ВСЕ ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" ПО ГОДАМ - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ"
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
- Наверное, у каждого коренного обитателя (я бы даже поумничал, и назвал бы нас "эндемиками") СССР был такой "свой" кинотеатр. Не из тех, куда спешили на громкие премьеры, отстаивая змеившиеся сложносочинённо очереди в кассы. Не из тех, куда надо было "ехать". А - свой, пусть небольшой, кинозальчик - со старыми скрипучими деревянными креслами, в котором вечно шли уже прошедшие "первым экраном" картины, в котором непременно показывали на детских утренниках фильмы по абонементам для соседних школ, в котором знал каждый закуток, куда шёл почти как домой... Сегодня двери одного из таких вновь открыты... Здесь каждый месяц мы будем смотреть старое доброе советское кино, и каждый сеанс будет продлённым: перед показом нам предстоит вспомнить год, когда вышла та или иная лента, обязательно - одну из песен, бывших тогда на слуху, помянуть кого-то, да и просто - поностальгировать. Недаром наш кинотеатр называется "Романтика"
Наш ностальгический кинозал вновь готов принять своего зрителя, для которого прошлое - не какое-то там отвлеченное, не обеспеченное ничем понятие... "прошлое"... "будущее"... Для аудитории "Романтики" это "прошлое" - молодость, здравствующие, хоть и прихварывающие иной раз родители, песни про "пионерию и комсомолию", про "не помнить об этом не вправе я", живая, от сердца, а не насаждаемая память о страшной войне, да много чего... И всё это - искреннее, настоящее - как настоящие тогдашние хлеб, колбаса и масло в магазинах. Как эти девочки, старательно нарисовавшие на асфальте "мир на земле" - так нас учили. Как очаровательная модель из журнала мод ниже
1981 – год удивительного прорыва советского рок-подполья. Партия и комсомол, разумно решив, что если процесс нельзя ликвидировать, его необходимо просто возглавить, в «Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества», расположенный по адресу ул. Рубинштейна, дом 13, проводят первый концерт «ЛенКлуба Любителей Музыки».
В нём принимают участие «Пикник», «Россияне», «Мифы» и «Зеркало». Спустя год эта престранная для СССР организация становится Ленинградским рок-клубом (!!!), а уже в 1983-м состоится первый рок-фестиваль. Переоценить значение этого события для тогдашней ленинградской молодёжи невозможно: если образно - это как будто отец приносит тебе пачку «Родопи» и говорит – «Хватит по подъездам дымить, ладно уж, кури на кухне»... Музыка отныне делится на «попсу» (ещё можно «музыка для папиков» или "бабушкин музон") и настоящий рок – теперь, к тому же, и русскоязычный.
В том же 1981-м компания молодых людей в составе Виктора Цоя, Алексея Рыбина и Олега Валинского решились организоваться в группу под названием «Гарин и гиперболоиды»: с этим оригинальным погонялом они дуэтом («минус» ушедший в армию Валинский) просуществовали до следующего, 1982-го года. Что было после - знают все!
Любопытно, что месяцем ранее в 1981-м проводилось и другое – совершенно «зазеркальное» мероприятие: XXVI съезд КПСС. Главным его итогом становится утверждение Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года. Ну-ну...
Примечательно, что никто из руководства не бил в набат по поводу снижающихся темпов экономического роста, не отмечал негативных процессов в развитии государства... напротив – всё было очень даже «современно» и знакомо, сплошная говорильня про «нам необходимо...» и «неуклонно растёт...» На самом деле «должны» были ещё лет десять назад, «необходимо» было уже «вчера», а «неуклонный рост» давно уже топотался на месте, грозя принять регрессивный характер. Между прочим, выступил на том съезде и некоторый партийный функционер из Свердловска по фамилии Ельцин. Любопытно узнать - о чем он там говорил? Впрочем, и так понятно - сюрпризов не будет...
Товарищи! Минувшее пятилетие стало новой крупной вехой в героической летописи Страны Советов. Как демонстрирует очередной съезд партии, ее сегодняшний день это - могучие производительные силы, которыми располагает наше общество, это - блага, которые реально дает развитой социализм советским людям, это – мир и покой, хранящие их. А все это – результат мудрого коллективного разума, титанического труда, несгибаемой воли и непревзойденного организаторского таланта Коммунистической партии, ее боевого штаба – Центрального Комитета и Политбюро во главе с товарищем Леонидом Ильичем Брежневым. (Аплодисменты)... В прошедшие годы с особой силой проявилась роль Центрального Комитета КПСС. Большой школой политического руководства, социалистического хозяйствования было рассмотрение на заседаниях Секретариата, Политбюро ЦК работы областных, городских, районных и первичных партийных организаций, изучение и одобрение опыта передовых коллективов. Каждый из нас постоянно ощущал какой трудной и напряженной была работа Центрального Комитета, его Политбюро, лично товарища Л.И. Брежнева. Приходилось решать сложнейшие вопросы внутренней жизни страны и внешней политики. Именно под руководством Центрального Комитета наша партия и государство вместе с другими братскими странами продолжали активно проводить политику твердого отпора агрессивным проискам империализма. Все советские люди глубоко убеждены в том, что программа дальнейших действий, новые инициативы, провозглашенные на съезде, разработка и осуществление мер доверия в Европе и на других континентах внесут огромный вклад в дело сохранения мира на земле. (Аплодисменты)...
