Найти в Дзене
Кино без мужа

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ. ЛЮБИЛ ЛИ МУСТАФА ПОВЕЛИТЕЛЯ?

Великолепный век — сериал о любви, как ни крути. И это не только об отношениях мужчины и женщины, но и о человеческих отношениях вообще. Первые два сезона так точно. В ВВ жизнь и отношения между близкими людьми показаны как они есть — со всеми противоречиями, поисками и отказами от компромиссов, о преданности, прощении, понимании, принятии. Казалось бы — султан, повелитель семи стихий. Хочу казню, хочу милую. Ан нет — сколько ему пришлось вынести от родственников и присных. Розовые очки Сулейману вросли в самые глазницы, и всю жизнь Хюррем медленно осторожно, по миллиметру, стягивала их с мужа. Другие делали это гораздо резче, султан страдал и натягивал очки обратно, пока не признал, что разноцветной оптикой людей не исправишь. Казнь Мустафы — это то, что многие зрители не могут простить ни султану, ни Хюррем. И вроде в сериале все показано предельно ясно — заигрывания с янычарами, игнорирование святым османским принцем-мучеником и указов отца, и древних традиций (свободная женщина в

Великолепный век — сериал о любви, как ни крути. И это не только об отношениях мужчины и женщины, но и о человеческих отношениях вообще. Первые два сезона так точно. В ВВ жизнь и отношения между близкими людьми показаны как они есть — со всеми противоречиями, поисками и отказами от компромиссов, о преданности, прощении, понимании, принятии.

Казалось бы — султан, повелитель семи стихий. Хочу казню, хочу милую. Ан нет — сколько ему пришлось вынести от родственников и присных. Розовые очки Сулейману вросли в самые глазницы, и всю жизнь Хюррем медленно осторожно, по миллиметру, стягивала их с мужа. Другие делали это гораздо резче, султан страдал и натягивал очки обратно, пока не признал, что разноцветной оптикой людей не исправишь.

Казнь Мустафы — это то, что многие зрители не могут простить ни султану, ни Хюррем. И вроде в сериале все показано предельно ясно — заигрывания с янычарами, игнорирование святым османским принцем-мучеником и указов отца, и древних традиций (свободная женщина в гареме, никах с Михриниссой), и переговоры с послами иностранных государств, и явление к стенам Стамбула с войском — а нет, все равно Мустафа хороший. Казнить нельзя помиловать.

Интересно, как видят защитники Мустафы дальнейшие действия султана после встречи в шатре? Повелитель, по-отцовски пожурив, отпускает сына с его янычарами и делает вид, что ничего не случилось? В таком случае он открыто продемонстрировал бы слабость себя как правителя. Дальше последовала бы революция, закончившаяся бы казнью султана.

Отправляет Мустафу в ссылку? На тебе ореол невинного политического страдальца: навальный по-османски. Дальше шехзаде начали бы всячески превозносить и вызволять, создавая легенду при жизни о выдающихся качествах Мустафы из-за которых завистливый стареющий султан сослал его. Снова революция, бунт, свержение и расправа с султаном.

Как вариант повелитель мог отпустить Мустафу в санжак и выслать ему отравленный халат. Или подкинуть через верных людей платок чумного больного. Отправить любимых отравленных сладостей. Но Сулейман не просто так вошел в историю под именем Кануни — справедливый, законный. Он не мог поступить так с сыном. Но глупый упрямый самовлюбленный сын дал повод и был казнен по закону, как мятежник. Ибо нефиг являться с войском в столицу в мирное время еще и когда тебя не звали.

Я понимаю, что казнь сына собственным отцом триггерит огромное количество женщин, чьи дети были брошены их отцами. Отцами, которые никак не участвовали в жизни собственных детей, которые не платили алименты и уйдя из семьи, спокойно ЖИЛИ ДАЛЬШЕ, никак не беспокоясь о судьбе своих сыновей и дочерей. Сулейман казнил Мустафу и смог жить дальше. Хотя всем известно, что нет ничего страшнее, чем хоронить собственного ребенка.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Но история отношений султана с его старшим сыном — это не банальное "папаша выходного дня". Сулейман не бросал Мустафу, хотя это был ребенок от женщины, которую он разлюбил. Разлюбил, увидев ее злобу, меркантильность и глупость. Увидев, как сильно ошибался на ее счет. И в сериале опять же это показано как медленно и верно раскрывались мерзкие качества души Весенней Розы. Апогеем в принципе было, когда она при живом еще, нестаром, но тяжело больном султане верещала, что пора Мустафу сажать на трон. Даже Ибрагим, уже поползшийся было против венценосного брата, резко осадил ее, увидев, что это не истерический бред, а вполне серьезные себе намерения. Уехав в Манису, Махидевран уже не стонет о растоптанной любви, а деловито, изо всех сил пытается направить неуправляемого сына в сторону адекватности, ведь на кону — трон в Топкапы. Ну и жизнь его заодно.

