Найти в Дзене

Пушкин о творчестве В. А. Жуковского.

Annotation. The article describes the relationship and literary cooperation between Pushkin and Zhukovsky, describes Pushkin's high appreciation of the work of his older friend. Then briefly tells about the features of the romantic style of works by Zhukovsky, Parallels with the work of Pushkin in the spirit of the development of poetic concepts of the two authors. The author compares the positions of researchers Veselovsky And G. Vinokur, pays attention to the criticism of the 19th century, so theses are given to the views of V. Belinsky on this issue. Key words: Pushkin and Zhukovsky, life and poetry alone, poetic gift, dedication to a friend. Аннотация. В статье рассказывается о взаимоотношениях и литературном сотрудничестве Пушкина и Жуковского, описывается высокая оценка Пушкиным творчества старшего друга. Далее кратко повествуется об особенностях романтического стиля произведений Жуковского, проводятся параллели с творчеством Пушкина в духе развития поэтических концепций двух авт

Annotation. The article describes the relationship and literary cooperation between Pushkin and Zhukovsky, describes Pushkin's high appreciation of the work of his older friend. Then briefly tells about the features of the romantic style of works by Zhukovsky, Parallels with the work of Pushkin in the spirit of the development of poetic concepts of the two authors. The author compares the positions of researchers Veselovsky And G. Vinokur, pays attention to the criticism of the 19th century, so theses are given to the views of V. Belinsky on this issue.

Key words: Pushkin and Zhukovsky, life and poetry alone, poetic gift, dedication to a friend.

Аннотация. В статье рассказывается о взаимоотношениях и литературном сотрудничестве Пушкина и Жуковского, описывается высокая оценка Пушкиным творчества старшего друга. Далее кратко повествуется об особенностях романтического стиля произведений Жуковского, проводятся параллели с творчеством Пушкина в духе развития поэтических концепций двух авторов. Сравниваются позиции исследователей А. Веселовского и Г. Винокура, уделяется внимание и критике 19 века, в т. ч. тезисно даются представления В. Белинского по данной проблематике.

Ключевые слова: Пушкин и Жуковский, жизнь и поэзия одно, поэтический дар, посвящение другу.

«Жизнь и поэзия одно»- известное высказывание В. А. Жуковского подтверждает, что любой поэт все свои духовные и душевные силы вкладывает в процесс создания гениального произведения.

Творческий путь литературного деятеля (в т. ч. и поэта) часто бывает связан с его убеждениями, взглядами, поведением и даже образом жизни. Исследователь Г. Винокур так сказал об этом – «Стилистические формы поэзии суть одновременно стилистические формы жизни самого поэта»[1].

В своем произведении А. С. Пушкин глубокомысленно возвеличивает поэтический дар своего друга, подчеркивает, что его стихи будут актуальны во все времена и для большинства читателей.

Однако сам Жуковский считал, что поэт не должен гордиться своими гениальными способностями, поскольку как он писал Н. В. Гоголю в 1848г. –«есть и страшное искушение, ибо в сей силе для полета высокого заключается и опасность падения глубокого».[2]

А. С. Пушкин в своем стихотворении «К портрету Жуковского» подчеркивает глубокие романтически возвышенные черты творчества В. А. Жуковского –«Его стихов пленительная сладость».

Но в таком ключе поэта оценивал не только А. С. Пушкин.

В филологическом наследии русской литературы имеются монографические работы крупнейших филологов-исследователей по теме романтизма в творчестве Жуковского.

К примеру, наиболее значительное исследование А. Н. Веселовского совершенно не случайно названо им «Романтическая поэтика Жуковского».

Романтический стиль произведений В. А. Жуковского сделал его популярным как талантливого поэта не только в кругу друзей, но и в широкой общественной аудитории.

По моему субъективному мнению важнейшим условием высокой оценки творчества художника слова является не только хорошо реализовавший себя поэтический дар в его самом возвышенном притяжении, но и оригинальность и самобытность его вдохновенных лирических поисков, а также в некоторой степени ширина «творческого созерцания» реальности.

