Мойры — это богини судьбы в древнегреческой мифологии. Их трое: Клото, Лахесис и Атропос. Они управляли жизнью и судьбой людей и богов, прядя, измеряя и обрывая нить жизни.
Клото («Прядущая») – Богиня рождения и начала жизни.
Создаёт нить судьбы, прядёт её с помощью веретена. Она первая из Мойр, от неё зависит сам факт появления человека на свет.
Выглядит, как молодая девушка с веретеном или прялкой, иногда с куделью. Спокойная, сосредоточенная. Иногда её отождествляют с богиней родов Илифией. Так как Клото тесно связана с моментом рождения.
Лахесис («Определяющая») – Богиня выбора судьбы
Она измеряет нить судьбы, определяя жизненный путь человека, его достижения, удачи и испытания. Изображалась, как зрелая женщина с мерной палочкой, свитком или глобусом. Лахесис решительная, но лишённая эмоций. Не карает и не награждает – просто распределяет. У нее могут прослеживать связь с Аполлоном как покровителем пророчеств, поскольку судьба определяется, но не всегда известна смертным.
Атропос («Неотвратимая») – Богиня смерти
Разрезает нить судьбы, завершая жизнь человека. Её имя означает «та, кого нельзя избежать». Изображается, как старая женщина с ножницами, иногда с мечом или весами. По характеру строгая, безжалостная, но справедливая. Близка к Танатосу (Смерти) и Харону (перевозчику душ).
Кстати, в скандинавской мифологии Норны — богини судьбы, среди них самая молодая режет нить. Но у них и сама суть другая. Норны — это прошлое, настоящее, будущее. Мойры больше: начало, судьба, смерть.
Мойры выполняют главную функцию в греческом миропонимании — поддержание космического порядка (Космоса): они напоминают, что каждый смертен и подчинён судьбе, предотвращают хаос, распределяя судьбы людей, устанавливают границы для богов, показывая, что даже они не всесильны.
По одной версии они — дочери Ночи (Нюкты), как и другие персонификации неизбежного, например, Танатос (Смерть). По другой называют их дочерьми Зевса и Фемиды (богини закона и порядка).
Хотя Мойры почти всегда остаются неумолимыми, в некоторых мифах боги или герои пытались их обмануть. Однако таких случаев действительно мало, ведь их власть считалась абсолютной.
Когда Фетида, мать Ахиллеса, узнала, что её сыну суждено погибнуть в Троянской войне, она пыталась изменить его судьбу. Она окунула младенца в воды Стикса, чтобы сделать его неуязвимым, но держала его за пятку, оставив эту часть тела уязвимой.
Однако это не повлияло на предначертанную судьбу. Лахесис уже измерила Ахиллу короткую, но славную жизнь, а Атропос ждала, чтобы перерезать его нить в назначенный час. И когда Парис, направляемый Аполлоном, пустил стрелу, она попала в единственное уязвимое место Ахилла — его пятку. Таким образом, несмотря на все попытки Фетиды изменить судьбу сына, Ахилл погиб в точности так, как было предначертано Мойрами.