«Цветик-семицветик», «Гуси-Лебеди», «Царевна-лягушка», «Сказка о царе Салтане» - художник-мультипликатор, создатель этих и еще около 50 анимационных картин похоронен на Митинском кладбище. На красном гранитном памятнике, который стоит на 126-м участке, у главной аллеи, без ограды, слова «художник» нет. Но сразу под именем - Лев Мильчин - и датами 1920-1987 - выгравированы две художественные кисти, крест-накрест, как крылья в «Гуси-лебеди».
Об одном из основоположников советской мультипликации рассказала лауреат премии «Грэмми», постановщик мультфильмов «Озеро на дне моря», «От того, что в кузнице не было гвоздя», художник мультфильмов «Му-му», «Всех поймал», «Гамлет», «Моби Дик», иллюстратор множества детских книг Наталья Демидова. В середине 80-х она окончила мастерскую Мильчина во ВГИКе.
Не расставался с карандашом
- Он все время рисовал, не расставался с карандашом, причем карандаш был маленький, такой огрызочек, - вспоминает Наталья Демидова. - Было ощущение, что он буквально пальцами рисует, карандаш был как продолжение руки. И рисовал всегда и на любую тему. Не важно, какая эпоха, какое время, что происходит, казалось, что все это у Льва Исааковича перед глазами, он все это видит и рисует с натуры.
Мильчин вживался в процесс и изображение настолько, что при взгляде на него, было ясно, что именно он рисует - по мимике, по взгляду становилось понятно, какой это персонаж и что он переживает. Вот животное, вот сказочный герой, вот какая-то ситуация.
- Я хорошо запомнила, как он мне объяснял про «Конька-горбунка» - какие там кони могли быть, какие у них заломы шеи, гривы, хвосты, говорил о Палехе, о сказочности. И объясняя, в то же время рисовал. Все листы покрывались узорами его рисунков. Кажется, он думал рисунками. Какая непростительная глупость, что мы эти листы не собирали и не хранили, все выбрасывалось. У меня случайно осталось лишь несколько.
Пошел в ополчение
Лев Мильчин родился в 1920 году в Минске, его отец был художником. В 1939 году Лев окончил художественную школу и приехал в Москву поступать на только что открывшийся художественный факультет ВГИКа. Это был первый набор художников-мультипликаторов, до сих пор по этой специальности во ВГИКе не готовили, мастерской руководил один из основоположников советского рисованного мультфильма Иван Петрович Иванов-Вано.
Учебу прервала война. Семья Льва Мильчина в Минске погибла в гетто, их сожгли фашисты. Вместе с другими ВГИКовцами Лев Мильчин пошел в ополчение. Однако через некоторое время его отозвали с фронта и направили в ЦОКС - Центральную объединенную киностудию в Алма-Ате – нужны были художники-постановщики, чтобы делать фильмы о войне.
Лебедь, который еще не превратился в Царевну
После окончания войны Лев Мильчин работал на студии «Союзмультфильм». В 1948 году как художник-постановщик снял мультфильм «Цветик-Семицветик», в 1949 году - «Гуси-лебеди», в 1951 - «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Потом были «Снегурочка», «Царевна-Лягушка», «Свинья-копилка», «Жу-жу-жу», «Будильник», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Отважный Робин Гуд», «Стойкий оловянный солдатик», «Маша больше не лентяйка», «Новый Алладин», «Сказка о царе Салтане».
В «Салтане» есть маленький кусочек и учеников Мильчина. В 1983 году, когда фильм сдавался, студенты его мастерской проходили производственную практику на студии «Союзмультфильм».
- Мне доверили лебедя – несколько кадров, когда он еще плывет по морю и не превратился в Царевну, - говорит Наталья Юрьевна. – Это была прорисовка – вписывание, вживание рисунков, которые сделал художник-мультипликатор, в сам фильм, в результате нарисованные фигурки становятся персонажами.
Генератор идей
Мультипликацией интересы Мильчина не исчерпывались, он работал и в игровом кино. Титры «Художник-постановщик Лев Мильчин» плывут по экрану в фильмах «Нашествие», «Мичман Панин», «Человек ниоткуда», «Мой младший брат», других игровых картинах. А в 50-х годах вместе с режиссером Александром Птушко они поставили балет «Шурале» - по татарскому эпосу - сначала в Мариинском театре, потом в Большом.
Как один человек может все это сделать?
- Лев Исаакович был генератором идей и очень разносторонним и очень эрудированным человеком. Просто энциклопедист, знал очень многое во многих сферах – история, литература, музыка, рассказывал нам обо всем этом на занятиях. Если честно, я всегда в его присутствии робела, думала, вот сейчас ляпну что-нибудь не то, а он ведь с таким уважением ко всем нам относится.
Начал называть коллегами
Занятия со студентами Мильчин вел в форме беседы с каждым, к которой - в качестве слушателей - могли присоединиться и другие.
- Нас было пять человек, кто-то к нему подсаживался, раскладывал на столе свои работы, и начиналось обсуждение. Остальные занимались своими делами, но можно было подойти поближе, сесть и слушать
Это было очень полезно, ведь ошибки мы делали примерно одинаковые.
В середине 80-х, когда Мильчин заболел, студенты стали ездить к нему домой, он жил у «Речного вокзала». Приезжали по одному, иногда по двое. Мастер убирал свои работы, раскладывал студенческие и начинал спрашивать, показывать, объяснять. Заканчивалось все обычно чаепитием и разговором за общим столом.
- Мы были его первым и единственным курсом во ВГИКе: поступили в 1980 году, закончили в 1986-м – он начал называть нас коллегами. А через год его не стало.
Троек не было
Отметки студентам творческих вузов ставит не руководитель творческой мастерской, а комиссия. В конце семестра курс выставляет свои работы – рисунки, эскизы, разработку персонажей. Приходит комиссия, смотрит, оценивает. Мастер, конечно, тоже высказывает свое мнение, но окончательное решение не за ним.
- Не знаю, о чем они тогда говорили, как нас Лев Исаакович отбивал, как защищал, но у нас были только «отлично» и «хорошо», троек я не припомню. Сегодня, с оглядкой назад, я могу сказать, что он нас любил. Относился строго, без сюсюканья, но никогда не ругал. Сейчас бывает, что студенты обижаются на своих мастеров - те называют их идиотами, болванами. Лев Исаакович никогда нас не унижал, хотя, понятно, что у кого-то способности были больше, у кого-то меньше.
Мильчин разговаривал со студентами с уважением, но при этом был требовательным, о том, чтобы прогулять или не выполнить что-то, и речи не шло.
Урок окончен
Короткометражку «Фильм, фильм, фильм» про то, как делается кино - помните? Многие говорят о том, что режиссер там во многим срисован с Мильчина - в скромном костюмчике, невысокий, полноватый, с короткими густыми бровями, с проплешиной - и при этом всем рулит – согласовывает сценарий, бегает по бюрократическим кабинетам, пьет валидол, договаривается с художником, оператором, композитором, потом везет всю съемочную группу, реквизит и оборудование на съемки, потом режет километры пленки на монтаже....
- Только у Льва Исааковича была еще кепочка. В конце занятия он всегда с таким размахом ее натягивал, это был сигнал, что урок окончен.
.