День святого Валентина стал крупным коммерческим праздником еще в середине XIX века, когда американские торговцы и издатели превратили религиознную народную традицию в современное торжество. Однако, как отмечает профессор Лиза Бител, немногие осознают, что этот праздник изначально был христианским днем поминовения древнего мученика по имени Валентин. В этой статье она рассматривает исторические фигуры, которые могли стать прообразом покровителя влюбленных.
Практически каждый знает о Дне святого Валентина. В этот день, 14 февраля, люди покупают больше шоколада, цветов и ювелирных украшений, чем в любой другой день года; по количеству поздравительных открыток этот праздник уступает только Рождеству. Но какова история этой коммерческой традиции?
Кого покровительствует святой Валентин?
Католики по-прежнему считают святого Валентина покровителем помолвленных пар, счастливых браков, любви и влюбленных.
Однако сам образ святого, покровительствующего романтическим отношениям, не совсем согласуется с христианским учением, которое всегда подчеркивало добродетель самоотречения. Целибат стал обязательным условием для священников еще в Средние века, а девственность обеспечила статус святой сотням женщин. Поэтому святой, который, казалось бы, поощряет обмен конфетами и поцелуями между влюбленными, выглядит с точки зрения догматики весьма сомнительно.
Так откуда же появился этот святой, и как он стал покровителем влюбленных?
Кто был настоящим Святым Валентином?
Если заглянуть в Википедию, Catholic Encyclopedia или более популярные цифровые издания, такие как Buzzfeed и History.com, можно прочитать, что Валентин жил в III веке, был либо священником, либо епископом в Риме и был заключен в тюрьму римским императором за то, что исповедовал христианство в период, когда эта религия оставалась вне закона.
На католических новостных сайтах утверждается, что преступление Валентина заключалось в проведении обрядов венчания для христианских пар. По другим версиям, он передавал сообщения заключенным христианам, а перед своей казнью оставил письмо молодой женщине, подписав его словами «Твой Валентин».
Однако, если углубиться в изучение древних источников, перед нами появляется совсем другой Валентин. Оказывается, в Римской империи было несколько людей с таким именем. Оно пользовалось популярностью среди христиан и других жителей империи, поскольку означало «сильный» или «достойный».
Известно, что три разных мученика по имени Валентин были казнены 14 февраля во времена правления императора Клавдия Готского (268–270 гг.). Однако ни один из них не венчал христианские пары и не передавал письма заключенным христианам.
Один из них был военачальником, дислоцированным в Африке. В мартирологах (списках мучеников, организованных по дате смерти) о нем говорится лишь следующее: «В Африке Валентин и двадцать четыре солдата [погибли]». Больше о нем ничего не известно.
Второй — епископ Валентин из Терни, города, расположенного примерно в 110 км к северо-востоку от Рима. Третий — римский священник. Согласно их vitae (житиям святых), оба совершали чудесные исцеления, вели религиозные споры с языческими тюремщиками и были обезглавлены в Риме.
Епископ Валентин из Терни — настоящий Святой Валентин?
Согласно его агиографу V или VI века, епископ Валентин из Терни был вызван в Рим где-то в 260-х годах, чтобы исцелить сына ритора (ораторского учителя) по имени Кратон, который содержал школу и предоставлял кров греческим ученым. Его сын Харемон, также начинающий философ, страдал от тяжелой болезни, которая искривила его позвоночник и не позволяла ему ходить. Узнав, что Валентин уже исцелял подобные случаи, Кратон обратился к нему за помощью. Однако, прибыв в Рим, епископ Валентин прежде всего попытался убедить Кратона принять христианство.
Кратон, воспитанный в духе эллинистической философии (греческой философии периода от смерти Александра Великого в 323 году до н. э. до конца Римской республики в 31 году до н. э.), считал христианские догматы нелогичными и абсурдными. «Как вода, которая смывает грязь с тела, может очистить грехи?!» — воскликнул он.
Спор затянулся, пока Харемон мучился от болезни и был при смерти. В конце концов отчаявшийся Кратон заключил сделку: если Валентин исцелит его сына, он и вся его семья примут крещение. Тогда Валентин провел ночь в молитве рядом с Харемоном. Утром юноша предстал перед всеми здоровым и полным сил. В результате не только Кратон, но и его семья, слуги и греческие ученые приняли крещение. Когда римский сенат узнал об этом, Валентина немедленно арестовали, жестоко избили и затем обезглавили. Посетившие Кратона греческие ученые забрали тело мученика, чтобы похоронить его в Терни, но по дороге были схвачены римскими солдатами и также казнены.
