Найти в Дзене
C A E S A R

Почему моряки раньше даже под угрозой смерти отказывались перевозить бананы на кораблях?

Оглавление

Всем хорошо известно, что в прошлом моряки были людьми суеверными.

Постоянные опасности, подстерегавшие моряков в открытом море, порождали множество примет и запретов, призванных защитить экипаж и судно от бед.

Слышали ли вы старинное морское поверье: «Женщина на корабле — к несчастью»?

Это лишь одно из множества суеверий, которые веками существовали среди моряков и рыбаков.

Однако некоторые из этих суеверий сегодня могут показаться весьма необычными. Одно из самых любопытных и загадочных связано… с бананами.

Да, вы всё правильно прочитали.

Мало кто знает, что одно из самых странных, но стойких убеждений моряков прошлого гласило: бананы на борту корабля — значит быть беде. Многие капитаны категорически запрещали их перевозку, а некоторые моряки отказывались выходить в море, если в трюмах обнаруживался хоть один плод.

Но что стояло за этим страхом?

Откуда взялось суеверие, связанное с бананами?

-2

Необычное морское поверье о зловещих бананах существовало в разных культурах по всему Тихому океану, включая Гавайи и Полинезию, но среди европейских моряков зародилось примерно в XVIII веке.

В эпоху Великих географических открытий эти фрукты приобрели дурную славу среди моряков, поскольку очень часто торговые корабли, перевозившие бананы из Карибского моря, очень массово терпели крушения, а среди обломков чаще всего находили лишь плавающие изогнутые плоды.

Кроме того, моряки заметили, что провизия на судах с грузом бананов портилась быстрее, из-за чего экипаж нередко оказывался на грани голода.

Со временем появилось твёрдое убеждение: бананы на борту — к беде, а значит, их следовало запретить.

Но на всё это повлияли 3 ключевые причины:

Причина 1. Всё дело в том, что бананы действительно "топили" корабли

-3

Бананы обладают одной особенностью — после сбора они быстро дозревают, а морские путешествия в прежние времена занимали долгие недели и даже месяцы.

В процессе гниения или разложения органических веществ (например, бананов) анаэробные бактерии могут производить метан (CH₄), который при концентрации 5–15% в воздухе становится взрывоопасным, особенно в замкнутых пространствах, таких как корабельный трюм. Метан сам по себе не имеет запаха и может быть опасным в больших концентрациях, особенно в замкнутых пространствах.

Помимо риска возгорания, гниющие бананы могли способствовать образованию токсичных соединений, вызывающих у моряков симптомы отравления: одышку, слабость, кашель, тахикардию и даже отек лёгких.

Поскольку природа метана оставалась неизученной вплоть до 1778 года, его накопление в трюмах оставалось загадкой для моряков, что только усиливало страхи. Исторические корабельные журналы неоднократно упоминали, что вблизи бананов часто происходили пожары, что вынуждало капитанов отказываться от их перевозки.

Даже пираты, нападавшие на торговые суда, нередко оставляли корабли, обнаружив в трюмах эти плоды, опасаясь дурного знака. Со временем бананы приобрели репутацию несчастливого груза, которого старались избегать.

Причина 2. Бананы часто "переносят" опасных попутчиков: насекомых, пауков и змей

-4

Ещё одной из главных причин страха моряков перед перевозкой бананов была угроза нападения ядовитых существ. В складках и гроздьях фруктов часто прятались смертоносные пауки, змеи и скорпионы, которые могли укусить членов экипажа во время погрузки или разгрузки товара.

И эта проблема существует даже в наше с вами время, просто прочитайте заголовки новостей из СМИ:

-5

Да, даже в 2020-е годы в супермаркетах крупнейших мегаполисов мира периодически находят экзотических пауков, прибывших вместе с бананами, которые yбивaют людей.

А в условиях корабля прошлых веков, где медицинская помощь была минимальной, такой укус мог стать смертельным. Моряки верили, что смерть на борту может разгневать морских богов, а потому старались избегать любых факторов, которые могли навлечь беду.

По этой причине многие торговые суда отказывались перевозить бананы, однако находились рисковые капитаны, готовые пойти на всё ради прибыли.

С 1800 по 1830 год красные кубинские бананы регулярно, хоть и небольшими партиями, поставлялись в порты Нью-Йорка и Бостона. Несмотря на дурную славу, этот товар всё же находил путь в Новый Свет.

Причина 3. Бананы ускоряли порчу провизии на кораблях

-6

Помимо выделения метана при гниении и перевозках "опасных пассажиров", в процессе созревания бананы продуцируют газ этилен. Этот газ ускоряет созревание фруктов и овощей, находящихся поблизости.

Если положить банан рядом с неспелыми плодами, такими как авокадо или помидоры, то в закрытом пространстве они начнут созревать значительно быстрее.

В современных хранилищах этот эффект используется целенаправленно: этилен запускают, чтобы ускорить созревание фруктов, а для замедления процесса применяют охлаждение и углекислый газ.

Однако для мореплавателей прошлых веков такое свойство бананов было настоящей проблемой. Из-за нахождения разных продуктов рядом с бананами те начинали портиться быстрее, чем обычно, а запасы провизии приходили в негодность задолго до окончания плавания.

Для моряков это было не только неудобством, но и серьезной угрозой — оказаться в открытом океане с гнилыми фруктами и испорченной едой означало верную гибель.

Неудивительно, что со временем бананы приобрели дурную славу, особенно среди жителей островов Тихого океана и европейских торговцев. Суеверие настолько укоренилось в морской культуре, что и сегодня многие рыбаки и яхтсмены отказываются брать бананы на борт. Некоторые моряки уверены, что проклятие этих фруктов распространяется не только на сам плод, но и на всё, что с ним связано — ведь немало жизней было унесено из-за этого "несчастливого груза".

Вам также может быть интересно:

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на канал и поставить лайк, это помогает нам создавать больше интересного контента