Ранее я уже писала похожую статью по фандому «Таня Гроттер» про Ваньку Валялкина. О том, как при всех явных косяках Вани, автор Д. Емец тычет читателя носом в то, что именно он – идеальный вариант для Тани. Но делает автор это, не показывая гармоничные отношения Героев или какие-то сильные поступки Ивана. Он делает это путем опускания его соперников, а также рассуждениями других персонажей о том, как хорош Ваня. Именно это наблюдается всю шестую книгу «Гарри Поттера» в отношении Рона и Джинни. Разберем?
Начнем с Рона и его отношений с Гермионой.
Чем эти отношения были до «Принца-Полукровки»? Ничем. Рон запал на Гермиону, ревновал и даже попытался с намеком подкатить, подарив духи. Реакция Гермионы? Ноль.
Пара цитат из «Ордена Феникса»:
«Дверь со стуком распахнулась. В комнату ворвалась Гермиона — щеки пылают, волосы развеваются. В руке она держала конверт.
— Вы... вы получили уже?..
Она увидела в руке у Гарри значок и вскрикнула.
— Я знала, знала! — восторженно объявила она и взмахнула своим письмом. — Я тоже, Гарри, я тоже!
— Нет, нет, — быстро проговорил Гарри и сунул значок Рону. — Это Рон, а не я.
— Что — это?
— Рон староста, а не я, — объяснил Гарри.
— Рон? — спросила Гермиона, да так и осталась с открытым ртом. — Но... Вы уверены? Я хотела сказать...
Она покраснела. Рон посмотрел на нее с вызовом.
— Письмо пришло на мое имя, — сказал он.
— Я... — Гермиона была совершенно сбита с толку. — Ну... здорово! Поздравляю, Рон! Это просто...
— Неожиданность, — подсказал Джордж
— Нет... — Гермиона зарделась еще ярче. — Почему, вовсе нет. Рон сделал массу всего... Он действительно...»
Похоже ли это на реакцию влюбленной девушки, которая узнала, что будет проводить со своим объектом обожания больше времени и вероятно наедине?
«По дороге вниз они встретили Гермиону.
— Спасибо за книгу, Гарри, — сказала она. — Сто лет мечтала об этой «Новой теории нумерологии»! И духи твои, Рон, необыкновенные.»
Скажем прямо, книге она обрадовалась больше чем духам. А ведь это довольно личный подарок и умница Гермиона вряд ли не поняла, что они означают. Даже если предположить, что Гарри выбрал идеальный подарок, а Рон какие-то скверно пахнущие духи, в любом случае, эмоций от такого подарка должно быть куда больше, если его подарил любимый человек.
Но в «Принце-Полукровке» все меняется и Рон вызывает у Гермионы просто-таки шквал эмоций. Она его страшно ревнует, хочет пригласить на вечеринку к Слизнорту и плачет над его «бездыханным телом» в больничном крыле. В принципе, это все можно объяснить жалостью и собственническими замашками, но учитывая, что в финале был поцелуй и даже свадьба, то вероятно читателю это стоит воспринимать, как любовь.
«Любить красоту и совершенство легко. Для того же, чтобы воспринимать человека в его трогательном несовершенстве, нужны терпение и любовь… – сказал Ванька.» «Таня Гроттер и локон Афродиты».
А что у нас с «трогательными несовершенствами» Рональда?
Сюда стоит записать и низкую самооценку, и проблемы с нервами, и ревность, и готовность срывать злость и обиду даже на якобы любимой девушке. Из-за ревности он едва не доводит Гермиону до нервного срыва, систематически изводя ее какими-то придирками. Их конфликт длится довольно долго и заканчивается лишь с отравлением Рона. Казалось бы, дружбе и чему-то большему точно конец, но нет, мадам Роулинг на стреме и не позволит бедной девочке Гермионе вырваться из когтей рыжего семейства.
Рон - чемпион.
Гарри подсуетился и обеспечил победу своей команде, подняв моральный дух Рона. На первый взгляд, что тут хорошего для отношений Рона и Гермионы, ведь после матча Рон еще сильнее оскорбил Гермиону и они окончательно рассорились? Все дело в том, что стараниями Роулинг и Гарри из Рона сделали популярного парня. Кому был бы нужен Рон-неудачник? Кто он рядом Гермионой? Друг Гарри Поттера, но не более. А так – второй парень на деревне.
Примирение.