Третий Валентин
Третий Валентин, согласно его житию, был римским священником, арестованным за проповедь христианства во времена императора Клавдия Готского (268–270 гг.). Однако, как отмечают современные исследователи, Клавдий почти не бывал в Риме — он получил свое прозвище за победы над германскими варварами на севере — и никогда не издавал указов о гонениях на христиан. Что бы ни сделал священник Валентин, чтобы вызвать недовольство властей, он был приведен к Клавдию и воспользовался случаем, чтобы проповедовать перед императором. Сначала Клавдий проявил интерес, но префект по имени Калпурний предостерег его: «Вас соблазняют ложной религией!»
Император передал Валентина под домашний арест к аристократу по имени Астерий, которому пообещали богатство, если он сумеет переубедить священника и заставить его отречься от христианства. Но, конечно же, Валентин сразу же начал проповедовать. Он говорил об Иисусе Христе как о свете мира. Тогда Астерий возразил: «У меня есть слепая дочь. Если твой бог может открыть ей глаза, чтобы она увидела свет дня, я сам стану христианином». Валентин возложил руки на глаза девушки и помолился, чтобы она смогла увидеть. Когда она открыла глаза и огляделась вокруг, Астерий пал к ногам Валентина и умолял о крещении.
Священник немедленно начал крестить всех вокруг, в результате чего 44 человека из дома Астерия стали христианами. Однако вскоре Клавдий узнал об этом и велел бросить их всех в тюрьму. Валентина обезглавили вместе с несколькими другими, которые впоследствии были причислены к лику мучеников.
Посещение святого Валентина как средство от болезней
Ни одно из трех житий святого Валентина не было написано ранее V века — то есть как минимум через 200 лет после предполагаемой жизни этих святых. Ни письменные, ни материальные источники раннесредневекового периода не связывают ни одного из этих Валентинов с любовью или влюбленными. В текстах даже не встречается слово amor — латинское обозначение любви. Даже когда два наиболее известных Валентина проповедовали о своем Боге, они говорили не о привязанности, а лишь о вере и просветлении. Вместо этого в последующие века они стали известны как целители, излечивавшие больных, особенно страдающих morbus caducus — «падучей болезнью», то есть эпилепсией.
Паломники, привлеченные легендами, приходили к могилам обоих Валентинов в поисках исцеления, а не любви. Религиозные путешественники посещали места захоронения мучеников, молясь святым об избавлении от болезней и заступничестве перед Богом. Одни направлялись к епископу Валентину из Терни, который покоился в своем умбрийском гробнице за пределами города, где родился. Другие посещали могилу римского Валентина, который, по преданию, был похоронен в крипте неподалеку от места казни — за городской стеной на Виа Фламиния в Риме.
Почитатели римского Валентина могли построить церковь над его могилой уже в IV веке, хотя, вероятнее всего, она была названа в честь более состоятельного Валентина, который ее финансировал. Позже городские ворота в этом районе стали называть Воротами Валентина (сегодня они известны как Порта-дель-Пополо). Раскопки XIX века на этом месте выявили погребения IV–V веков, а также фрагменты с надписями, содержащими имя Валентина.
Спустя несколько веков либо паломники начали искать других святых, либо святыня Валентина пришла в упадок, когда папа Николай IV (умер в 1292 году) распорядился перенести его останки в церковь Санта-Прасседе — процветающий приходской центр, в котором хранились мощи многих других святых.
На протяжении всего европейского Средневековья святой Валентин не был ни более, ни менее известным, чем другие древнеримские мученики. 14 февраля во всех европейских церквях зачитывали житие одного или сразу обоих Валентинов. Средневековые авторы порой путали этих святых, приписывая чудеса одного другому.
Когда Валентин стал святым?
Со временем некоторые средневековые ученые начали сомневаться в том, что истории о епископе и священнике не являются просто вариациями одной и той же легенды. Они знали, что после падения Римской империи город превратился в руины, усеянные безымянными могилами, и любой мог объявить найденные кости останками мученика. Жаждущие реликвий епископы и аббаты далеко не всегда тщательно проверяли подлинность останков, пропитанных кровью фрагментов одежды и прочих предметов, извлеченных из крипт и отправленных на север как святыни.
