«Верховое болото» – это не про высокопоставленных чиновников и их стиль работы:) Это источник питьевой воды…
Узнав, где будет располагаться глиноземный завод, гидрологи, гидротехники, геологи, проектировщики всполошились. Специалистам совершенно ясно, что населенные пункты лишатся питьевой воды. И как бы ни лицемерили лоббисты глиноземного завода, не получится изолировать махину мирового масштаба и ее поля токсичных отходов от воздуха, воды, почвы.
Человек неразрывно связан с атмосферой, с окружающей средой и зависит от них. Даже больше – многие ленинградцы и петербуржцы хотят от них зависеть. Ведь нет смысла покупать привезенную откуда-то воду, когда есть свои запасы. Будет трагично, когда живущим на постоянной основе или же только летом в загородной недвижимости (домах ИЖС, дачах в СНТ и пр.) придется выезжать в иное место, чтобы подышать свежим воздухом, или искать места, где не слышен гул гигантского завода и его вибрации.
Итак, вернемся в наше «болото»...
Верховое болото – это водоприемник атмосферных осадков, накопитель пресной воды и ее фильтр. Микрорельеф болота – первый механический фильтрующий барьер. Вторым барьером служит физико-химический, он является основным для водорастворимых веществ, поступающих на болото с поверхностными и грунтовыми водами.
Верховое болото насыщает множество водотоков, в том числе и подземные. В нашем случае те, которые являются источниками пресной воды для нескольких населенных пунктов.
Без преувеличения, это уникальная исторически сложившаяся природная экосистема!
Вокруг болотистой местности, отданной под завод в Лопухинском сельском поселении, помимо многочисленных безымянных родников, ручьев, небольших озер и болот, протекают крупные ручьи – Лагутинский, Песчаный и др., реки Воронка, Коваши, Лубенская, Лопухинка, Черная, несущие свои воды в крупные озера Лубенское, Нов. Калище, Горовалдайское и в Финский залив. Окрестные населенные пункты, по сути, снабжаются водой благодаря верховому болоту. И колодцы, скважины, ключи дают чистую воду… Для понимания масштабов потребления: один город Сосновый Бор потребляет не менее 12 тыс. куб. м воды в сутки. Это без учета дачных массивов, поселков и деревень в округе.
«Верховое болото трогать нельзя ни в коем случае. Это естественный фильтр, который, получая влагу из атмосферы, фильтрует ее, и нам достается уже чистая вода, – пояснила гидротехник Людмила Лобачева. – Кроме того, сфагновые мхи, которые характерны для верховых болот, производят не только грубую очистку, но и уничтожают микробов. Как только тяжелая техника начнет строительство, начнутся и необратимые изменения в этой гидрологической сети».
Становится понятным, почему здесь так важно официально провозгласить запланированные заказники «Озеро Лубенское» и «Копорский глинт» (Постановление губернатора Ленобласти №34-пг от 24.05.2024 г., стр. 32). Оба должны были быть введены в 2025 году.
Тему важности водосбережения продолжает и инженер-проектировщик С.Л.Беленко (кстати, Сергей Леонидович принимал участие в проектировании крупных предприятий Южного берега Финского залива). В его статье:
«Ижорская возвышенность образована ордовикскими проницаемыми трещиноватыми известковыми породами водоносного типа и включает крупнейшее в Ленинградской области Ижорское месторождение подземных вод площадью 2300 кв.км. Месторождение образовано ордовикским, кембро-ордовикским и Ломоносовским водоносными горизонтами и является основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения поселений как на глинте и Предглинтовой низменности, так и к югу от него на ордовикском плато. Ордовикский водоносный горизонт, мощностью от 30 до 80 м, залегает непосредственно под четвертичными отложениями с глубины 1–3 метра.
Кембро-ордовикский водоносный горизонт расположен в песчаном слое под ордовикскими известняками.
Водоносные горизонты разделены водоупором из диктионемовых сланцев и глинистых пород, слоем до 5 м, с повышенной радиоактивностью. Поэтому воды кембро-ордовикского горизонта содержат радон. Питание водоносных горизонтов происходит на всей площади их распространения за счет инфильтрации атмосферных осадков.
Карбонатный ордовикский и песчаный кембро-ордовикский горизонты выклиниваются в уступах, обрывах и склонах глинта в зоне предполагаемого строительства.
Дренирование осуществляется вдоль глинта, о чем свидетельствуют многочисленные родники и пластовые выходы подземных вод. Дебиты отдельных родников составляют 20-35 л/с, а суммарный дебит групп родников достигает 150-280 л/с. Родники дают начало многим ручьям и рекам, протекающим по Предглинтовой низменности. В прибрежной полосе северной ее части происходит совместная разгрузка вод Ломоносовского и четвертичного горизонтов – воды выходят на поверхность и смешиваются».
«Важно понимать, что подземные воды ордовикского горизонта относятся к I категории защищенности, то есть подземные воды не защищены от загрязнения с поверхности, и это загрязнение, безусловно, будет происходить ввиду особенностей и масштаба глиноземного предприятия», – предостерегает инженер-проектировщик.
Согласимся со специалистами. Тем более, что никаких исследований, доказывающих отсутствие негативного влияния на столь ценную и ресурсную территорию и на здоровье и самочувствие населения, – заказчики глиноземного завода не предоставили.
Понимание ценности чистой пресной воды находит отклик и в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года. Да, да, пресная вода, согласно документу, – это стратегический ресурс, который важно защищать.
Цитата:
«Отдельным видом полезных ископаемых являются подземные воды. В долгосрочной перспективе на фоне роста населения планеты и ухудшения экологической ситуации потребность в подземных водах в России и мире будет возрастать. Степень дефицитности подземных вод и объем их запасов по регионам сильно варьирует, но в целом по стране положение с запасами подземных вод удовлетворительное. Наращивание минерально-сырьевой базы подземных вод является актуальной задачей в урбанизированных районах, но еще важнее защитить имеющиеся запасы от деградации в результате интенсивной хозяйственной деятельности».
Рост дефицита чистой питьевой воды в Стратегии обозначен как фактор, способный оказать негативное влияние на развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
Логичный вопрос к Минпромторгу и г-ну Мишустину. Ради каких целей прописан глиноземный завод на землях, расположенных над стратегическими запасами питьевой воды? Очевидно же, что Стратегия развития минеральной-сырьевой базы до 2050 года не вяжется со Стратегией развития металлургической промышленности до 2030 года, в которой, благодаря лобби, написали про завод «РУСАЛа». Глиноземом и алюминием жажду не утолить…
Намеренное несоответствие или случайная ошибка? Если вычеркнуть глиноземный завод из Стратегии металлургической промышленности 2030 и дать указание губернатору Дрозденко расторгнуть соглашение с транснациональной компанией, имеющей цели, мягко говоря, отличающиеся от целей страны – это снимет противоречия и в территориальных документах, и социальное напряжение в ленинградской агломерации. В данное время глава 47 региона не отказывается от завода, уже и в Стратегии социально-экономического развития Ленобласти до 2036 года как бы между прочим, но указал масштабный мега затратный глиноземный завод.