Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА". Год 1981. ФИНАЛ

ВСЕ ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" ПО ГОДАМ - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ" Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Наш ностальгический кинозал вновь готов принять своего зрителя, для которого прошлое - не какое-то там отвлеченное, не обеспеченное ничем понятие... "прошлое"... "будущее"... Для аудитории "Романтики" это "прошлое" - молодость, здравствующие, хоть и прихварывающие иной раз родители, песни про "пионерию и комсомолию", про "не помнить об этом не вправе я", живая, от сердца, а не насаждаемая память о страшной войне, да много чего... И всё это - искреннее, настоящее - как настоящие тогдашние хлеб, колбаса и масло в магазинах. Как эти девочки, старательно нарисовавшие на асфальте "мир на земле" - так нас учили. Как очаровательная модель из журнала мод ниже 1981 – год удивительного прорыва советского рок-подполья. Партия и комсомол, разумно решив, что если про

ВСЕ ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" ПО ГОДАМ - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ"

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

  • Наверное, у каждого коренного обитателя (я бы даже поумничал, и назвал бы нас "эндемиками") СССР был такой "свой" кинотеатр. Не из тех, куда спешили на громкие премьеры, отстаивая змеившиеся сложносочинённо очереди в кассы. Не из тех, куда надо было "ехать". А - свой, пусть небольшой, кинозальчик - со старыми скрипучими деревянными креслами, в котором вечно шли уже прошедшие "первым экраном" картины, в котором непременно показывали на детских утренниках фильмы по абонементам для соседних школ, в котором знал каждый закуток, куда шёл почти как домой... Сегодня двери одного из таких вновь открыты... Здесь каждый месяц мы будем смотреть старое доброе советское кино, и каждый сеанс будет продлённым: перед показом нам предстоит вспомнить год, когда вышла та или иная лента, обязательно - одну из песен, бывших тогда на слуху, помянуть кого-то, да и просто - поностальгировать. Недаром наш кинотеатр называется "Романтика"

Наш ностальгический кинозал вновь готов принять своего зрителя, для которого прошлое - не какое-то там отвлеченное, не обеспеченное ничем понятие... "прошлое"... "будущее"... Для аудитории "Романтики" это "прошлое" - молодость, здравствующие, хоть и прихварывающие иной раз родители, песни про "пионерию и комсомолию", про "не помнить об этом не вправе я", живая, от сердца, а не насаждаемая память о страшной войне, да много чего... И всё это - искреннее, настоящее - как настоящие тогдашние хлеб, колбаса и масло в магазинах. Как эти девочки, старательно нарисовавшие на асфальте "мир на земле" - так нас учили. Как очаровательная модель из журнала мод ниже

-2
-3

1981 – год удивительного прорыва советского рок-подполья. Партия и комсомол, разумно решив, что если процесс нельзя ликвидировать, его необходимо просто возглавить, в «Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества», расположенный по адресу ул. Рубинштейна, дом 13, проводят первый концерт «ЛенКлуба Любителей Музыки».

"Где эта улица, где этот дом?.."
"Где эта улица, где этот дом?.."

В нём принимают участие «Пикник», «Россияне», «Мифы» и «Зеркало». Спустя год эта престранная для СССР организация становится Ленинградским рок-клубом (!!!), а уже в 1983-м состоится первый рок-фестиваль. Переоценить значение этого события для тогдашней ленинградской молодёжи невозможно: если образно - это как будто отец приносит тебе пачку «Родопи» и говорит – «Хватит по подъездам дымить, ладно уж, кури на кухне»... Музыка отныне делится на «попсу» (ещё можно «музыка для папиков» или "бабушкин музон") и настоящий рок – теперь, к тому же, и русскоязычный.