Кто дочитал эту грусть-печаль до конца (понятно, что процитированное - даже не десятая часть всего спича будущего терминатора СССР) хотя бы наискось - преклоняюсь.
А тем временем в «братской Польше» уже вовсю звенел очень неприятный и режущий уши руководству советского руководства колоколец: в марте там профсоюзная организация «Солидарность» провела предупредительную забастовку с участием... аж 13 миллионов человек. Созданная годом раньше, «Солидарность» станет тем самым могильщиком, что загонит социалистическую Польшу в тупик саморазрушения.
Уже в декабре того же года партия (ПОРП) вводит в Польше военное положение. В ответ на мартовские события СССР объявляет «Солидарность» контрреволюционной организацией. И – под занавес года, 29 декабря – приступивший к своим обязанностям новый президент США Рональд Рейган из-за ситуации в Польше объявляет о санкциях против СССР: прекращаются поставки нефтегазового оборудования (весьма болезненная штука!.. Особенно для государства, круто подсевшего на "нефтяную иглу"), а также рейсы Аэрофлота в США.
27 августа 1981-го – одно из самых трагических событий в советском хоккее и вообще - спорте: смертельное ДТП, в итоге которого не стало прославленного хоккеиста Валерия Харламова. Находившаяся за рулем его «Волги» супруга Ирина не справилась с управлением на скользкой после дождя дороге, затем - вынос на встречку, «Волга» сталкивается с тяжело гружёным «ЗИЛом». Погибли оба супруга.
В 1981-м свой девятый альбом Time, через короткое время ставший культовым, выпускает группа Electric Light Orchestra (ELO) во главе с бессменным лидером Джеффом Линном. Трек №4 на первой стороне пластинки - «Ticket to the Moon» - безусловный хит «на все времена».
Пластинка, стоившая в СССР огромных деньжищ... Впрочем, уже в 1983-м можно было купить вполне пристойно переписанный на кассету альбом. 3 рубля - сторона. Случалось попасть и на бессребреников, писавших обе стороны за "пятерку".
Коль уж затронули музыкальную тему, то не лишним будет вспомнить, что 1981-й унес у мировой культуры легенду регги Боба Марли (скончался в 36 лет от онкологии – а вовсе не от «передоза», как почему-то принято считать... дескать, такая нормальная растаманская смерть...), зато принёс нам "в клюве аиста» Джастина Тимберлейка, Бритни Спирс и Диму Билана. Равноценен ли «обмен» - судить, пожалуй, не станем, у всякой эпохи - свои кумиры, кому и кобыла - невеста... "Сигма-бой" - песня.
Советское телевидение к 1981-му, похоже, немного «сдулось», количество премьер безусловных шедевров стало меньше, но пару-тройку приличных телевизионных лет припомнить всё-таки можно: это трёхсерийные «Приключения принца Флоризеля» с великолепными Далем, Банионисом и Игорем Дмитриевым, снятый по пьесе Розова двухсерийный «С вечера до полудня» с Санаевым и обретшим всесоюзную популярность после «Экипажа» Леонидом Филатовым. можно припомнить ещё очень милый "Отпуск за свой счет" будущего режиссера "Жизни Клима Самгина" и уже состоявшегося - "Здравствуйте, я ваша тетя" Виктора Титова. Снятый совместно с продвинутыми венгерскими кинематографистами телефильм был примечателен ещё и гремевшей тогда по Европе песней группы Ottawan "Hands up" - так что мы благодаря "Отпуску" приобщились к моде почти одновременно с "коллективным Западом".
Ещё одна премьера – фильм Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой» находит своего зрителя сразу в двух аудиториях – романтической женской (песни в исполнении Полада Бюль-Бюль Оглы) и молодежно-подростковой (приемы каратэ, демонстрируемые Львом Дуровым). О ещё одной телепремьере 1981-го – чуть позже...
Лидером советского кинопроката 1981-го года становится совместная копродукция с французскими и швейцарскими кинематографистами режиссёров Алова и Наумова «Тегеран-43»: её посмотрели 47.5 миллионов зрителей. Честные воспоминания «от тогда»? Смотрел два раза, казалось – очень круто. Сейчас – не очень, многовато схематичной декларативности и излишнего трагедийного накала. Чем-то, а скорее всего – перебором во всём - напоминает индийское кино, как если бы индусы решились на подобную постановку. Впрочем, титульная песня в исполнении Мирей Матье и Шарля Азнавура безусловно хороша!
