Жизнь донского казачества и в её прошлом, и в современном течении во всех отношениях мало изучена. И местная пресса, и лучшие представители донской администрации и общества, сознавая это, в последнее время всё более и более ощущают нужду для правильного разрешения назревших экономических и бытовых вопросов. Вопросы эти теперь ребром стали. Чем скорее пойдёт дело изучения нашего края, тем скорее они будут разрешены для блага казачества и России. Деньги и разумная организация, прежде всего, нужны для этого. Суммы Донского войска и государственного казначейства, кажется, единственный источник для расходов на это дело. В деле организации помогут ли учёные Общества, и учёные специалисты, прославившиеся на различных поприщах научной и практической деятельности в России. Людей, научно подготовленных для всякого рода специальностей, найдётся и у нас на Дону немало. Мы верим, что живое дело изучения родного края пробудит у них высокий патриотизм и ту энергию предков, которая некогда творила, да и теперь творит, чудеса на ратном поле.
В конце XVIII и в начале XIX века литература о казачестве была очень бедна в России. Культурные же народы западной Европы почти совсем не знали казаков: писали там о них очень мало; деятельность их военную, на которую больше всего, поневоле, обращали они внимание, освещали большей частью односторонне и пристрастно. Дружественные нам народы, как например, англичане во времена войн наших со «злодеем Бонапартом» приходили в восторг от казаков. Не только знаменитый наш войсковой атаман граф Матвей Иванович Платов, во время посещения им Лондона в 1814 году, был предметом восторга и оваций английского народа, но и простой казак Нагавской станицы Александр Землянухин удостоился этой чести. И теперь ещё, хотя очень редко, в коллекциях любителей родной старины можно встретить гравированные портреты М. И. Платова и А. Землянухина, снятые с них тогда в Лондоне английскими художниками. В честь графа Платова и на память о нём тогда же англичанами выбиты были медали. Чеканились даже монеты с изображением графа. Недавно в богатейшем собрании медалей и монет вице-председателя Московского Нумизматического Общества Зубова нам пришлось видеть одну из таких медалей. На лицевой стороне её – грудное, в профиль, изображение графа Платова с подписью по английски: «Сей победоносный вождь сопровождал своего Государя во время визита Его в Англию в июне 1814 года. Граф Платов Казацкий Генерал». На обороте медали изображён скачущий с пикой наперевес простой рядовой донской казак. Надпись здесь очень лестная и характерная для казаков того времени: «Казак атакующий. Непоколебимый, решительный, храбрый и верный слуга своего Императора и своей страны».
Наоборот, те народы Запада, с которыми русские вели войны, и которым приходилось много терпеть от внезапных нападений летучих отрядов детей степей и тихого Дона – «лихих донцов-молодцов», понятно, не могли любить казаков, не могли сказать доброго слова о них. Они считали их чем-то средним между солдатами-кавалеристами и разбойниками; наделяли их теми же качествами, которыми в последнюю турецкую войну блистали какие-нибудь баши-бузуки.
Прусский король Фридрих Великий, воевавший с Россией во времена царствования императрицы Екатерины Великой, питал глубокую ненависть к казакам. Его вымуштрованные на плац-парадах солдаты не выносили внезапных нападений, летевших стрелой, с «гиком-криком» и со страшными пиками наперевес, казаков. Фридрих говорил о них: «Эти разбойники оставляют за собой голую пустыню».
Для Франции 1814 год был годом несчастных войн и тяжких унижений. Когда французам, на память потомству, вздумалось отлить медаль, на которой были бы символически изображены бедствия и ужасы войны этого года, они ничего не могли придумать ужаснее донского казака.
Недавно, в начале текущего года, в Московском Нумизматическом Обществе действительный член этого Общества Г. И. Неф демонстрировал такую медаль. Медаль эта серебряная, величиной немного менее медной пятикопеечной монеты; работы тонкой, художественной известного французского медальера Brennet. На одной стороне её изображён Наполеон I (бюст в профиль), на другой – донской казак с пикой; защищая грудного ребёнка, от него в ужасе бегут две женщины; налево – убитый скот, направо – зажжённая хижина.
Сам Наполеон I долго не мог забыть казаков. Уже, будучи в ссылке на острове святой Елены, он говаривал: «Без меня не пройдёт и 10 лет, и вся Европа обратится в казака».
Во французской истории Шантро говорится, что «казаки трусливы и подлы, они суть поношение человечества; две тысячи сих малодушных и ничтожных всадников не отважатся напасть на один французский эскадрон».
О казачках того времени французы имели ещё более ложное мнение и представление, чем о казаках. Они давали описание их иногда даже больше, чем странное. Недавно в складе одного из московских букинистов мне пришлось отыскать книгу Андрея Пеше «Изображение одеяний и обычаев разных народов» (Москва, 1821 год. Перевод с французского).
На странице 34, в главе «Казаки», даётся объяснение картинки, изображающей «мать и дочь» казачек в следующих словах:
Принужденный вид сей юной девицы заставляет нас подумать, что мать делает ей в чём-нибудь выговор. Возвышенный головной убор её, походящий на шерстяную шапку, есть не что иное, как оловом обделанная древесная кора и украшенная корольками и мелкой монетой. Платье её сделано из шёлковой материи, украшено серебряными пуговками. Они носят на левом плече ремень, к которому привязывают небольшую коробочку, заключающую в себе некоторого рода два и более камня, которые почитаются сим необразованным народом предохранительным средством от всяких бедствий. Женщины сей земли грубы и неприятны: они повязывают головы белыми платками, продевают в правую ноздрю перстень с корольками или с какими другими драгоценными каменьями, всякая по своему состоянию.
Подумаешь, здесь даётся описание каких-нибудь диких бушменок или папуасок, а не жён и дочерей христианского народа, доблестного казачества, того казачества, которое в борьбе с азиатской культурой оказало и теперь оказывает немалые услуги не только России, но и всем европейским народам! А что такое азиатская культура, русский народ достаточно знает по татарскому игу и его последствиям, тяжело павшим на горькую судьбу этого народа.
А. Каклюгин.
Газета «Донские областные ведомости» № 52 от 6 марта 1902 года.
- Книга «Изображение одеяний и обычаев разных народов» в электронной библиотеке Vivaldi
Навигатор ← Казачье войско