-5

В том же 1981-м компания молодых людей в составе Виктора Цоя, Алексея Рыбина и Олега Валинского решились организоваться в группу под названием «Гарин и гиперболоиды»: с этим оригинальным погонялом они дуэтом («минус» ушедший в армию Валинский) просуществовали до следующего, 1982-го года. Что было после - знают все!

Фото как раз 1981 года: Алексей Рыбин и Виктор Цой
Фото как раз 1981 года: Алексей Рыбин и Виктор Цой

Любопытно, что месяцем ранее в 1981-м проводилось и другое – совершенно «зазеркальное» мероприятие: XXVI съезд КПСС. Главным его итогом становится утверждение Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года. Ну-ну...

Блаблаблаблаблаблаблабла...
Блаблаблаблаблаблаблабла...

Примечательно, что никто из руководства не бил в набат по поводу снижающихся темпов экономического роста, не отмечал негативных процессов в развитии государства... напротив – всё было очень даже «современно» и знакомо, сплошная говорильня про «нам необходимо...» и «неуклонно растёт...» На самом деле «должны» были ещё лет десять назад, «необходимо» было уже «вчера», а «неуклонный рост» давно уже топотался на месте, грозя принять регрессивный характер. Между прочим, выступил на том съезде и некоторый партийный функционер из Свердловска по фамилии Ельцин. Любопытно узнать - о чем он там говорил? Впрочем, и так понятно - сюрпризов не будет...

Товарищи! Минувшее пятилетие стало новой крупной вехой в героической летописи Страны Советов. Как демонстрирует очередной съезд партии, ее сегодняшний день это - могучие производительные силы, которыми располагает наше общество, это - блага, которые реально дает развитой социализм советским людям, это – мир и покой, хранящие их. А все это – результат мудрого коллективного разума, титанического труда, несгибаемой воли и непревзойденного организаторского таланта Коммунистической партии, ее боевого штаба – Центрального Комитета и Политбюро во главе с товарищем Леонидом Ильичем Брежневым. (Аплодисменты)... В прошедшие годы с особой силой проявилась роль Центрального Комитета КПСС. Большой школой политического руководства, социалистического хозяйствования было рассмотрение на заседаниях Секретариата, Политбюро ЦК работы областных, городских, районных и первичных партийных организаций, изучение и одобрение опыта передовых коллективов. Каждый из нас постоянно ощущал какой трудной и напряженной была работа Центрального Комитета, его Политбюро, лично товарища Л.И. Брежнева. Приходилось решать сложнейшие вопросы внутренней жизни страны и внешней политики. Именно под руководством Центрального Комитета наша партия и государство вместе с другими братскими странами продолжали активно проводить политику твердого отпора агрессивным проискам империализма. Все советские люди глубоко убеждены в том, что программа дальнейших действий, новые инициативы, провозглашенные на съезде, разработка и осуществление мер доверия в Европе и на других континентах внесут огромный вклад в дело сохранения мира на земле. (Аплодисменты)...

Кто дочитал эту грусть-печаль до конца (понятно, что процитированное - даже не десятая часть всего спича будущего терминатора СССР) хотя бы наискось - преклоняюсь.

А тем временем в «братской Польше» уже вовсю звенел очень неприятный и режущий уши руководству советского руководства колоколец: в марте там профсоюзная организация «Солидарность» провела предупредительную забастовку с участием... аж 13 миллионов человек. Созданная годом раньше, «Солидарность» станет тем самым могильщиком, что загонит социалистическую Польшу в тупик саморазрушения.

Один из главных могильщиков социалистической Европы - Лех Валенса
Один из главных могильщиков социалистической Европы - Лех Валенса

Уже в декабре того же года партия (ПОРП) вводит в Польше военное положение. В ответ на мартовские события СССР объявляет «Солидарность» контрреволюционной организацией. И – под занавес года, 29 декабря – приступивший к своим обязанностям новый президент США Рональд Рейган из-за ситуации в Польше объявляет о санкциях против СССР: прекращаются поставки нефтегазового оборудования (весьма болезненная штука!.. Особенно для государства, круто подсевшего на "нефтяную иглу"), а также рейсы Аэрофлота в США.

