Найти в Дзене
Строительный мир

Некогда одна из крупнейших в России: железная дорога, проданная по частям на «Авито»

Оглавление

Эта железная дорога прослужила по назначению 75 лет. Последний поезд прошел по стальной магистрали в 2022-м, а в следующем году было официально объявлено о ликвидации объекта. Речь идет о некогда одной из крупнейших узкоколеек (750 мм) России и мира. Последние, как известно, после распада СССР демонтировали одну за другой. Однако некоторые из таких линий сохраняли свою актуальность и продолжали эксплуатироваться.

Лойгинская узкоколейка

Лойгинская узкоколейная железная дорога появилась в 1947-м. Правда, изначально это были скромные 5 км (в источниках на этот счет встречается разная информация, однако все они сходятся в том, что длина дороги не превышала 6 км). Тогда на ней эксплуатировалось всего пара паровозов, а также бензиновый и газогенераторный мотовозы.

© Leg29 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (ЛУЖД в 2009 г.)
© Leg29 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (ЛУЖД в 2009 г.)

«Железка», которую с самого начала создавали для вывоза леса, росла в южном направлении от ст. Лойга (Архангельская область) Северной железной дороги широкой колеи (тогда — Северо-Печорская железная дорога). Активное ее расширение связано с развитием местного леспромхоза. И если в начале 1960-х линия заканчивалась не доходя до болота Травянистое, там где позже появится развязка, то уже к концу десятилетия она достигла поселка Сулонга (Конторка) Вологодской области, основанного в 1934-м. А к середине 1970-х одна из веток дошла до поселка Айга, появившегося на карте в 1953-м как лесопункт.

© Svetlov Artem / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Карта ЛУЖД в 2014 г.)
© Svetlov Artem / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Карта ЛУЖД в 2014 г.)

К. Н. Гуляев. Семилетка в действии: Лесная новь // Вологодский край. — Вологда, 1960. — С. 7, 10, 18-19:

«Из всех отраслей промышленности, доставшихся Советскому государству в наследство от старой России, не было, пожалуй, ни одной в таком примитивном состоянии, как лесная... Строились лесовозные дороги круглогодового действия, автомобильные и узкоколейные, позволяющие вести лесозаготовки в богатейших лесных массивах, отдаленных до того десятками километров бездорожья. В намеченных к освоению глухих лесах создавались благоустроенные рабочие поселки с клубами, школами, столовыми, магазинами, электричеством и радио... Большое будущее у Ольховского, Андомского, Лойгинского, Бабушкинского, Никольского, Кичменгско-Городецкого, Вашкинского, Белоручейского, Рослятинского и некоторых других леспромхозов. Лесная промышленность превращена за последние годы в высокомеханизированную отрасль народного хозяйства».
© Leg29 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Тепловоз ТУ6А-1235 на ЛУЖД в 2009 г.)
© Leg29 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Тепловоз ТУ6А-1235 на ЛУЖД в 2009 г.)

Через несколько лет ЛУЖД достигла поселка Вощар (до него от ст. Лойга — 92 км), который по факту до этого не имел круглогодичной дороги, оставаясь около 40 лет попросту отрезанным от цивилизации. На конце одной из восточных веток был основан поселок Лесной. Помимо грузовых составов, перевозивших лес, по линии ходили и пассажирские поезда. Водные преграды «железка» пересекала по деревянным мостам.

Узкоколейка уходит в историю

К моменту распада Советского Союза суммарная протяженность Лойгинской узкоколейной железной дороги, по которой ежегодно вывозили до 70 тыс. куб. м леса, превышала 230 км. В то время, как многие узкоколейки закрывались, ЛУЖД продолжала работать, оставаясь единственным надежным способом транспортировки леса в этой глухой местности (в холодное время года вывоз груза возможен по зимнику). Вологодская область, к слову, среди российских регионов была (и остается) одним из лидеров по объему лесозаготовок. При этом более 90% вырубленных деревьев восстанавливается.

© Leg29 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (ЛУЖД близ ст. Лойга, 2009 г.)
© Leg29 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (ЛУЖД близ ст. Лойга, 2009 г.)

Вплоть до 2005 года узкоколейка сохранялась практически неизменной по своим параметрам. Но затем в течение следующих двух десятилетий ее разветвленная сеть существенно сократилась. О будущем дороги ходили разные слухи. Тем не менее по ней и в 2021-м продолжали курсировать составы, а за год до этого владельцем объекта, компанией «Вологодские лесопромышленники», было куплено два дополнительных локомотива ТУ8. Однако уже в 2022-м ситуация изменилась.

© Leg29 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Узкоколейный железнодорожный гидрокран ДМ-20 «Fiskars» на ЛУЖД, 2009 г.)
© Leg29 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Узкоколейный железнодорожный гидрокран ДМ-20 «Fiskars» на ЛУЖД, 2009 г.)

Дело в том, что почти половина вологодского леса уходила на экспорт в страны Европы, а также США, Японию и Республику Корея. После введения санкций прежние логистические цепочки были нарушены. Это привело к существенному сокращению объемов лесозаготовок. Летом того же года местные жители с удивлением обнаружили, что рельсы, подвижной состав, платформы и сцепы УЖД выставлена на продажу на «Авито».

© Leg29 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (ЛУЖД в 2009 г. В 2022 г., когда ЛУЖД выставили на продажу, она насчитывала 118 км путей главной магистрали и 55 км усов — ответвлений к делянкам. Стоит отметить, что руководство ГК «Вологодские лесопромышленники» тогда заявило, что на фоне изменившихся обстоятельств компания целенаправленно меняет логистическую схему, отказываясь от узкоколейки. Было объявлено о реорганизации обособленного подразделения в п. Лойга. Перед сотрудниками пообещали выполнить все обязательства, а отдельных специалистов направить в другие подразделения группы компаний)
© Leg29 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (ЛУЖД в 2009 г. В 2022 г., когда ЛУЖД выставили на продажу, она насчитывала 118 км путей главной магистрали и 55 км усов — ответвлений к делянкам. Стоит отметить, что руководство ГК «Вологодские лесопромышленники» тогда заявило, что на фоне изменившихся обстоятельств компания целенаправленно меняет логистическую схему, отказываясь от узкоколейки. Было объявлено о реорганизации обособленного подразделения в п. Лойга. Перед сотрудниками пообещали выполнить все обязательства, а отдельных специалистов направить в другие подразделения группы компаний)

Власти, а также представители компании-владельца объекта подтвердили информацию о закрытии дороги, пообещав, что разбирать ее будут поэтапно. В последнюю очередь наметили демонтаж основного хода, от Лойги до Конторки (45 км). В 2022-м по Лойгинской узкоколейной железной дороге прошел последний поезд с лесом. А в 2023 году, как отмечают источники, дорогу разобрали (хотя ее до сих пор можно найти на картах Яндекса). Так некогда одна из крупнейших узкоколеек России и мира с колеей 750 мм навечно ушла в историю.