За пятнадцать лет до того, как Васко да Гама впервые достиг берегов Индии морским путём, простой тверской купец Афанасий Никитин уже прошёл через три моря, пересёк пустыни и горные хребты, чтобы своими глазами увидеть легендарную страну пряностей и драгоценностей.
Его путешествие, начавшееся в 1468 году как обычная торговая экспедиция, превратилось в эпическое странствие, длившееся шесть лет и подарившее нам памятник древнерусской литературы - путевые заметки купца "Хожение за три моря".
Начало тернистого пути. Из Твери в Индию
О ранней биографии Афанасия Никитина мало что известно. Вероятно, он родился в первой половине 15 века в Твери. И к началу своего знаменитого путешествия в Индию успел накопить немалый торговый опыт. В 1468 году Афанасий решает заработать по-крупному. Никитин берет множество товаров в долг. Далее его путь протекает на юг. Он добирается до Кавказа, где с ним случается большая неудача - его грабят.
"Находясь у моря, мы сели на мель в устье Волги. В это время татары нагнали нас и судно отобрали, а после отпустили ограбленными за море. Оттуда я с купцами добрался до Дербента."
После этого группа торговцев разбредается кто куда, но Афанасию возвращаться обратно не вариант - на нем висит крупный долг. В такой непростой ситуации купец решает продолжить путешествие.
В поисках выгодных цен на специи Никитин доходит до Ирана, а оттуда совершает переход в Индию. По пути купец заводит новые знакомства. Его поражают религиозные и культурные различия с Русью, а также небывалая роскошь.
Путешествие по Индии
В северной (исламской) Индии он наблюдает целое представление с кортежем местного султана.
"На басурманский праздник байрам выехал султан, и рядом с ним 20 везиров и 300 слонов в булатных доспехах. За ними тысяча коней в золоте, да верблюдов 100. Кроме них, 300 музыкантов, 300 танцоров и множество рабынь. На шапке султана шишак - большой алмаз. Сидит он на седле золотом, а при нем сабли, окованные в золоте".
Прежде всего, Афанасий интересен для истории тем, что его записки отличаются от записей других современников. Пока все описывали сугубо религиозную составляющую (обычно целью путешествия являлось паломничество), то Афанасий, помимо этого, описывал простой быт и культурные особенности.
"В Индии гости располагаются на подворьях. Еду для постояльцев готовят хозяйки. Там же им постель застилают и спят вместе с гостями. Желаешь заиметь с одной из них связь - отдай два шетеля. Если не желаешь - давай один".
Несмотря на новые возможности, открывающиеся перед купцом и ту роскошь, что его теперь окружала, он все так же продолжал скучать по родине и неизменно сравнивал местный люд со своими земляками.
"На землю русскую товаров нет. Люди все видом черные и злодеи. А женки их без стыда. Везде воровство, вранье и знахарство".
Религиозные различия и возвращение домой
Больше всего Афанасий переживал, что не мог соблюдать догматы православной веры. Он понятия не имел, когда начинаются церковные праздники и посты, поэтому порой ему приходилось "говеть" вместе с бусурманами. Но своей веры купец все равно держался крепко.
"В Джунире хан забрал мою лошадь, а когда прознал, что я не бусурманской веры, то сказал: возвращу жеребца, и выдам тебе тысячу золотом, только прими здешнюю веру, а иначе тысячу должен останешься. И дал сроку 4 дня. Но спас меня Господь. Встретил я хорасанца - ходжу Мухаммеда. Просил его, и он заступился, чтобы не обращал меня хан."
Обойдя всю Индию, Афанасий собирается вернуться домой. Обратно он возвращается через Персию и Трапезунд. Потом в Черное море и Крым. По пути его в очередной раз грабят.
"В Трапезунде паша и военачальники забрали весь мой хлам в город и обыскали. Всякую мелочь хорошую отобрали. Много зла принесли".
Впрочем, несмотря на все неудачи, Афанасий неизменно выходил сухим из воды. И на это имелись основания, ведь купец был не так прост.
Купец или тайный агент
Известно, что Никитину покровительствовал тверской князь. От него он получил охранную грамоту и напутствие. Кроме того, игумен дал ему благословение в дорогу.
А еще на записках купца были обнаружены зашифрованные послания. Из чего следует, что Афанасий не только купец, но и тайный агент князя. На это еще указывают неординарные способности Никитина к языкам (во время путешествия он выучил три языка) и тот факт, что он очень тонко подмечал все религиозные и бытовые обычаи, чем неизменно пользовался в общении с иностранцами.
К сожалению, Никитин не сумел добраться до родины, хоть и умер совсем рядом. Длительные путешествия и испытания истощили его организм. Он скончался вблизи Смоленска, на территории Великого княжества Литовского. Позже знакомые купцы перевезли его записки в Москву, где они сохранились до наших дней.
Прошло более пяти веков, но наследие Афанасия Никитина продолжает вдохновлять. Находясь вдали от родины, среди людей иной веры и культуры, Афанасий сохранил свою идентичность. Его путешествие напоминает, что границы существуют только в нашем сознании, а истинное богатство заключается не в торговых сделках, а в опыте познания мира и себя в нем.
С полным перечнем приключений Афанасия Никитина можно ознакомиться в "Хожении за три моря".
Что вы думаете о путешествии Никитина?
Благодарю за то, что дочитали до конца! Ваш лайк и подписка помогают делать контент ещё лучше.