Найти в Дзене
Советы от физмата

Использование программы «КуМир» для подготовки к ОГЭ по информатике (разбор задания №15)

Всем доброго времени суток!

Эта статья предназначена для вас, девятиклассники, которые выбрали информатику в качестве предмета по выбору для сдачи ОГЭ. Я сама прошла этот путь всего год назад и могу с гордостью сказать, что получила твердую "пятерку"! Это было настоящим достижением для меня, и я очень этому рада. Сейчас я учусь в 10 классе технологического направления, и в этой статье я хочу поделиться с вами чем-то важным.

Главная цель моего текста - помочь вам разобраться, как легко и эффективно справиться с заданием № 15 ОГЭ по информатике. На самом деле, к этому заданию можно подготовиться всего за несколько дней, и я приведу в пример свой собственный опыт подготовки. Когда я готовилась к ОГЭ, я потратила всего один день на изучение программы "Кумир". Это было довольно просто, несмотря на то, что в моей школе, где я раньше училась не проводились практические занятия с этой программой, так как на уроках информатики мы изучали только теорию.

Причина, по которой мне удалось так быстро освоить «КуМир», заключается в его интуитивно понятном интерфейсе и доступности учебных материалов. Программа предлагает простые и понятные инструкции, которые направляют пользователя на каждом этапе. Я быстро нашла все необходимые функции и инструменты, которые потребовались для выполнения задания.

Теперь давайте поговорим о самом задании №15 ОГЭ по информатике. Сначала нужно разобраться, как функционирует программа и какие команды в ней доступны. В "Кумир" есть несколько исполнителей, и каждый из них имеет свои команды и задачи. В нашем случае мы будем работать с исполнителем "Робот". Кстати, в программе русский интерфейс, что делает работу с ней очень удобной. Всё интуитивно понятно и легко воспринимается, даже если вы начинаете с нуля.

Итак, при запуске системы программирования «КуМир» открывается окно с двумя основными частями: слева располагается поле, где я могу писать программу, а справа - клетчатое поле, представляющее собой среду, в которой будет действовать исполнитель робот.

Для запуска программы, нужно перейти во вкладку «Вставка» и выбрать исполнителя "Робот". Затем, выбираем и используем оператора «алг-нач-кон» и создаем свою программу.

-2

Исполнитель «Робот» обладает пятью командами, которые позволяют ему перемещаться по клеткам: вверх, вниз, влево, вправо и закрасить. Команда "закрасить" активирует процесс закрашивания клетки, в которой находится робот. Каждая из этих команд передвигает робота на одну клетку в выбранном направлении, что делает управление им простым и интуитивно понятным. Что касается вставки команд, у вас есть два удобных варианта: можно набирать команды вручную, либо выбирать их из меню «Вставка». Это дает возможность работать так, как удобнее всего, что повышает эффективность программирования.

Чтобы создать обстановку для робота, следует открыть вкладку «Робот» и выбрать опцию «Новая обстановка». Здесь можно задать размеры клеточной сетки, где будет происходить выполнение программы. Важно отметить, что редактирование текущей обстановки доступно: вы можете изменять количество клеток и их размеры, строить стены, закрашивать клетки и устанавливать начальную позицию робота. Стены создаются нажатием на ребро клетки, а закраска осуществляется кликом по нужной клетке. Позицию робота можно легко изменить, просто перетаскивая его в нужное место. После завершения редактирования не забудьте убрать галочку «Редактировать обстановку», чтобы увидеть результат вашей работы.

Программа «Кумир» предлагает широкие возможности для создания как разветвляющихся, так и циклических алгоритмов, которые можно найти во вкладке «Вставка». Для выполнения задания № 15 ОГЭ по информатике с использованием исполнителя "Робот" особенно удобно применять цикл «нц-пока-кц». Формат этого оператора выглядит следующим образом: -

  • «нц» – начало цикла;
  • «пока» — служебное слово, после которого указывается условие, при котором программа будет выполняться;
  • затем следует последовательность действий, которые будет выполнять робот;
  • «кц» – это конец цикла.

Таким образом, освоив все эти команды и принципы работы с системой программирования "Кумир", вы легко сможете создавать свои алгоритмы и управлять роботом, решая разнообразные задачи.

Для более глубокого понимания применения данной программы на экзамене, давайте рассмотрим конкретную задачу из задания №15 демоверсии 2025 ОГЭ по информатике. Это поможет увидеть, как все перечисленные команды и алгоритмы работают в реальных условиях экзаменационной ситуации.

-3

В данном задании приводится аннотация, включающая примеры использования различных команд. Это помогает участникам экзамена лучше понять суть задачи и облегчает процесс ее решения.

Для начала необходимо задать обстановку в программе "Кумир". Выбираем раздел "Робот" и нажимаем на кнопку "Новая обстановка". В рамках данной задачи мы будем работать с сеткой размером 10 клеток в ширину и 10 клеток в высоту.

-4

После установки размера обстановки, размещаем стены, в соответствии с условиями задачи. Для этого процесса нужно использовать компьютерную мышь: наводим курсор на нужную клетку, где должна находиться стена, и нажимаем левую кнопку мыши. Если по какой-то причине нам нужно удалить стену, мы просто повторно нажимаем на неё.

Когда стены установлены, мы переходим к размещению робота. Это делается путем перетаскивания его с помощью мыши на заданное в условиях задачи место. Далее снова выбираем пункт "Робот" и нажимаем "Редактировать обстановку".

-5

Теперь можно писать алгоритм для робота. Начнём с "нц пока не сверху свободно", так как сверху находится стена. Затем "закрасить", "влево" и "кц". Чтобы убедиться, что все команды выполнены корректно, нажимаем кнопку "Выполнение".

-6

Далее нам нужно перейти к другой стене. Для этого используем "нц пока сверху свободно",затем "влево" и "кц".

Следующий этап - закрасить первую часть угла: "нц пока слева свободно", "закрасить" "влево" и "кц". Далее закрашиваем вторую часть угла: "нц пока не слева свободно", "закрасить", "вниз", "кц".

-7

После выполнения этих шагов, мы спускаем робота вниз, в ту область, где необходимо закрасить клетки по условиям задания, для этого вводим «нц пока слева свободно», «вниз» и «кц». Продолжаем закрашивать клетки: "нц пока не слева свободно", "закрасить","вниз" и "кц".

-8

Когда все необходимые шаги выполнены и робот успешно закрасил заданные клетки, вам нужно будет сохранить работу. Для этого обращаемся к меню, расположенному в верхнем левом углу экрана, выбираем пункт "Программа", а затем нажимаем на "Сохранить как". Таким образом, нам удалось успешно создать алгоритм для робота, который позволяет ему закрасить нужные клетки, соблюдая все условия задачи.

Поскольку я сама успешно сдала ОГЭ по информатике, мне хотелось бы дать вам рекомендации по эффективной подготовке к этому экзамену, особенно к заданию № 15 с участием исполнителя "Робот" в программе "КуМир":

- изучите структуру экзамена: ознакомьтесь с демонстрационными вариантами на сайте ФИПИ. Регулярно практикуйтесь: решение задач из прошлых вариантов ОГЭ станет отличной базой для подготовки;

- используйте различные учебные ресурсы: учебники, обучающие видеоролики и онлайн-курсы помогут углубить ваши познания в информатике;

- правильно организуйте работу на экзамене: в первой части экзамена решайте задания последовательно, фиксируя ответы в черновике. Прежде чем сдать работу, обязательно проверьте все ответы и перенесите их в бланк. Во второй части экзамена распределите время грамотно: не пытайтесь решить все задания подряд. Начните с того задания, которое вам легче всего дается;

- для того, чтобы научиться легко решать задание №15 ОГЭ ознакомьтесь с основными командами исполнителя "Робот", такими как движение, поворот и другие.

- научитесь создавать алгоритмы: привыкайте сначала их составлять в текстовой форме. Это поможет структурировать мысли и представить, как должно функционировать ваше решение. Затем переносите эти алгоритмы на "КуМир", что упростит процесс программирования. Пробуйте разрабатывать алгоритмы для разных типов задач, включая простые и сложные, чтобы расширять свой опыт;

В данной статье я показала вам, как можно не только освоить основные команды и действия в программе "Кумир", но и применить их на практике, создавая алгоритм для робота. Практика в "Кумире" станет для вас основой для дальнейшего изучения информатики и позволит уверенно подходить к решению более сложных задач в будущем. Надеюсь, что мой опыт и предложенные рекомендации по работе с программой «КуМир» и исполнителем «Робот» окажутся полезными для вас в процессе подготовки к экзамену и помогут достичь высоких результатов!

Успехов в подготовке к ОГЭ по информатике!