Найти в Дзене

Випашьяна, проникновение в сущность. Часть первая - три фундаментальные характеристики бытия

 ,,Випашьяна" на санскрите, ,,випассана" на языке пали или ,,лхактонг" на тибетском языке обычно переводится, как ,,проникновение в сущность". Но то, что считается ,,сущностью" в традиции Тхеравады, отличается от того, что считается ,,сущностью "в Дзогчен и Махамудре в Ваджраяне.  В традиции Тхеравады проникновением в сущность считается непосредственное ознакомление с тремя фундаментальными характеристиками бытия - Аничча, Анатта и Дукха.   Аничча – все дхармы ( феномены) непостоянны, Анатта –все дхармы  лишены своего «я», Дукха – все обусловленные дхармы по своей сути есть страдание. Они как бы заражены вирусом страдания, так же, как люди во время эпидемии заражены одной и той же болезнью.   АНИЧЧА, НЕПОСТОЯНСТВО Непостоянство это характеристика всех феноменов обусловленного мира.  Непостоянство бывает двух типов - грубое и тонкое. 1. Грубое непостоянство. Качество грубого непостоянства - ничто не продолжается вечно.  Ни один уважающий себя фильм или книга не обходится без того момен

 ,,Випашьяна" на санскрите, ,,випассана" на языке пали или ,,лхактонг" на тибетском языке обычно переводится, как ,,проникновение в сущность".

Но то, что считается ,,сущностью" в традиции Тхеравады, отличается от того, что считается ,,сущностью "в Дзогчен и Махамудре в Ваджраяне.

 В традиции Тхеравады проникновением в сущность считается непосредственное ознакомление с тремя фундаментальными характеристиками бытия - Аничча, Анатта и Дукха. 

 Аничча – все дхармы ( феномены) непостоянны, Анатта –все дхармы 

лишены своего «я», Дукха – все обусловленные дхармы по своей сути есть страдание. Они как бы заражены вирусом страдания, так же, как люди во время эпидемии заражены одной и той же болезнью. 

 АНИЧЧА, НЕПОСТОЯНСТВО

Непостоянство это характеристика всех феноменов обусловленного мира. 

Непостоянство бывает двух типов - грубое и тонкое.

1. Грубое непостоянство.

Качество грубого непостоянства - ничто не продолжается вечно. 

Ни один уважающий себя фильм или книга не обходится без того момента, когда грустный герой приходит в какое-то место, где он раньше бегал молодым человеком, либо занимался любовью, либо проживал прекрасные периоды своей жизни. Он сидит там с кислым лицом, рассматривая выцветшие фотографии и грустит. 

Или человек работал, работал всю жизнь, он выращивал детей, он строил дачу, он рыл канаву, он ремонтировал автомобиль, он заводил взаимоотношения с людьми противоположного пола. Потом вдруг в один прекрасный день он смотрит в зеркало и видит перед собой сморщенное лицо с лысой головой и несколькими торчащими седыми волосинками. Он говорит: ,, Как же так? Жизнь моя прошла. Я состарился. Как это произошло? Где я был все это время?"  

Это - прозрение в грубое непостоянство.

 У людей редко бывает прозрение в непостоянство. Обычно они просто живут и замечают, как всё изменилось, очень неожиданно для себя. Но если кто-то будет немножко более внимательным, чем предыдущий персонаж, то осенью выглянув окно и увидев, что листья пожелтели, он скажет: ,, Ах, вот и лето прошло. Вот и осень пришла. Ну, здравствуй, грусть! Наступает потихоньку и осень моей жизни..."

2. Тонкое непостоянство - это то, что все феномены меняются в каждую минуту, каждую секунду и каждый момент. Когда вы прочитали эту фразу, этот момент уже прошел. И этот момент уже тоже прошел. На самом деле вещи в этом мире как бы протекают у нас сквозь пальцы.

Мы цепляемся за них, пытаемся их остановить, но они протекают сквозь пальцы. Меняются не просто феномены - всё стареет, всё как бы разлагается, дряхлеет, потом снова рождается.

 Меняется также наше отношение к вещам. До этого мы понимали что-то одним образом, а потом мы понимаем совсем другим образом. В детстве мы мечтали, чтобы у нас был пластмассовый автоматический пистолет и это была вершина наших мечтаний. Но когда нам сорок лет и кто-нибудь принесет нам пластмассовый автоматический пистолет, то вряд ли мы придем в восторг. Хотя привычно мы отождествляем своё сегодняшнее ,,я" с тем ,,я", которое мы имели, когда были ребёнком. Мы говорим: ,,Я был тогда ребёнком ".

На самом деле всё меняется, меняется и наше относительное ,,я".

Если мы не понимаем перемен, то это приводит к фрустрации и к большому количеству страданий. Потому что если ты пытаешься управлять тем, что уходит у тебя между пальцев, то ты все время проигрываешь. Если в 30 лет ты хочешь выглядеть на 20, в 40 на 30, а в 50 на 40, то ты все равно в конце концов проиграешь, потому что превратишься в куклу с натянутой гладкой кожей, но с энергией старого человека.

Когда ты осознаешь природу непостоянства и смиряешься с ней, то понимаешь, что вещи тебе не принадлежат. То, что ты считаешь своим, на самом деле как бы дано тебе взаймы. И тело это как бы тренажер, на котором ты тренируешь свой дух. Смысл не в том, чтобы тренажер находился в хорошем состоянии, а в том, чтобы спортсмен (ум) сумел накачать свои способности, свои мышцы. 