А наша киноягодка сегодня – третья часть телевизионного сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», премьера которой состоялась в июле 1981 года.
Двухсерийная «Собака Баскервилей» заметно отличалась от своих первых частей, и главным образом – за счет какой-то непередаваемой стильности. Стильным здесь было буквально всё: острохарактерные второстепенные персонажи – обитатели Девоншира, колоритная, несколько пугающая, "местная" (на самом деле - эстонская) природа, феерическая музыка Дашкевича, убийственный настоящий «английский» юмор, который, оказывается, мы – совковые зрители – были в состоянии понять и оценить, и, конечно, «бомба сезона» - Никита Михалков и Александр Адабашьян, сыгравшие в «Собаке», пожалуй, лучшие из своих ролей.
Да, разумеется, кто-то возразит: а как же Адабашьян в «Пяти вечерах»?.. А Михалков в «Жестоком романсе»?.. Замечательно, не спорю. Но сыграть таким образом, чтобы твои персонажи мгновенно «ушли в народ», включая многочисленные анекдоты, наподобие того, как это случилось в своё время с Мюллером и Штирлицем?.. Это, признайтесь, явление нечастое и уж точно - где-то на грани гениальности.
Самое потрясающее, что ни один актёр в «Собаке Баскервилей», несмотря на столь убийственную конкуренцию с парочкой «сэр Генри – Бэрримор», в фильме не затерялся, у каждого, даже эпизодического героя, есть свой «коронный выход» и отчётливо читаемая «линия жизни»: что сутяга Фрэнкленд (Сергей Мартинсон), что Лора Лайонс (неподражаемая Алла Демидова), наконец, начальник почтового отделения (Олег Пальмов) – все они абсолютно живые, «дышащие» и самобытные.
Чего уж греха таить, в тысячах детективов и их экранизациях такие персонажи – фигуры совершенно проходные, и нужны лишь для того, чтобы дать сыщикам какую-нибудь зацепку, они появляются, и тут же исчезают. Но не в «Собаке Баскервилей» - и это огромнейшая заслуга её создателей!
Ну и одна из главных «вишенок на торте» фильма – Олег Янковский, которому вообще чертовски к лицу были отрицательные роли (вспомним хотя бы Семёнова в «Мы, нижеподписавшиеся» или Раевского в «Открытой книге»).
Его Стэплтон – это «шкатулка с секретом», он стилен (прошу прощения за тавтологию, но «стильность» - основной лейтмотив этой постановки), обаятелен и загадочно-сдержан. И уж, конечно, смерть его персонажа, оставшаяся за кадром, - тоже своеобразный «плюсик в карму» как законченности образа, так и режиссёру Игорю Масленникову, гениально попавшему в яблочко именно с таким концом главгада – мистическим и таинственным, каким и был сам Степлтон.
«Собака Баскервилей» - фильм уникальный. Уникальный тем, что – если спросить самого себя: что не получилось?.. – ответ будет «ПОЛУЧИЛОСЬ ВСЁ!» На вкус и цвет, конечно... да-да, понятно! Ну, лично у меня рука и сегодня дрогнет за хоть один дрожащий еле различимый карандашный «минусик».
Заканчивая свой поток дифирамбов, хочу добавить лишь одно: наверное, «Собака Баскервилей» - лучший фильм 1981-го года, а, возможно, и не только его. Начавшиеся уже в следующем году кремлёвская "гонка на лафетах", перестройка, талоны и демократические брожения умов окончательно похоронят советское кино как культурное явление, предъявив взамен... лихое, но пустейшее "ничто". Примечательно, что именно в 1981-м появились и Рок-клуб, и группа Виктора Цоя - того, что спустя короткое время провозгласит "время перемен". Вероятно, Виктор по молодости не читал Конфуция, изрекшего "Не дай вам бог жить в эпоху перемен", которых якобы (или - "вроде как"?) "требовали наши сердца".
В нашем кинозале зажигается свет. Спасибо, что побыли здесь все вместе, повспоминали, немного погрустили, попели и потанцевали. И - давайте пожелаем друг другу всего того, что сейчас пожелает Вахтанг Кикабидзе!
- Всё, увы, когда-нибудь заканчивается. Закрывается и наш кинотеатр "Романтика". Наверное, насовсем. Свою функцию он выполнил, мы славно сиживали в нем на протяжении полутора лет. Так что, выходит, у нас сегодня был последний киносеанс. Хочется надеяться, что эти полтора года пролетели не напрасно, и ваш старательный киномеханик РРЪ крутил свою хронику не зря: ведь хорошее настроение хотя бы на пять минут - это именно то, для чего и зажигала раз в месяц свои добрые огни "Романтика"! А если кому-то и взгрустнулось немного - то давайте на прощанье послушаем замечательную старую-престарую песню в исполнении Андрея Миронова с символичным названием - "Грустить не надо"!
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Всё самое любопытное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE