Я вернулся.
Начало
Был такой парень темщик в 90-х, который заскамил всю Россию. Звали его Серега Мавроди, чел который выдал много базированных цитат, с которыми стоит ознакомиться, чтобы оценить всю глубину мысли этого титана. Как вы поняли, я уважаю его как личность, и поэтому заголовок кликбейт. Просто, я когда-то вычитал такой комментарий, и он мне въелся в мозг. Так о чем же статья, спросит нетерпеливый читатель, а я скажу "Гонгофер".
В 92-м году режиссер Бахыт Киллибаев попросил у главы МММ денег на кинчик. Мавроди дал, но взамен на постерах был логотип упомянутой выше конторы. Этот режиссер кстати, один из сценаристов фильма "Игла" с Цоем. Именно в этом фильме Виктор Робертович получает пером в бочину, после чего встает и уходит.
«Жил-был на свете казак Колька Смагин — высокий, красивый, глаза карие. До 25 лет глаза карие были, а потом ему их поменяли на голубые. Вы спросите, как на голубые? Как поменяли? Про то и история»
Так вот, Гонгофер это какой-то там голландский кабан или хз че за хрюшка, но сюжет начинается с него.
Группа казаков приехали затусить в Москве и заодно купить быка осеменителя.
Приходят они на выставку на базаре, и натыкаются на этого гонгофера, европейского хряка, в сопровождении девушки Ганны.
ГГ вкрашился в нее, но зассал подходить к ней. Атаман казаков купил бычка, после чего решили они обмыть покупку. Обмыли, а потом устроили вписку, но без хаты. Купили билеты, ожидают поезд. ГГ - Коля Смагин сидит на ступеньке, как к нему подкатывает на лимузине Ганна, и зовет к себе переустановить Винду. ГГ соглашается, в тачке они пьют шампусик, после чего постельная сцена. Смагину снится, что ему вынимают глаза.
Просыпается непонятно где. Опаздывает на поезд, бежит со всех ног. Успел. Сел на свое место и сразу начал заваривать дошик, доставать яички, курицу в газете и т.д.
Но тут заходит бортпроводница, и говорит "Иди умойся"
Шучу, не было. Но гг все равно пошел умыться и обнаруживает, что его глаза изменили цвет с дефолтных карие на голубые.
Коля расстраивается из-за этого и уходит в запой. Хотя, вроде ему это не мешает, он решает вернуть все как было. Берет дядю, ножи, пару буханок хлеба и идет воевать с темными силами Москвы.
Город встречает их так, как будто сам по себе озлобился — кругом мерзкие подворотни, где шкерятся соглядатаи, жуткие сторожа и ведьмы.
Шарятся Смагин с Зарубиным по Москве весь день, плюют, махают рукой и решают — домой пора. Но не тут-то было. Пока ждут поезд, Колька вдруг носом чует неладное и срывается вдогон за Старухой-уборщицей (Раса Торнау). А та, как оказалось, ведьминский прихвостень. И перед тем, как сигануть под электровоз, выдаёт Смагину: глаза твои вернутся, только если Гонгофера грохнешь, сердце вырежешь и сожрёшь.
Делать нечего — казаки мчат на ВДНХ. Там их ждёт не зверь, а прям адский демон. Бой — кровавый, жестокий. Но в конце Смагин делает своё дело: сердце — наружу, сердце — в рот.
И тут их палит сторож павильона — ещё один дружок тёмных сил. Собак спускает, охрану зовёт. Смагин с Зарубиным рвут когти, еле успевают в такси запрыгнуть. А за рулём — некто Иван Петрович Гонгофер. И в кармане у Кольки — зеркальце уборщицы, треснутое так, что по трещинам — карта Москвы. Везёт их таксист прямиком в Чертаново.
Приезжают — а там засада. В квартире вместо Ганны — две старухи. Врут, юлить пытаются, мол, никого тут больше нет. Но Смагин-то глазаст — видит в проёме собак Ганны — дога и болонку. Всё понятно. Казаки берут хату штурмом. Старухи оборачиваются жуткими тварями — бой идёт на смерть. Но Зарубин тесаком своё дело знает. Старухи — в расход, собак — на корм. Эту сцену нужно посмотреть каждому.
Остаются казаки в квартире — Ганну ждать. Время идёт, жрать нечего. Последний хлеб — в топку. Нервы на пределе. В карты играют, но тут Смагин палит — Зарубин жульничает. И тут на них прёт озверевший от голода дог. Зарубин его валит и... скармливает болонке.
А за окном уже движуха — толпа одинаково ведущих себя людей. Гудят, требуют — отдайте болонку, тогда жить будете.
Зарубин не выдерживает — открывает дверь и выпускает собаку.
И всё — мгновение, и вот они уже на Казанском вокзале. Дядька уговаривает Кольку: брось всё, уедем, живы ведь остались. Но не успевают. Толпа настигает Кольку, валит, вспарывает брюхо. Смагин только и видит: над ним Ганна. Она говорит — зря вы болонку отдали. И шёпотом — что любит его.
Интересные факты
Бэдкомедиану этот фильм зашёл настолько, что он даже заморочился и с помощью ИИ поднял качество до 4К. Уважение!
Имя Гонгофера — чистая загадка. Перевода нет, но если немного поиграть со словами, получится Hangover — похмелье. И тогда всё сходится: перед нами — лихорадочный алкогольный трип после литров горилки.
Любопытный символизм: вся нечисть попивает из чистой, блестящей посуды, а наши положительные пацанчики — из грязных, мутных стаканов.
Почему это стоит смотреть
Картина — это настоящий аттракцион атмосферы. Как в треках Nirvana: сначала — спокойствие, умиротворяющий вайб, но потом — резкий скачок в ярость и хаос. От бескрайних природных пейзажей казачьей станицы — прямиком в бетонные джунгли с чертями.
Здесь скоро будет адово пекло
Крутой саунд от группы Ноль — сразу цепляет. Этот фирменный хрипловатый драйв задаёт всему фильму тот самый неповторимый вайб. И мурашки — гарантированы.
Смешных моментов в фильме — навалом! Чего стоит сцена с «ритуальным» пожиранием кабаньего, только что вырезанного сердца:
— А давай его на кусочки порежем?
— С солью нельзя… наверное.
— Так давай ешь.
Или драка в «нехорошей квартире» — старик и старуха мутузят наших героев, будто мастера кунг-фу. А момент с «кормёжкой»? Когда Зарубин сначала скармливает доберману порубленных колдунов, а потом болонке — порубленного добермана:
— Надо же… Жрёт, падла!
Круто обыграна социальная деталь: простые мужики — на такси, с бормотухой в руках, а нечисть — в лимузинах, в заграничных прикидах и с импортным бухлом. И живут они как будто в параллельных мирах, редко пересекаясь. Глядя на это сегодня, поневоле подумаешь: вот тебе и пророчество о будущем.
«Гонгофер» — артефакт эпохи лихих девяностых, прощания с советским прошлым и первых шагов в дикий капитализм. Смотреть его сейчас — отдельный вид искусства. Но, чтобы прочувствовать, важно понимать контекст — что за время было, как снимали, в каком стиле. Иначе велика вероятность врубить на пять минут и выключить, возмутившись сумбуром и качеством плёнки, которая уже тогда годилась разве что на помойку.
Странный, дерзкий и безумный киноэксперимент, сказка-предупреждение о том, чем заканчивается злоупотребление горячительными напитками.