Вспоминая заломанные руки и гримасы несчастья да вечные проклятья в адрес Хюррем-разлучницы, здравомыслящие люди не могут не прийти к выводу, что Махидевран просто от скуки ломала трагедию, дожидаясь своего звездного часа — восшествия Мустафы на трон. А до того момента скудный умишко Весенней Розы жаждал внимания — чтоб ее не забыли, соответственно не забыли Мустафу и помогли ему взойти на престол, ведь сама Махидевран помочь ему в этом не могла.

Никакой любви к повелителю там не было и в помине. Была обида, была досада, была тревога — потому что сама по себе Махидевран была по жизни нулем, палочкой к которому был сначала султан, потом Валиде, потом уже Мустафа. Ну и кого могла воспитать такая женщина? Правильно, такого же нуля.

Женщин, настраивающих детей против их отца, всегда воспринимают негативно. (Опять же, бывают мужчины-чудовища, таких немало — тут уж необходимо ребенку разъяснять некоторые моменты и прекращать контакты с таким отцом). Но речь о Сулеймане, который искренне любил Мустафу и достаточно сдержанно относился к Махидевран, учитывая ее выходки и дерзость. Настраивать ребенка против такого отца — двойное преступление. Против сына и против бывшего мужа. Потому что их отношения — это ценность, они родные люди и нужны друг другу. И возводить пропасть между ними — это наносить незаживающую рану каждому.

Махидевран же поступила по-своему, просто используя Мустафу в качестве инструмента мести султану. И рыла она тихой сапой, медленно, но верно, разрушая их отношения. Детская любовь эгоистична. Вырастая, ребенок учится не только брать, но и давать в любви. Учится, что любовь — не только чувства и эмоции, но и действия.

Любовь к султану его дети могли выразить только почтением и уважением. Хюррем этому своих научила, а Махидевран Мустафу нет. Зато привила ему ценные знания, что он пуп земли — при содействии незабвенной Валиде и тетушек. (Хотя любовь тетушек к Мустафе была очень поверхностной. Да и как они могли его любить, если видели всего несколько раз за жизнь. Что касается Хатидже, она никого кроме Ибрагима не любила, даже детей, рожденных от него же — с чего бы ей было любить Мустафу)?

По итогу Мустафа вырос нарциссом обыкновенным. Ноль внутри, а снаружи весь из себя. Женщин выбирал как зеркало — то, в котором он будет лучше отражаться. Выбирал-перебирал пока не нашел пиратку Михринису, такую же нелепую как он сам. Зато в пику папе — ты женился, и я женюсь. Советников выбирал слабых и глупых — чтобы на их фоне блистать как бриллиант. Типичное поведение нарциссов.

Но самым главным зеркалом для Мустафы был султан. Нарциссы не способны любить, это факт. Они любят только образ "по мотивам" реального человека, существующий только в их нездоровой голове. Реальный человек должен либо подчиниться фантазиям нарцисса, либо сдохнуть, потому что нарц развернет целую компанию насилия и перекраивания выбранной им в зеркало личности. Никаким уговорами и разговорами по душам вы не убедите нарцисса образумиться и оставить вас в покое. А насилие будет реальным — кто знает, тот поймет. Кто не знает — берегитесь, что узнаете. Это не обязательно будет любимый (-ая). Это может быть начальник, коллега, мама из родительского комитета, соседка и т.д. От таких людей надо просто уходить, уезжать, менять номер телефона... Еще есть вариант просто убить, но это уголовно наказуемо, увы.

Сулейман в отличие от нас не мог уехать, прервать контакты. Но мог казнить. И казнил. Потому что Мустафа своим послужным списком ничего, кроме казни не заслуживал. Но можно понять тех, кто лил слезы после сцены с шатром и проклинал султана с Хюррем после. Эти люди попались... на те самые нарциссячьи манипуляции шехзаде, которые он проворачивал в отношение султана...

Пока писала статью пришла к простой мысли: Мустафа действительно не собирался свергать отца, когда явился к нему на ковер в белом плаще. Он так не раз являлся пред светлы очи повелителя, слушал, морща нос, поворачивался *опой и уходил, повернувшись на каблуках. Став санжакбеем, Мустафа разлюбил играть в камешки с отцом, он стал играть в ближе-дальше. "Ты вот думаешь, что я тебе не предан, не уважаю тебя и не люблю, а я нет"... — без слов говорит Мустафа повелителю своими действиями и показными обидами после вставления пистонов. Но это манипуляции, проталкиваемые Мустафой отцу по рельсам иллюзий того о любви и преданности сына. А вот косяки реальные, и Сулейман это видит и заталкивает в подсознание до поры до времени — кому хочется наказывать и казнить собственного ребенка?

