Двадцать лет назад, 17 февраля, ушёл от нас Леонид Борисович Шульц, доктор философии, профессор, более сорока лет преподававший в вузах г. Костромы. Он оставил множество публицистических работ философского, эстетического, социологического характера, и свою философскую школу. Собирая его наследие, мы открыли для себя не только Шульца-мыслителя, Шульца-коммуниста, Шульца-социолога, Шульца-эстетика, Шульца-политика, но и Шульца-музыканта, Шульца-певца и Шульца-поэта. Его яркие, полемические статьи печатали центральные газеты под рубрикой «Философ из Костромы». Хотелось бы подчеркнуть, что Леонид Борисович не менял своих убеждений, оставался коммунистом в самом высоком смысле этого слова, горячо отстаивал советский строй и не принял перестройку. Спустя годы, читая его работы, удивляешься прозорливости и правоте мыслителя.
В своей энциклопедии «Философы России ХIХ – ХХ столетий: Биографии, идеи, труды» (М. «Академический Проект», 2002) П.В. Алексеев написал:
Шульц Леонид Борисович (05.07.1936-17.02.2005) – специалист в области эстетики и социальной философии, доктор философских наук, профессор. Родился в Харькове. Окончил философский факультет МГУ (1959). Преподавал философию в вузах Калинина (1960-1963). С 1963 работал на кафедре философии Костромского сельскохозяйственного института (Костромской государственной сельскохозяйственной академии), с 2000 г. заведовал кафедрой философии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.
Докторская диссертация – «Социалистический реализм – как философско-эстетическая проблема» (1987). Академик Академии социологических наук РФ. Один из переводчиков «Большого путеводителя по Библии» (М., 1993) и «Энциклопедии символов» Г. Бидерманна (М., 1996). Разрабатываемые проблемы и темы: прекрасное; эстетическое отношение; специфика художественного отражения; специфика философского знания; свобода; демократия; методология социального познания; личность и общество. Шульц обосновывает положение о синтетическом характере эстетического отношения, стремясь показать, что искусство есть в своей сущности только отражение и что все другие стороны искусства (деятельно-созидательная, оценочная, коммуникативная и пр.) определяются его объективно-отражательной природой.
«Клеточкой» искусства, считает Шульц, является эстетическая видимость (эстетическая иллюзия).
С точки зрения Шульца, философия как духовный феномен, не исчерпываемый научностью, близка к искусству, однако в философии доминирует дискурсивность, что обусловливает существенную грань между философией и искусством; философия – самостоятельная форма культуры, которая не определяется через какую-либо другую форму (науку, искусство, религию и пр.), не подчиняется ни критериям науки, ни критериям искусства. У философии свои собственные измерения, сводимые к данному понятию «Шульцевские чтения» в 2008 году. «философичность».
Сочинения: Интеллектуальное познание и эстетический вкус // Художник, 1966, №6; К вопросу о специфике отражения действительности в эстетическом вкусе // Вестник МГУ, серия «Философия», 1966, №5; Объективность в художественном творчестве // Художник, 1976, №2; Самовыражение как форма познания // Там же, 1978, №5; К вопросу об эстетической иллюзии // Вестник МГУ, серия «Философия», 1978, №5; О диалектике относительного и абсолютного в искусстве // Там же, 1982, №5; О некоторых принципах марксистской критики // Проблема наследия в теории искусства. – М., 1984; Общественная сила красоты. Ярославль, 1985; Интеллектуальное филистёрство и тоталитаризм (О значении общего) // В поисках истины, Кострома, 1990; О значении личности в философии // Философские науки, 1991, №5; Феномен Шаляпина: Философско-эстетический очерк [В соавторстве], Кострома, 1995; Эзотеризм – атрибут человеческого существования // Отражения, 1997, №1.
Несколько лет нам удавалось чествовать память своего наставника, учителя, коллеги. В 2006 году мы собрались в родной Костромской сельскохозяйственной академии, где Л.Б. Шульц отработал большую и лучшую часть жизни, и открыл аспирантуру.
В последующие годы мы обрели постоянное место для проведения научных конференций «Шульцевские чтения» на базе Костромской областной научной библиотеки.
Уже в 2007 году мо собрали и выпустили поэтический сборник Леонида Борисовича, предисловие к которому написала его первая аспирантка Светлана Петровна Шакелина, а оформителем выступила преподаватель кафедры архитектуры Ирина Михайловна Фатеева:
В 2007 году на наши «Шульцевские чтения» пришли вокалисты из студии В.А. Лапина, с которыми долгие годы сотрудничал Леонид Борисович. Так музыкальная программа стала традиционно сопровождать научные конференции.
Начиная с 2008 года мы стали приглашать на нашу конференцию студентов, победителей студенческих конкурсов. Программы становятся разнообразнее и ярче. Вот программа 2008 года:
И сами выступающие (листаем галерею справа):
Самой насыщенной была программа 2012 года; она включила в себя грантовые проекты наших студентов:
И, конечно же, артистические выступления становились все более разнообразными:
Однако шли годы, и конференции собрать становилось все труднее. Буквально, согласно классику: «Иных уж нет, а те далече...». Да и у тех, кто остался, уже нет выхода на университетскую и академическую аудиторию.
Но у меня-то есть выход на виртуальную аудиторию на своем канале. И я уже начала знакомить подписчиков с творчеством Л.Б. Шульца-певца:
Леонид Шульц. Серенада Смита. Сердечная песня. Ноктюрн.
https://dzen.ru/video/watch/67a3223a249ac70c9bc3bdd6
Леонид Шульц. Ариозо Германа. Ариозо Канио. «Снова, как прежде, один» https://dzen.ru/video/watch/67a0f38caceeef07d3c23bab
На сегодня все. Всем – МИРА и ДОБРА!