Агиографы, увидев в этом возможность, стали переписывать жития святых, рекламируя наличие их мощей в своих церквях. Один бретонский епископ зафиксировал целый ряд чудес, которые способствовали росту репутации святого Валентина в конце XI века, когда его череп каким-то образом оказался в Рокмор, где его выставляли каждый год в день праздника святого. Позже этот же череп переместился в Таррагону, в то время как другие части тела Валентинов были обнаружены по всей Европе. Сегодня череп святого Валентина можно увидеть в римской церкви Санта-Мария-ин-Космедин, а его кости хранятся в церкви Святого Антона в Мадриде, в Санта-Мария-Ассунта в Савоне и в кармелитской церкви в Дублине. Еще одна кость находится в Праге (в церкви святых Петра и Павла), фрагмент черепа — в Хелмно (в соборе Успения Пресвятой Девы Марии), а другие реликвии — в оратории в Бирмингеме (Англия, под алтарем святого Афанасия), в Глазго (в церкви Блаженного Джона Дунса Скота) и в церкви Успения Богородицы в Митилини на острове Лесбос. Венский собор Святого Стефана и вовсе утверждает, что у него хранится целое тело святого Валентина.
Ни надписи на реликвариях с его мощами, ни скульптуры или изображения не намекают на связь Валентина с любовью. В средневековых миниатюрах и скульптуре его обычно изображали либо как епископа с посохом, либо как монаха с тонзурой, держащего книгу. В ранних печатных книгах XVI века Валентин часто изображался склонившимся над жертвами эпилепсии или чумы. В других сценах его показывали в момент казни — палачи с усердием отсекали ему голову. Ни одно из этих изображений не демонстрировало святого, передающего записки или венчающего влюбленных. Сам Валентин выглядел скорее суровым, чем романтичным.
Когда святой Валентин стал ассоциироваться с любовью?
Современные литературоведы приписывают заслугу в превращении святого Валентина в покровителя любви одному человеку — Джеффри Чосеру, автору Кентерберийских рассказов и других поэтических произведений.
В его аллегорической поэме Parlement of Foules (Парламент птиц), написанной, предположительно, в 1380 году во время переговоров о браке Ричарда II и Анны Чешской, упоминается: “Seynt Volantynys day/ Whan euery bryd comyth there to chese his make.” (День святого Валентина, когда каждая птица приходит, чтобы выбрать себе пару.)
Судя по всему, в Англии птицы начинали спариваться как раз в день праздника святого Валентина — с наступлением весны.
Чосер, возможно, читал жития святого Валентина в английских переводах. Возможно, он также знал, что еще одна голова святого Валентина хранилась в аббатстве Хайд недалеко от Винчестера, как указывает литературовед Джек Орух в своей статье “Saint Valentine, Chaucer, and Spring in February” (Speculum 56:3, 1981). Однако именно Чосер первым связал святого Валентина с любовью.
Чосер был влиятельной фигурой своей эпохи, и после него традиция только укрепилась: люди стали называть своих возлюбленных «Валентинами» и писать любовные стихи к 14 февраля.
Литературные современники Чосера первыми переняли эту традицию. Например, Отон де Грансон III (ум. ок. 1397) написал три длинных жалобы святому Валентину, а также стихи о «Желании» и «Сне» Валентина. Джон Гауэр (ум. 1408), который писал о любви в больших объемах, упоминал Валентина в двух своих балладах.
На континенте французская писательница Кристина де Пизан в поэме Dit de la Rose описала, как французские рыцари основали фиктивный Орден Розы в честь Дня святого Валентина.
Исследователь религии Ли Шмидт предположил, что святой Валентин оставался значимой фигурой для христиан, особенно для страдающих эпилепсией, как мученик, погибший 14 февраля (“The Fashioning of a Modern Holiday”, Winterthur Portfolio 28:4, 1993). В Англиканской книге общих молитв объяснялось, что святой Валентин был «известен своей любовью и милосердием» и, следовательно, стал подходящим покровителем романтических чувств.
Когда появились первые валентинки?
Святой Валентин стал особенно популярен как покровитель влюбленных в двух средах: среди аристократии и в народных традициях. Поэты, такие как Уильям Шекспир и Джон Донн, продолжили традицию Чосера, используя имя Валентина и его день как символ любви. Пока одни сочиняли стихи к празднику, другие обменивались подарками.
Тем временем в сельских общинах мужчины и женщины собирались на День святого Валентина, чтобы веселиться и играть в игры. Популярными развлечениями были вытягивание жребия, чтобы узнать имя будущего возлюбленного, а также гадания на суженого.
К XIX веку англичане уже были готовы к массовому производству валентинок с заранее напечатанными стихами. Предпочтительными изображениями были голубки, сердца и Купидон (а не безголовый римский епископ).
Лондонский журнал The London Journal в 1858 году поддерживал традицию обмена любовными символами на День святого Валентина, утверждая, что это и «естественно», и «правильно», ведь с приходом весны «главное чувство в человеческой душе — это любовь, и именно на это ориентирован день памяти нашего святого». Однако редакция журнала явно не была поклонницей массового производства открыток. Они настаивали, что домашние валентинки лучше купленных, а фабричные открытки называли «пошлыми и довольно вульгарными», создаваемыми «наемными ремесленниками ради наживы».