Пушкин в стихотворении о Жуковском, как автор «наиболее проникновенно выражает мысль о своих эмоционально-лирических настроениях; где высказывание принадлежит лирическому субъекту, показаны его перемены настроения, возможно даже некоторое смятение чувств, отношение к «невыразимому» (как высказался сам В. А. Жуковский).[3]

Жуковский в своем стихотворении «Невыразимое» сам подчеркивает особенности своих поэтических оттенков наступившего вдохновения.

«Когда душа смятенная полна» - пишет он.

Романтические веяния творчества Жуковского смогли высоко оценить, как уже отмечалось, не только другие поэты и читательская аудитория, но и самые авторитетные критики, корифеи литературно-критической мысли.

В. Г. Белинский, как я думаю, далеко не в последнюю очередь имел в виду творческие поиски и В. А. Жуковского когда писал, что романтика «внутренняя задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему, возвышенному»[4]. Вместе с тем, Белинский всегда различал оттенки романтических порывов души разных по складу темперамента поэтов, к примеру, он сравнивал творчество В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева.

Романтизм намного более эмоционален, чем реализм, поэтому в романтических произведениях течение мысли наиболее экспрессивно окрашено; но иногда даже такая ярко выраженная тенденция может сочетать в себе и элементы философского анализа.

Пушкин в стихотворении о Жуковском делает уверенную ставку на возможность искреннего философского исследования романтических умонастроений поэта. Пушкин убежден, что каждый внимательный и чуткий читатель увидит как «Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость»[5]

В стихотворении Пушкина чувства и волевые импульсы даются в некоторой обусловленности определенной во времени ситуации.

Жизненная ситуация имеет направленность на конкретное явление или конкретного человека (В. А. Жуковского), отсюда и глубокий философский подтекст анализируемого произведения.

Романтическое чувство поэта раскрывается через его незабываемые впечатления от вдохновенного труда старшего друга.

Совсем не случайно создание Пушкиным исследуемого стихотворения, поскольку здесь лирический герой (В. А. Жуковский) связан товарищескими узами с автором, у них похожее мировоззрение, духовные искания, душевный настрой.

Я думаю, в этом стихотворении А. С. Пушкин хотел выразить мысль о наличии в творчестве многих современных ему поэтов какой-либо главной темы – художественного осознания «самостоянья человека», которое описывает «залог величия его», а иногда и горестных поражений.

Мне представляется, что в этом произведении проскальзывает едва уловимая мысль, скромно стоящая у широко открытой двери поэтической постройки о категории антропоцентризма, имеющей место и в лирике: природа, течение времени, добрые чувства изображаются не сами по себе, а с целью наиболее глубокого описания образа какого-либо героя.

И все это было оформлено Пушкиным в форме посвящения – т. е. указания лица, которому предназначается данное произведение, а само название «к портрету», а не

«портрет», свидетельствует о том, что Пушкин ранее уже писал другие произведения о своем старшем друге, а также о том, что поэт уверен, что современники хорошо знают творчество В. А. Жуковского. И действительно в 1817 году Пушкин в возвышенном стиле обращается к Жуковскому как к духовному наставнику - «Благослови, поэт !»

Все это совсем не случайно – В. А. Жуковский был первым и единственным его учителем в поэзии.

Особенностью данного произведения является прочная идея о гениальности творческих способностей своего друга, поскольку Пушкин писал и другие стихотворения такого рода, к примеру, стихотворение «К портрету Чаадаева», но не акцентировал в них такого пристального внимания на творческо-поэтических возможностях описываемого им лирического героя.

Список литературы:

1 Сборник статей «Пушкин в русской философской критике» (под ред. Г. А. Гальцевой). М., 1979. С. 277-279.

2. Никитин Е. П., Борисов Ю. Н. «Поэзии чудесный гений». Саратов, 1999. С. 8, 20-22, 25-26.

3 Хализев В. Е. Теория литературы. М.,2009. С. 27, 106, 308.

4 Винокур Г. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М., 1997. С. 84-86.

[1] Винокур Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М.,1997. С. 84-86.

[2] Сборник статей «Пушкин в русской философской критике» (под ред. Г. А. Гальцевой). М.,1979. С. 277-279.

[3] Никитин Е. П., Борисов Ю. Н. Поэзии чудесный гений. Саратов, 1999. С. 20.

[4] Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2009. С. 106.

[5] Никитин Е. П., Борисов Ю. Н. Поэзии чудесный гений. Саратов, 1999. С. 25.