27 августа 1981-го – одно из самых трагических событий в советском хоккее и вообще - спорте: смертельное ДТП, в итоге которого не стало прославленного хоккеиста Валерия Харламова. Находившаяся за рулем его «Волги» супруга Ирина не справилась с управлением на скользкой после дождя дороге, затем - вынос на встречку, «Волга» сталкивается с тяжело гружёным «ЗИЛом». Погибли оба супруга.

-9
После такого столкновения и в современных машинах шансов выжить немного. Подозреваю, что особенно - в китайских
После такого столкновения и в современных машинах шансов выжить немного. Подозреваю, что особенно - в китайских

В 1981-м свой девятый альбом Time, через короткое время ставший культовым, выпускает группа Electric Light Orchestra (ELO) во главе с бессменным лидером Джеффом Линном. Трек №4 на первой стороне пластинки - «Ticket to the Moon» - безусловный хит «на все времена».

-11

Пластинка, стоившая в СССР огромных деньжищ... Впрочем, уже в 1983-м можно было купить вполне пристойно переписанный на кассету альбом. 3 рубля - сторона. Случалось попасть и на бессребреников, писавших обе стороны за "пятерку".

Коль уж затронули музыкальную тему, то не лишним будет вспомнить, что 1981-й унес у мировой культуры легенду регги Боба Марли (скончался в 36 лет от онкологии – а вовсе не от «передоза», как почему-то принято считать... дескать, такая нормальная растаманская смерть...), зато принёс нам "в клюве аиста» Джастина Тимберлейка, Бритни Спирс и Диму Билана. Равноценен ли «обмен» - судить, пожалуй, не станем, у всякой эпохи - свои кумиры, кому и кобыла - невеста... "Сигма-бой" - песня.

Советское телевидение к 1981-му, похоже, немного «сдулось», количество премьер безусловных шедевров стало меньше, но пару-тройку приличных телевизионных лет припомнить всё-таки можно: это трёхсерийные «Приключения принца Флоризеля» с великолепными Далем, Банионисом и Игорем Дмитриевым, снятый по пьесе Розова двухсерийный «С вечера до полудня» с Санаевым и обретшим всесоюзную популярность после «Экипажа» Леонидом Филатовым. можно припомнить ещё очень милый "Отпуск за свой счет" будущего режиссера "Жизни Клима Самгина" и уже состоявшегося - "Здравствуйте, я ваша тетя" Виктора Титова. Снятый совместно с продвинутыми венгерскими кинематографистами телефильм был примечателен ещё и гремевшей тогда по Европе песней группы Ottawan "Hands up" - так что мы благодаря "Отпуску" приобщились к моде почти одновременно с "коллективным Западом".

Ещё одна премьера – фильм Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой» находит своего зрителя сразу в двух аудиториях – романтической женской (песни в исполнении Полада Бюль-Бюль Оглы) и молодежно-подростковой (приемы каратэ, демонстрируемые Львом Дуровым). О ещё одной телепремьере 1981-го – чуть позже...

Лидером советского кинопроката 1981-го года становится совместная копродукция с французскими и швейцарскими кинематографистами режиссёров Алова и Наумова «Тегеран-43»: её посмотрели 47.5 миллионов зрителей. Честные воспоминания «от тогда»? Смотрел два раза, казалось – очень круто. Сейчас – не очень, многовато схематичной декларативности и излишнего трагедийного накала. Чем-то, а скорее всего – перебором во всём - напоминает индийское кино, как если бы индусы решились на подобную постановку. Впрочем, титульная песня в исполнении Мирей Матье и Шарля Азнавура безусловно хороша!

А наша киноягодка сегодня – третья часть телевизионного сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», премьера которой состоялась в июле 1981 года.

