В Таиланде, как и везде, общественный транспорт — это самый надёжный и дешёвый способ передвижения. На Ко Чанге с этим тоже всё в порядке. В этой статье вы узнаете про особенности транспортного сообщения на острове, а также о том, как там живётся русскому бизнесу.
Транспортная специфика
На острове Ко Чанг есть только один способ добраться до нужного места — маршрутное такси (сонгтэо). Это такой маленький грузовичок, который возит людей. В нём есть две скамейки. На них и сидят пассажиры. Они используются для перемещения между пляжами. Сколько стоит поездка, зависит от того, куда вы едете. Кстати, недавно цены подняли и сейчас берут с человека от 100 до 300 бат.
Однако, если вы любите активный отдых и хотите исследовать остров, то вам подойдёт мотобайк или скутер. Взять транспорт напрокат можно на любом пляже, стоимость аренды начинается от 200 бат в сутки. И, кажется, этим пользуются все, кому не лень. По моим наблюдениям, в любом отеле, баре, кафе или даже в небольшой закусочной можно найти пункт проката.
Берете скутер в пункте проката, у вас могут попросить показать паспорт, чтобы сфотографировать его; залог в виде денег и документов — большая редкость. Ваши права и наличие категории «А» при аренде никого не интересуют. Полицейских на дороге днем с огнем не сыскать. Зарубите себе на носу: если вы арендуете мотосредство без прав, то автоматически становитесь виновником при любом ДТП и будете платить за ремонт и восстановление, как арендованного мотобайка, так и чужого транспорта. При этом ваша страховка в данном случае не сработает.
В общем, дорога по периметру острова — ничего себе, асфальт есть везде. Но вот ездить по ней на скутере — то ещё удовольствие. Особенно между Кай Бэй и Лонли Бич, а ещё между Вайт Бич и Клонг Сон. Там такие крутые спуски-подъёмы и серпантин, что голова кругом. Так что всегда держите ушки на макушке.
На острове бензин стоит дороже, чем на материке. Залить в бак можно на «бутылочных» заправках вдоль дороги (50 бат за бутылку), но есть и большие сетевые автозаправки Ptt. Там дешевле, и к тому же они принимают банковские карты.
И еще, при желании можно арендовать и автомобиль. В основном тут предлагают (редко) небольшие маневренные джипы.
Мы не стали рисковать и пользовались только услугами маршруток. Например, как-то раз даже побывали в слоновьем питомнике на пляж Кай Бэй. Где стали свидетелями редкой сценки: как слон по заданию погонщика в буфете баночку газировки покупал. Смотрите видео ЗДЕСЬ.
Еще по дороге на песчаный пляж Лонли Бич частенько проходили мимо приюта хиппи. Колоритно и необычно. Короткое видео про это пристанище смотрите ЗДЕСЬ.
Тайский бизнес «по-русски»
На Лонли Бич, где мы остановились, я насчитал четыре заведения, которые принадлежат русским. Поговорил с некоторыми владельцами — интересно же, как живётся русским предпринимателям в Таиланде. Короче, выяснил, что вести бизнес в этой стране — как марафон бежать: надо быть готовым к долгому пути. А тем, кто хочет быстрых денег, тут ловить нечего.
Вот перечень государственных правил для зарубежных бизнесменов:
Во-первых, законодательство Таиланда запрещает иностранцам заниматься определенными видами деятельности. Не наступайте на грабли и выбирайте из того, что официально разрешено. В основном, наши открывают отели, кафе и бары, пункты проката транспортных средств, дайвинг-центры, агентства по продаже и аренде недвижимости, русские продуктовые магазины, детсады, языковые школы и турфирмы (при этом гиды-соотечественники под запретом).
Во-вторых, у местных акционеров должно быть более 50% акций во вновь образованной компании.
В-третьих, необходимо иметь на счету 2 миллиона тайских батов. Не будет такой суммы – не сможете зарегистрировать свой бизнес.
В-четвертых, жестко регламентирован персональный состав: формула ¼, то есть на одного иностранного работника должно приходиться 4 тайца.
С какими проблемами сталкиваются русские бизнесмены на Чанге? Некоторые представители местного бизнес-сообщества ответили мне на этот вопрос:
*Недостаток воды, особенно в зимний период, когда нет дождей. Дело в том, что водоснабжение острове завязано на открытые источники, скважин и опреснительных установок нет. Если с неба вода не льётся, то и в кране её не будет.
*Местные кадры. Особенность их менталитета: по-южному полурасслабленный стиль работы. По-простому, с большинством таких работяг кашу не сваришь. Приходится часто делать ротацию. Например, наблюдал, как тайцы ремонтировали соседнее бунгало. Начинали работу, когда солнце свалит за горизонт: при жаре им некомфортно трудиться. Не заменили полностью шифер на крыше, все бросили и свалили с объекта. Так домик и стоял очень долго неприкаянный, с дырками в кровле.
*Транспортная доступность. До материка можно добраться только на пароме, к тому же крутой серпантин тамошних дорог, те еще русские горки (Ко Чанг – горный остров). В целом, длинное плечо логистической цепочки — это большие расходы.
*Сезонность и конкуренция.
Когда высокий туристический сезон и клиентов с избытком, то есть прибыль. Низкий — складывай зубы на полку.
И еще, если вы открыли, к примеру, кафе, бар или отель, то обязательно столкнетесь с серьезной конкуренцией. И не всегда она будет вестись с вами законными путями. Поэтому налаживание дружеских контактов с тайскими соседями бизнесменами — в приоритете. Как говорится, не имей 100 рублей (бат), а заимей хотя бы парочку друзей-тайцев. В случае конфликта, они помогут вам разрулить непростую ситуацию.
Несколько советов от опытного предпринимателя тем, кто хочет завести свое дело на острове:
1. Прежде чем открывать свой бизнес на Чанге, поживите здесь хотя бы один год, пройдите акклиматизацию, изучите обстановку, заведите знакомых в местной бизнес-среде.
2. Не полагайтесь только на свои знания, местные квалифицированные юристы и переводчики помогут вам в оформлении всей необходимой документации.
3. Чтобы друг не оказался вдруг и неожиданно не обанкротил вас — выбирайте себе в партнеры только тех тайцев, в которых вы уверены на 100 процентов.
4. Главная заповедь: с местными чиновниками надо крепко дружить и никогда не ссориться.
От себя добавлю. Со временем деловые русские начинают расширять свой бизнес. И это правильная стратегия. Например, открыл хостел, затем при нем — бар, немного погодя — пункт проката мотобайков. Три источника дохода, пересохнет один — останутся еще два других.
Вот такие расклады. После которых, истории о сверхприбыльном бизнесе русских в Стране улыбок кажутся баснями: посчитали — прослезились. Но кто знает? А вдруг повезет.
Скоро я выложу видео про православную церковь на острове Ко Чанг. Как там отмечали Рождество — увидите. Операторы — мои хорошие знакомые. Не пропустите, будет интересно!
Если статья вам понравилась, ставьте Лайки, Подписывайтесь на канал и пишите Комментарии.