Доржонг Ринпоче говорил, что у него в молодости был такой период, когда он вдруг стал очень остро чувствовать непостоянство, ощущать, что все уходит. Постоянно уходит, уходит каждую минуту. Он пришел к своему учителю и сказал: ,,Наверное, я скоро умру, потому что чувствую, что все уходит, каждую минуту". Учитель ответил: ,,Нет, это просто результат твоей практики". 

Признаками прогресса в практике в буддизме считается острое чувство непостоянства, увеличение сострадания и учащающееся прозрение в смысл пустоты.

У людей такое вИдение обычно возникает крайне редко, только вспышками.

Цель практики випассаны в том, чтобы такое вИдение превратилось в непрерывное и постоянное.

Когда ты начинаешь чувствовать вещи таким образом, то это значит, что ум начал проникать в их сущность. Он начинает замечать то, что обычному человеку не видно почти никогда. 

У меня тоже был такой период, когда где-нибудь в трамвае вдруг остро возникало чувство, что что бы со мной ни произошло, мне неизбежно придётся оттуда выйти. Даже если я там умру, меня всё равно оттуда вытащат вперёд ногами. Даже если дверь закроется и трамвай засыпет землёй, то всё равно в конце концов тело истлеет и прах выдует ветром. 

Практики випассаны в основном имеют дело не с грубым непостоянством, а именно с этим моментальным непостоянством, с моментальным возникновением санскар, с моментальным возникновением чувств, с моментальным возникновением физических ощущений в теле и с их исчезновением

  АНАТТА - ВСЁ ЛИШЕНО СВОЕГО ,, Я"

Вторая фундаментальная характеристика бытия – то, что все вещи лишены своего «я». Уже исходя из того, что они непостоянны, можно сказать, что они лишены своего «я». Как говорил Нагарджуна: ,, тот, кто вошёл в контакт с непостоянством, тот вошёл в контакт с пустотой".

Вещи лишены своего ,,я" и они постоянно взаимозависимы. Каждая возникающая вещь, каждая возникающая мысль, каждая возникающая санскара зависима четырьмя различными способами. 

 Во-первых, она зависима от предыдущей причины. Когда мысль следует за какой-то другой мыслью, а действие следует за другим действием, они как бы толкают друг друга подобно поставленным в ряд костяшкам домино, падающим одна за другой, когда толкнули первую. 

Во-вторых, они зависимы от всеобщей взаимозависимости. Мы не можем создать какую-то причину, если, например, нет солнца, нет воды, если нет условий, которые нужны для возникновения вообще чего-либо. 

В-третьих, они зависят от составляющих их частей. Например, стул, у которого нет спинки, это уже не стул, а табуретка. А человек, у которого отсутствует такая важная составляющая часть, как голова, это уже не человек, а труп.

Четвертый тип зависимости - то что они зависят от сознания, которое их наблюдает. Если человек смотрит на феномен, то он может сказать: ,,О, какая грустная жимолость, она как бы отражает мою печаль, мы с ней тут совсем одни" или что-то в этом роде. В то же время, если корова посмотрит на это, то она просто сделает : ,,хрум-хрум-хрум" и пойдёт дальше. То есть в случае человеческого и коровьего сознания речь идёт о совершенно разных феноменах, хотя формально это одно и то же.

 Без сознания не существует вообще ничего по той причине, что некому констатировать факт наличия чего-то, если нет сознания.

Но сознание имеет множество разных типов, поэтому, если китаец увидит жареную лягушку, то придет в восторг и у него потекут слюни, а если русский увидит жареную лягушку, то, возможно, его вырвет.

Всё зависит от воспринимающего сознания. 

Каждый феномен лишён собственного ,,я" и зависит от причин и следствий, он не может сам себя установить. Если бы феномен мог сам себя установить, то все, например, установили бы себя в состоянии полного счастья и благоденствия. 

     ДУКХА, СТРАДАНИЕ.

Дукха – это страдание, которое заключено в каждом феномене относительного бытия в явной либо скрытой форме уже потому, что все относительные феномены непостоянны, зависимы и воспринимаются в состоянии неведения.

Вообще, многие санскритологи и тибетологи, которые переводят слово «дукха», считают, что слово «страдание» не совсем точно переводит смысл слова «дукха». 

Слово «дукха» скорее означает, что ,,всё как-то всегда не так", что всё всегда неудовлетворительно. 

В некоторых случаях страдание явно, когда оно является болью, умиранием, тяжелой болезнью. 

Но даже в самых радостных моментах оно присутствует просто потому, что присутствует состояние неведения. 

Состояние неведения всегда сопутствует неудовлетворенности, поскольку сознание глубоко внутри себя знает, что оно лишено чего-то самого важного. 

Самые прекрасные состояния, которые ты имеешь в сансаре, все равно истощаются и прекращаются и ты оказываешься в состоянии разочарования. 

Они перестают видеться тем, чем виделись прежде, и не приносят того эффекта, который обещали принести. 

То, что все феномены являются дукха, страданием, проистекает также из того, что даже самая наиболее прекрасная, самая замечательная и невероятно удачная жизнь, тем не менее, кончается старостью, болезнью и смертью.

Аничча, Анатта, Дукха - все дхармы не постоянны, все дхармы лишены ,,я" и все дхармы есть страдание - это первые три из четырех печатей буддиста. 

То есть если ты принимаешь эти четыре положения, то тогда ты можешь считать себя буддистом, ты принимаешь буддийское учение.

Четвертое положение – нирвана – это мир, ( нирвана есть покой). То есть только нирвана – это мир, только в нирване разрешаются проблемы первых трех печатей. 

Если смысл первых трех характеристик бытия можно как-то понять на уровне размышлений, то смысла нирваны на уровне размышлений понять нельзя. 

Чтобы постичь смысл нирваны, необходима очень долгая интенсивная практика, о чем будет сказано в следующей статье.