На протяжении почти полугода Рон и Гермиона толком не общались. И видимо не сильно-то рвались это делать. Как их помирить? Да легко! Ставим Рона на порог жизни и смерти, что бы Гермиона перепугалась и на радостях простила его. Зачем нужен осмысленный разговор, прояснение отношений и извинения? Это для нормальных пар.
Почему бы яд не выпить Гермионе, что бы Гарри спас именно ее? Это еще сильнее бы укрепило их отношения, а сама Гермиона порадовалась бы тому, что Гарри хоть что-то полезное взял из книги Принца. Или не отравить Слизнорта? Нет! Нам нужен очередной спасенный Уизли, во круг которого надо попрыгать.
Забавно, в книге «Таня Гроттер и молот Перуна» есть почти такая же сцена. В ней Таню, королеву полета, спасает от драконов едва умеющий летать Валялкин, забывший ради такого случая про все их ссоры и простив Тане все ее «ошибки». Конечно же после такого пара мирится.
Соперники.
Как и в любой организации, в школе есть своя иерархия. Рон и Гермиона стоят на очень высоких ступенях, но с говорками. Наша троица – самая крутая компания в школе. Как сказал Джастин на втором курсе: «Я вас, конечно, знаю. Ты знаменитый Гарри Поттер… Ты Гермиона Грэйнджер, первая по всем предметам. — Джастин и ей пожал руку. Гермиона просияла. — А ты Рон Уизли. Это ведь твой был летучий фордик?»
Прошло четыре года и что-то изменилось. Гермиона и Рон стали старостами, а Рон еще и вратарем команды. Но ведь есть и менее другие вещи. Например, Гермиона очень талантливая ведьма, а в прошлом году была со-лидером в ОД. И пусть официальным лидером был Гарри, но она там выступала наравне с ним. Она весьма привлекательно, что нам сказали еще на Балу. А еще Гермиона – бывшая девушка чемпиона мира по квиддичу. Проявляет ли к ней кто-то интерес, кроме такого любящего Рона? Конечно! Самые тупые и раздражающие парни школы! Кормак Маклаген появился в шестой книге именно для того, чтобы оттенять собой Рона. Вот он такой богатенький придурок, который везде лезет, а сам и в воротах-то стоять не может! В отличии от Рональда! А еще есть Захария Смитт, который наших ребят просто любит побесить. Неужели во всем Хогвартсе не нашлось нормальных шести-семикурсников, которые бы попытались приударить за Грейнджер? Да хоть тот же Майкл Корнер из Когтеврана, который в ОД, восхищался ее чарами. Может просто на фоне нормального парня, попытки показать влюбленность Гермионы в Рона выглядели бы совсем дико?
Так как Джинни до «Принца-Полукровки» редкий гость в повествовании, то тут Роулинг пришлось подыгрывать еще сильнее, чтобы натянуть сову отношении на это недоразумение. Какими были отношения Гарри к Джинни до шестого курса? Она была для него чем-то вроде мебели, про которую он вспоминал, когда видел.
Джинни в Ордене Феникса появляется не очень часто, что пошло книге на пользу, но отношение к ней Гарри считать можно:
«— Ну, это глупо с твоей стороны, — сказала Джинни. — Из твоих знакомых я одна знаю, каково это, когда ты одержим Сам-Знаешь-Кем, и могу тебе рассказать.
Гарри на секунду застыл, ошеломленный этими словами.
— Я забыл.»
Гарри больше суток проторчал в одной комнате размышляя только об одном. И он не вспомнил единственного человека в своей жизни у которого был подобный опыт? Кажется, для этого вообще нужно забыть о существовании Джини.
«Лицо Рона покрывала мертвенная бледность, из уголка рта сочилось что-то темное. В следующую секунду колени у него подкосились, но он не разжал рук, и Гарри согнулся под его весом.
— Джинни! — испуганно сказал Гарри. — Что случилось?
Но Джинни лишь помотала головой и сползла по стене на пол, тяжело дыша и держась за лодыжку.»
Джинни ранили в Министерстве. Реакция Гарри – ноль. Конечно, Рон и Гермиона ранены серьезнее, но что б прям вообще не побеспокоиться о человеке, которого ты притащил с собой? Впрочем, он и после финальной битвы пройдет мимо нее, даже не спросив, как она.
Джинни – чемпион
«— Брось, Джинни не так уж плоха, — великодушно заметил Джордж, садясь рядом с ним. — Честно говоря, я вообще не понимаю, где она научилась так играть, — ведь мы никогда не брали ее с собой на тренировки.