Увы, Мустафа, как нарцисс не ценит хорошее отношение к себе и живет по принципу «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Ему, будущему Османской империи, можно ВСЕ. А НАСТОЯЩЕЕ — султан Сулейман — должен понять и простить. Старший шехзаде был искренне убежден, что одних его слов и светлого лика достаточно, чтобы повелитель воспарил над троном от счастья и все ему простил.

Если же султан ловил его с поличным, Мустафа считал ниже своего достоинства отпираться. Султан был мудрым человеком и считывал посыл: принимай меня таким, какой я есть, я меняться никому в угоду не буду. Это при показном и лицемерном почтении к султану. Короче, Мустафа методично раскачивал отцу психику, добиваясь... нет, не свержения его, а морального подчинения и плясок под его, мустафееву дудку. Он не рвался к власти, ему бы еще жить и жить в Манисе, нюхать розы с Михринисой и чай пить с мамой Махидевран в ее покоях. Ну и фланировать перед строем янычар под их одобрительные возгласы.

Но помехой был отец, который был недосягаем для Мустафы. Мустафа хотел не политической власти, а власти над личностью султана. Те, кто видит выходки Мустафы невинными шалостями, не понимают, что они наносили большой урон психологическому здоровью султана, его личности. Позже, поскольку психологическое насилие не возымело должного эффекта, Мустафа при поддержке своей разномастной компании авантюристов и бездарностей начал формировать репутационные риски для султана. А это было чревато — всего ничего-то! — беспорядками в стране, которые могли бы обернуться гибелью и разрушенными судьбами энного количества человек.

Своими играми на нервах повелителя и демонстрацией неуважения к нему Мустафа дал понять всяким сомнительным личностям, что его можно уломать на государственный переворот. Когда пишут, что Мустафа был глуп — это правда. Нарциссы глупы. На момент казни шехзаде еще не созрел до открытого свержения повелителя. Но он не понял, что именно к такой развязке его подталкивала свита. А когда ему было разбираться в тонкостях политических игр, если он был всецело поглощен самолюбованием и дрессировкой султана?

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Мустафа не любил отца, поэтому не чувствовал его боли, не видел, как менялись их отношения. Когда султан прощал его в очередной раз, шехзаде приписывал это не доброте и любви отца, а своей уникальности в глазах султана.

Он не верил, что султан может его казнить. Но написал прощальное письмо — это был очередной спектакль перед самим собой. Мустафа был уверен, что прочтет его, вернувшись от повелителя и сожжет в печке, еще больше уверившись в своей власти над султаном. Он не думал, что письмо-таки дойдет до адресата...

Он вообще умел думать только о себе и в принципе не мог представить боль, которую придется перенести отцу, если он, Мустафа, доведет его до необходимости пойти на крайний шаг. Нарцисс — это маленький ребенок в теле взрослого человека. Дети не знают, что такое смерть. Поэтому Мустафа не особо переживал, отправляясь навстречу своей судьбе в шатер повелителя. Не способен был он и понять, что приказом казнить его, султан казнил и часть себя, обрекая свою душу на нескончаемые муки до конца дней.

А письмо — это просто последний, самый жирный штрих к портрету сына, не любившего своего отца. После всего, что натворил, уже с того света, он заявляет о своей невиновности, преданности... хотя его действия говорят ровно об обратном. Это последняя и самая жестокая манипуляция Мустафы, это попытка падающего в пропасть, увлечь второго, невинного человека за собой. Попытка сохранить тот лживый образ, который он так упоенно пытался создать в голове султана не один год.

Мустафа хотел быть центром вселенной для султана, поэтому написал это письмо — он не понимал глубину психологических процессов в душе султана, но он точно чуял, какую боль ему причинит прочитанное после состоявшейся казни. Даже с того света османский принц хотел крутить душой повелителя, став источником нестерпимой боли для него.

-4

P.S. Еще один штрих к образу преданного повелителю сына — это то, как он принял смерть, о которой так красиво написал в своем же послании:

Я оставляю Вас в этом жестоком мире, в котором отец способен поднять руку на своего сына. Ибо, вместо того, чтобы жить негодяем, который посмеет покуситься на жизнь своего Отца ради высокого положения и власти, я предпочитаю покорно встретить смерть!

Что взять с нарцисса, он хозяин своего слова — хочет дал, хочет взял назад. А бумага, она все стерпит. Покорно встретить смерть по мнению Мустафы — это раскидать палачей и попытаться сбежать к сообщникам.

В общем, в этой истории мне бесконечно жалко Сулеймана. Как вообще по сериалу в целом. Никому среди героев сериала не выпало столько испытаний, сколько ему и никто не прошел их достойнее.

Друзья, теперь "Кино без мужа" будет и в телеграмме! В телеге буду публиковать все, что не входит в рамки дзен-канала: короткие заметки,мысли вслух, личные впечатления от просмотра любимого советского кино и статьи, которые цензура дзена может не пропустить! Буду рада всем!

Ставьте лайки, это важно для развития канала!