На телефильм аутентичных плакатов того времени не полагается
На телефильм аутентичных плакатов того времени не полагается

Двухсерийная «Собака Баскервилей» заметно отличалась от своих первых частей, и главным образом – за счет какой-то непередаваемой стильности. Стильным здесь было буквально всё: острохарактерные второстепенные персонажи – обитатели Девоншира, колоритная, несколько пугающая, "местная" (на самом деле - эстонская) природа, феерическая музыка Дашкевича, убийственный настоящий «английский» юмор, который, оказывается, мы – совковые зрители – были в состоянии понять и оценить, и, конечно, «бомба сезона» - Никита Михалков и Александр Адабашьян, сыгравшие в «Собаке», пожалуй, лучшие из своих ролей.

- Это что - каша что ли? - Овсянка, сэр!
- Это что - каша что ли? - Овсянка, сэр!

Да, разумеется, кто-то возразит: а как же Адабашьян в «Пяти вечерах»?.. А Михалков в «Жестоком романсе»?.. Замечательно, не спорю. Но сыграть таким образом, чтобы твои персонажи мгновенно «ушли в народ», включая многочисленные анекдоты, наподобие того, как это случилось в своё время с Мюллером и Штирлицем?.. Это, признайтесь, явление нечастое и уж точно - где-то на грани гениальности.

– Вы так добры, сэр Генри! Вы весь в вашего покойного дядюшку, нашего несчастного хозяина, добрейшего сэра Чарльза! Джон, ты же прекрасно знаешь, что она может кому-нибудь понадобиться...
– Вы так добры, сэр Генри! Вы весь в вашего покойного дядюшку, нашего несчастного хозяина, добрейшего сэра Чарльза! Джон, ты же прекрасно знаешь, что она может кому-нибудь понадобиться...

- А что она ещё сказала про орхидеи? - Что они... ещё не зацвели...
- А что она ещё сказала про орхидеи? - Что они... ещё не зацвели...

Самое потрясающее, что ни один актёр в «Собаке Баскервилей», несмотря на столь убийственную конкуренцию с парочкой «сэр Генри – Бэрримор», в фильме не затерялся, у каждого, даже эпизодического героя, есть свой «коронный выход» и отчётливо читаемая «линия жизни»: что сутяга Фрэнкленд (Сергей Мартинсон), что Лора Лайонс (неподражаемая Алла Демидова), наконец, начальник почтового отделения (Олег Пальмов) – все они абсолютно живые, «дышащие» и самобытные.

– Мне оказывали помощь очень многие джентльмены, зная мою печальную историю. Ну, например, доктор Мортимер, или мистер Стэплтон – близкий друг и сосед сэра Чарльза. Он проявил ко мне исключительную доброту. Кстати, он познакомил сэра Чарльза со мной.
– Мне оказывали помощь очень многие джентльмены, зная мою печальную историю. Ну, например, доктор Мортимер, или мистер Стэплтон – близкий друг и сосед сэра Чарльза. Он проявил ко мне исключительную доброту. Кстати, он познакомил сэра Чарльза со мной.

Чего уж греха таить, в тысячах детективов и их экранизациях такие персонажи – фигуры совершенно проходные, и нужны лишь для того, чтобы дать сыщикам какую-нибудь зацепку, они появляются, и тут же исчезают. Но не в «Собаке Баскервилей» - и это огромнейшая заслуга её создателей!

– Вот так начнёшь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ. Он, оказывается, тоже Баскервиль.
– Вот так начнёшь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ. Он, оказывается, тоже Баскервиль.

Ну и одна из главных «вишенок на торте» фильма – Олег Янковский, которому вообще чертовски к лицу были отрицательные роли (вспомним хотя бы Семёнова в «Мы, нижеподписавшиеся» или Раевского в «Открытой книге»).