— Да она с шести лет лазит в сарай у вас в саду и таскает оттуда ваши метлы по очереди, стоит вам только зазеваться, — сказала Гермиона из-за шаткого штабеля учебников по древним рунам.»
«Ему очень понравилась игра Джинни, но он знал, что мог бы поймать снитч быстрее... был момент, когда крохотный мяч порхал около лодыжки Керка; если бы Джинни не промедлила, она могла бы выцарапать для Гриффиндора победу.»
Т.е. девочка училась летать с шести лет, хорошо играет, но явно не звезда. Однако, уже в шестой книге мы узнаем, что играет она отлично не только за охотника, но и за ловца. И конечно же она показательно выигрывает матч у бывшей девушки Гарри. Иначе какой же поцелуй после проигрыша? А ведь Чжоу действительно сильный игрок:
«Я, Гарри, только что узнал, кто будет у наших противников ловцом. Чжоу Чанг с четвертого курса. Она сильный игрок... Я надеялся, что она еще не сможет играть, — у нее была серьезная травма... — Излив негодование, вызванное несвоевременным выздоровлением Чжоу, Вуд прибавил: — Но, с другой стороны, она летает на «Комете–260», а «Комета» по сравнению с «Молнией» ползает как черепаха.»
«Он снова вошел в пике, Чжоу решила, что он заметил снитч, и рванула за ним. Гарри круто вышел из пике и опять взмыл с быстротой пули. Чжоу не успела повторить его маневр и продолжала падать вниз.»
Итак, Чжоу уступала Гарри в основном из-за того, что летала на древней метле. Она была в команде как минимум четыре года и, если ее не убрали с позиции ловца после провалов в «Ордене Феникса», значит она действительно хороша, к своему седьмому курсу сумела справиться с депрессией и снова стала хорошо летать. Но за Джинни-Сью ей все-таки не удалось угнаться.
Джинни-красотка.
И узнаем мы это не от Гарри или автора, а от Пэнси Паркинсон в «Принце-Полукровке»:
«— Многим мальчишкам она нравится, — сказала Пэнси, искоса наблюдая за реакцией Малфоя. — Даже ты считаешь ее хорошенькой, правда, Блез? А ведь мы все знаем, какой ты разборчивый!— Да я бы побрезговал прикоснуться к такой предательнице, которая ни во что не ставит чистоту крови, будь она хоть раскрасавица, — холодно отозвался Забини.»
До этого замечания нам и в голову не приходило так о ней думать. Никто из ее семьи не является красавцем, да и сам Гарри ее внешности никогда не замечал. Даже на Святочном балу, где все были при параде и Гарри оценивал внешность каждой знакомой девушки:
«На лестнице Гарри ожидала Парвати в ярко-малиновой мантии, которая очень ей шла. Парвати и правда была очень красивая, черные волосы заплетены в длинные, перевитые золотыми лентами косы, на запястьях золотые браслеты.»
«— Привет, — вскинула голову Падма. Она не уступала сестре красотой, бирюзовая мантия очень ей шла, как малиновая Парвати.»
«Флер шла в сопровождении Роджера Дэвиса, капитана команды когтевранцев. На ней была мантия из серебристо-серого атласа. Ничего не скажешь, писаная красавица!»
«Малфой вел под руку Пэнси Паркинсон в светло-розовой мантии, обильно украшенной рюшками и бантами.»
«Сразу за ним шел Крам с незнакомой красивой девочкой в голубой мантии.» «— это была Гермиона! Только совсем не похожая на себя. Волосы, обычно напоминавшие воронье гнездо, гладко расчесаны и скручены на затылке в красивый блестящий узел, легкая мантия небесно-голубого цвета, да и походка совсем другая, наверное, потому, что плечи не оттягивает тяжелый ранец. И она улыбалась, правда, немного скованно, передние зубы у нее и правда уменьшились. Как это он сразу не заметил?»
«Рядом с ним танцевали Невилл с Джинни, которая все время морщилась — Невилл то и дело наступал ей на ноги.»
Итак, единственное, что Гарри заметил на балу в Джинни – это то, что она морщилась. Можно, конечно, предположить, что Джинни сильно изменилась за лето, но все же склоняюсь к тому, что Роулинг решила перестраховаться и наделить будущую девушку Гарри еще и красотой. На случай, если других приписанных плюшек окажется мало. Поэтому словами левого персонажа нас ставят перед фактом – Джинни красавица.