Вероятно, редакторы The London Journal были бы в ужасе от современного коммерческого размаха праздника — с его рекламными кампаниями, огромным ассортиментом валентинок, тематическими украшениями и бесчисленными подарками.
Существуют ли древние связи между Валентином и любовью?
Несмотря на доказательства того, что День святого Валентина обязан своей ассоциацией с любовью именно Джеффри Чосеру, некоторые исследователи продолжают искать древние истоки связи Валентина со страстью и романтикой. В XIX веке историки тщательно изучали античные источники в поисках упоминаний праздников, отмечавшихся в середине февраля. Они обнаружили Луперкалии — праздник в честь Фавна или Пана, который отмечался 15 февраля, в Иды Февраля. Во время этого карнавала колледжи или клубы молодых аристократов приносили в жертву коз или собак в пещере, где, по легенде, Ромул и Рем — основатели Рима — были вскормлены знаменитой волчицей.
По словам Плутарха, юноши разрезали окровавленные шкуры животных на ремни, после чего полуобнаженными бегали вокруг Палатинского холма, хлеща этими ремнями молодых женщин, чтобы даровать им плодовитость. Говорят также, что молодые мужчины в этот день тянули жребий, определяя себе сексуальных партнерш.
Когда римляне обратились в христианство, папа Геласий I (умер в 496 году) запретил празднование Луперкалий и, согласно версии некоторых современных ученых, заменил его более целомудренным праздником в честь святого Валентина. Другие исследователи считают виновником этой традиции императора Клавдия II, который, якобы, в III веке запретил молодым мужчинам вступать в брак. По одной из версий, Клавдий нуждался в большем количестве солдат, а потому ввел закон, согласно которому воины должны были оставаться холостыми на время службы. В этой версии истории Валентин прославился тем, что героически воспротивился указу императора, венчая христианские пары. Однако, по факту, Клавдий никогда не запрещал браки, поскольку был слишком занят защитой восточной границы своей империи, чтобы издавать подобные законы в Риме.
Эти интерпретации происхождения Дня святого Валентина остаются более популярными, чем так называемая теория Чосера. Обновленные жития святого Валентина, а также церковные сайты продолжают представлять в качестве фактов версию о том, что реальный епископ III века ослушался римского императора, тайно венчая солдат и их возлюбленных, либо передавая любовные записки между заключенными, за что и поплатился жизнью. Основные интернет-издания, публикующие «настоящую историю святого Валентина», рассказывают те же истории (хотя некоторые авторы, изучившие вопрос хотя бы на уровне Википедии, все же упоминают влияние Чосера). Как ни иронично, но современная традиция Дня святого Валентина выбрала в качестве одного из главных символов праздника Купидона — древнеримского бога эротической любви, — тогда как сам святой Валентин потерял голову в самом буквальном смысле.
Почему святой Валентин был исключен из официального списка святых?
Пересмотренная легенда о святом Валентине, вероятно, и стала причиной его исключения из официального списка святых в современной католической церкви. Ватикан удалил его имя из общецерковного календаря в 1969 году из-за недостатка исторических доказательств. Католики по-прежнему могут почитать святого Валентина как покровителя страдающих эпилепсией, но его празднование больше не является обязательным элементом литургии.
Как и во всем мире, его самые преданные почитатели теперь сосредоточены скорее на выборе открыток и подарков для своих возлюбленных, нежели на церковных богослужениях. Тем не менее, верующие нашли способ одновременно почтить память древнего святого и отпраздновать праздник любви. В францисканской церкви Our Lady of Mount Carmel в Дублине, которая утверждает, что хранит реликвии святого Валентина, прихожане оставляют ему записки с просьбами о наставлении, исцелении и любви. Одна из записок гласит: «Дорогой Валентин, помоги мне найти хорошего мужчину, с которым я могла бы создать семью». Другая просьба звучит так: «Святой Валентин, пусть я снова встречу Аннабель». (Irish Times, 8 февраля 2014 года)
Мы не знаем, кем на самом деле был святой Валентин. Наши лучшие источники — это легенды: древнехристианские предания, рассказы о захоронениях и реликвиях, истории о брачных ритуалах птиц и любовных жребиях, а также сочетание языческих оргий и целомудренной романтики. Мы не можем с уверенностью сказать, кто был (или кем были) Валентин (или Валентины) и почему христиане поздней античности стали его почитать.
Тем временем мифотворчество продолжается. В 2017 году бразильский судебный антрополог, используя фотографии фрагмента черепа, хранящегося в римской церкви Санта-Мария-ин-Космедин, попытался воссоздать лицо святого Валентина (MailOnline, 13 февраля 2017 года). Но какого именно Валентина?