Игорь Моисеевич Бурштейн всегда считал себя человеком в меру современным. Ну, не на самом острие научно-технического прогресса, но и не в отстающих.
Однако за всем не уследишь. Так что революцию в области внедрения человекоговорящих автоответчиков и прочих банковских ботов Бурштейн всё же проспал и был, что называется, застан врасплох.
Давным-давно, впервые столкнувшись с ответами бота, Игорь Моисеевич решил, что на том конце — какой-то конченый наркоман. Позвонил ты этак в банк, а тебе отвечает какой-то странно выговаривающий фразы типок, то настойчиво повторяющий одно и то же, то делающий неуместно долгие паузы.
Не добившись ответа на простейший вопрос о своем депозите, Бурштейн повесил трубку, хотя его собеседник еще пытался вколачивать: «Если вам нужен кредит, нажмите один…»
— Они там олигофренов, что ли, на работу набрали? — задумчиво проговорил Игорь Моисеевич, чем привлек внимание приятеля.
— С кем говорил? — спросил приятель.
— Да с банком. Вместо ответа на вопрос посылает куда-то… Дятел какой-то…
— Дятел — это ты. А в банке — автоответчик!
С тех давних пор Бурштейн научился отличать человека от автоответчика и даже наловчился довольно быстро добиваться от робота, чтобы тот переключал на живого оператора.
Хотя прогресс не стоит на месте, и банки да прочие конторы нарочно допиливают своих роботов так, чтобы они ни за что не соглашались переводить звонок клиента какому-нибудь хотя бы полуживому сотруднику.
Иногда приходится пройти семь кругов ада, чтобы отодвинуть бездушную программу с дороги.
Один приятель за кружечкой пива поделился с Бурштейном лайфхаком, который гарантированно приводит бота к выводу, что надо свалить в туман и передать слово живому оператору:
— Вот он мне: «Какой у вас вопрос?» А я ему такой: «Какой период полураспада урана?» И всё, он как шелковый: «Соединяю с оператором»!
По обыкновению, ситуация, в которой пригодился рецепт приятеля, случилась с Игорем Моисеевичем буквально через день после разговора. Нужно было уточнить, что за списание произошло с одной из карт, а то информации в приложении было недостаточно.
Заряженный на успех Бурштейн позвонил в банк, выдержал первую атаку робота-умника и выдал коронку приятеля:
— Какой у урана период полураспада?
— Я тоже люблю физику! — бодро ответил робот. — Период полураспада урана-238 составляет 4,5 миллиарда лет, а урана-235 — около 700 миллионов лет. Чем я могу вам помочь?..
— Вот же засада!.. — выдохнул Бурштейн.
— Кажется, что-то не так со связью. Я расслышал только часть вашего вопроса. Повторите, пожалуйста!
— Соедини меня с оператором, ну, пожалуйста! — жалобно попросил Игорь Моисеевич, добавляя в голос грустную слезинку.
— Все операторы в данный момент заняты, но я вполне могу помочь вам не хуже! Задайте ваш вопрос, пожалуйста! — отчеканил искусственный интеллект.
— Бл.… Сколько же миллионов лет будет продолжаться этот разговор?.. — пробормотал Бурштейн и вдруг услышал:
— Похоже, ваш вопрос слишком для меня сложен. Соединяю с оператором…
Бурштейн почувствовал себя хакером или, на худой конец, международным шпионом Бондом.
Жизнь не стоит на месте, и злобные человеколюбивые алгоритмы банков продолжают обучаться, и в отличие от людей не устают ни на секунду. В следующий раз, когда недели через две Игорю Моисеевичу потребовалось позвонить в банк, вопрос «Сколько миллионов лет будет продолжаться этот разговор?» уже утратил волшебные свойства! Робот нагло заявил, что не расслышал весь вопрос и попросил повторить или сформулировать иначе.
Да, в течение последних десяти лет банкиры всё удачливее огораживались от благодарных клиентов. И у каждого банка свой истукан. И что работает на взлом одного, совсем не пробирает другого!
От банкиров не отстают и другие крупные фирмы. Совсем недавно Бурштейн посмеялся над историей о том, как искусственный интеллект одной из крупнейших IT-фирм страны в чате нагло выдает себя за человека. Вот прямо так и пишет на вопрос «позови человека»: «Я человек, давайте разберёмся с вашей проблемой…»
А буквально на днях Бурштейн долго и продуктивно разговаривал с барышней, очень толковой (живые операторы тоже иногда затупляют не по-детски!). Хотел было ей комплимент сделать, но тут она на совершенно невинной реплике вдруг замялась и выдала:
— Похоже, ваш вопрос слишком для меня сложен. Соединяю с оператором…
— Чиво?!?! — провопил Бурштейн, но было поздно, в трубке раздался голос какого-то Матвея из службы поддержки.
Похоже, скоро для общения с автоответчиками всяких банков каждому из нас потребуется свой автодозвонщик и автопереговорщик. Пусть искусственные интеллекты сами договариваются. Лишь бы проблемы решали. Проблемы-то иногда требуют быстрого и конкретного решения, а не беготни по меню и скриптам…
Кстати, это бизнес-идея — автопереговорщик с автоботами.
Одно радует (а может и наоборот) — где-то в Израиле какой-то предприимчивый мужик стал сам притворяться автоответчиком и под этой маской смог-таки обманным путем вытянуть из доверчивых соотечественников сотни шекелей.
Прогресс не стоит на месте. Некоторые умудряются его обогнать.
Ну, лишь бы не попасть под его неумолимые колеса…