- Доктор Ватсон? Вы простите мою смелость, мы здесь народ не церемонный, и поэтому не дожидаемся официальных представлений. Вы может быть слышали обо мне от нашего общего друга, доктора Мортимера? Я Стэплтон из Меррипит-хауса.
- Доктор Ватсон? Вы простите мою смелость, мы здесь народ не церемонный, и поэтому не дожидаемся официальных представлений. Вы может быть слышали обо мне от нашего общего друга, доктора Мортимера? Я Стэплтон из Меррипит-хауса.

Его Стэплтон – это «шкатулка с секретом», он стилен (прошу прощения за тавтологию, но «стильность» - основной лейтмотив этой постановки), обаятелен и загадочно-сдержан. И уж, конечно, смерть его персонажа, оставшаяся за кадром, - тоже своеобразный «плюсик в карму» как законченности образа, так и режиссёру Игорю Масленникову, гениально попавшему в яблочко именно с таким концом главгада – мистическим и таинственным, каким и был сам Степлтон.

- ... Для меня по-прежнему загадка, как Стэплтон собирался доказать свои права на наследство. Но эту тайну он унёс с собой в глубину Гримпенской трясины.
- ... Для меня по-прежнему загадка, как Стэплтон собирался доказать свои права на наследство. Но эту тайну он унёс с собой в глубину Гримпенской трясины.

«Собака Баскервилей» - фильм уникальный. Уникальный тем, что – если спросить самого себя: что не получилось?.. – ответ будет «ПОЛУЧИЛОСЬ ВСЁ!» На вкус и цвет, конечно... да-да, понятно! Ну, лично у меня рука и сегодня дрогнет за хоть один дрожащий еле различимый карандашный «минусик».

- У меня тоже есть чувство юмора, но это переходит всяческие границы. Вчера у меня пропал новый башмак, а сегодня стащили старый. Да ни в одной стране, ни в одной гостинице мира со мной не происходило ничего более странного и нелепого!
- У меня тоже есть чувство юмора, но это переходит всяческие границы. Вчера у меня пропал новый башмак, а сегодня стащили старый. Да ни в одной стране, ни в одной гостинице мира со мной не происходило ничего более странного и нелепого!

Заканчивая свой поток дифирамбов, хочу добавить лишь одно: наверное, «Собака Баскервилей» - лучший фильм 1981-го года, а, возможно, и не только его. Начавшиеся уже в следующем году кремлёвская "гонка на лафетах", перестройка, талоны и демократические брожения умов окончательно похоронят советское кино как культурное явление, предъявив взамен... лихое, но пустейшее "ничто". Примечательно, что именно в 1981-м появились и Рок-клуб, и группа Виктора Цоя - того, что спустя короткое время провозгласит "время перемен". Вероятно, Виктор по молодости не читал Конфуция, изрекшего "Не дай вам бог жить в эпоху перемен", которых якобы (или - "вроде как"?) "требовали наши сердца".

В нашем кинозале зажигается свет. Спасибо, что побыли здесь все вместе, повспоминали, немного погрустили, попели и потанцевали. И - давайте пожелаем друг другу всего того, что сейчас пожелает Вахтанг Кикабидзе!

  • Всё, увы, когда-нибудь заканчивается. Закрывается и наш кинотеатр "Романтика". Наверное, насовсем. Свою функцию он выполнил, мы славно сиживали в нем на протяжении полутора лет. Так что, выходит, у нас сегодня был последний киносеанс. Хочется надеяться, что эти полтора года пролетели не напрасно, и ваш старательный киномеханик РРЪ крутил свою хронику не зря: ведь хорошее настроение хотя бы на пять минут - это именно то, для чего и зажигала раз в месяц свои добрые огни "Романтика"! А если кому-то и взгрустнулось немного - то давайте на прощанье послушаем замечательную старую-престарую песню в исполнении Андрея Миронова с символичным названием - "Грустить не надо"!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Всё самое любопытное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE