химией я познакомился довольно рано. Это с наукой, а вот с химическими реакциями - ещё раньше. Я уже писал, что вырос в довольно старом районе Донецка. Четыре дома постройки 1930 года и школа через дорогу, куда ходили мальчишки нашего двора. В то время все компании были разделены на дворы и встречались с другими в основном только в конфликтных ситуациях. Я был самый младший, Валерка - на год старше, Юрка - на два, Сергей и мой брат Алексей - на три, Вовка - на четыре. Школа у нас была восьмилетняя, поэтому самый старший - всего-то семи-восьмиклассник. А после того, как Вовка ушёл в ПТУ, его в нашей компании я уже и не помню. Вот в этой дворовой компании я и познавал химические реакции, которые, конечно, так никто не называл. Но всевозможные эксперименты с веществами мы делали (цель - взрыв посильнее или дыма побольше). И как ведёт себя карбид, селитра, марганцовка, сера или алюминиевая пудра (краска "Серебрянка") я узнал рано.

Но к классу пятому, меня уже заинтересовало нечто большее. И вместе с моим другом и одноклассником Андреем, помимо увлечения фотографией и музыкой, мы увлеклись химией. Хотя, чаще мы называли это "химичить", не вкладывая в это слово ничего негативного. Обычно это было у меня дома, где мы садились на ковре на полу в спальне, я доставал из-под кресла-кровати посылочный ящик с посудой и реактивами, и мы начинали... Узнать настоящее научное название обычных вещей из жизни было очень интересно. Не "поваренная соль", а "хлорид натрия", не "нашатырный спирт", а "гидроксид аммония" и всё в том же духе. Наполнить стеклянный флакон порошком и приклеить этикетку с названием и формулой - вот где счастье. А большинство опытов поначалу были просто взаимодействием этих веществ, результаты которых мы записывали. По сути, мы повторяли то, чем столетиями занимались алхимики - я узнал об этом из одной книги, которые я начал читать по этой теме. Но главным источником для меня была "Общая химия" Н.Л.Глинки издания 60-годов , которая была у нас дома. Все названия - из неё. Также мы с Андреем перебирали полки в букинистических отделах книжных магазинов Донецка, где тоже находили интересующие нас книги.

Видя мой интерес, родители купили мне набор "Юный химик" прибалтийского производства. В нём уже была настоящая химическая посуда, спиртовка, набор всевозможных реактивов и книга с описанием опытов. Конечно-же, многие из них мы повторили. В наборе было то, что больше всего мне понравилось - посуда, как у алхимиков - реторта. Жаль, что в результате неосторожного обращения она просуществовала недолго - лопнула при нагревании. Но к этому времени мы узнали, что в городе есть "Магазин наглядных пособий" - для школьных кабинетов. Там был отдельный отдел с химическими реактивами и посудой - просто мечта. Мы там купили и колбы, и пробирки и множество всего другого ценного. Наши опыты заиграли новыми красками (и это не только иносказательно).

А когда у человека снижается интерес к чему-либо? Когда это становится обязательным! Возможно, у меня это было связано с увлечением морской биологией, которая вышла на первое место. К 7-му классу, когда в школе мы начали изучать химию, для меня это был уже просто один из предметов, хотя и очень интересный.

А каких только разделов химии я не изучал в Университете - неорганическую, органическую, физ-коллоидную, аналитическую, биологическую... Да и специальность в дипломе у меня "Биолог. Преподаватель биологии и химии". Также я работал на "Заводе химреактивов" в Донецке, так что знаком и с химическим производством.

Вот такая история...