Джинни-звезда.
И, вероятно, как звезде, ей можно все. Максимально стремное поведение автор выдает за крутость героини. Взять оба случай с Захарией Смиттом. Может быть он не самый приятный парень, но заслуживал ли он того, что делала Джинни? Первый раз она натравливает на него летучих мышей за вопросы о том, что случилось в Министерстве. Во-первых, мы опять не видим эту «крутость» Джинни, а узнаем о ней с чужих слов. Во-вторых, Смитт не сделал ничего, за что стоило бы так с ним расправляться. В-третьих, Джинни за свой поступок получает не наказание, а приглашение на элитную вечеринку. Во второй раз Джинни врезается в Смита на метле за его комментарии матча. Да, он был пристрастен, но он никого не оскорблял, а лишь сказал правду:
«я думаю, нас всех удивил состав команды, которую Поттер собрал в этом году. Многие считали, что Рональд Уизли не войдет в команду, учитывая его крайне неровные выступления в качестве вратаря в прошлом сезоне, но, конечно, тут сыграла свою роль давняя личная дружба с капитаном...»
Т.е. автор вполне себе так заявляет: «Вот такое скотское поведение – это круто». Тоже самое можно сказать о поведении Джинни в отношении Рона и Флер.
Джинни-душа компании
Когда дело касается представления Джинни, как души компании или души команды, то автор опять пускается в сомнительные вещи за которые Джинни надо вроде как восхищаться:
«Джинни страшно веселила игроков, изображая, как Рон беспокойно подскакивает вверх-вниз перед шестами или как Гарри сердито дает Маклаггену указания, пока тот вышибает из него дух.»
Если Джинни не пародист уровня Максима Галкина*, то подобное кривляние быстро надоест. Над этим можно посмеяться раз-два и… все.
Опять вернусь к «Тане Гроттер» и игроку (лучшему другу главной героини), которого действительно можно назвать душой команды. Ягун умеет пошутить, хоть порой его шуточки за гранью, но он так же частенько кого-то передразнивает:
«Ягун вертелся поблизости и развлекал Ваньку [в больнице].
– Поднимите ноги через сторону вниз! Разведите голову шире плеч! Глубоко дышите жабрами! – восклицал он, передразнивая лопухоидную [магловскую] утреннюю зарядку.» «Таня Гроттер и молот Перуна»
«– Запомни раз и навсегда, детка! Я никогда не вру! Я творчески импровизирую!.. – рассердился Ягун. – И потом я действительно сегодня спал на кладбище. Прилег на лавочку. Птички поют, солнышко печет… К тому же на кладбищах мне отлично работается. Там вечно шляются толпы жвачных человекоподобных, которым плевать на скорбь. Они только и делают, что глазеют на плиты да подсчитывают, кто сколько прожил.“О, этот чувак долго жил! Зырь, а та телка совсем молодая окочурилась! Я бы с такой прошвырнулся… А у этого фамилия подозрительная! Пусть берет лопату и перезакапывается в другом месте”.
Ягун так забавно передразнил скучающих бездельников, что Таня невольно засмеялась.» «Тяня Гроттер и ботинки кентавра».
А как долго можно смеяться, когда передразнивают одних и тех же людей по одному и тому же поводу? Как утверждает Роулинг – с такими шутками можно стать душой компании. Чендлер Бинг обзавидовался!
Джинни и соперницы.
Специально, что бы показать на сколько Джинни изменилась, в сюжет ввели Ромильду Вэйн – беспринципную гриффиндорку, способную напоить Гарри приворотным зельем лишь бы пойти в Слизнорту на вечеринку. А также кучу еще каких-то куриц, что бы на их фоне звезда Джинни засияла еще ярче. Конечно, зачем Гарри будут интересоваться нормальные девушки? Он же не чертов Гарри Поттер, симпатичный шестнадцатилетний капитан команды! Это ведь не к нему подкатывали девицы еще с его четырнадцати лет! Даже Чжоу убрали из повествования, на дав им не разу встретиться. А то вдруг умная и красивая когтевранка оттянет на себя лишнее внимание.
К чему я собственно все это написала? К тому, что Роулинг в шестой книге словно загоняет персонажей в какой-то пузырь, не оставляя им возможности как-то коммуницировать с другими людьми, настойчиво подсовывая им Уизли. Рон и Джинни во всем хорошо, а соперников у них или нет, или они какие-то придурки, от которых лучше держаться подальше.
*Иногент.