Найти в Дзене

Режиссера в короткометражке "Фильм, фильм, фильм!" срисовывали с художника-мультипликатора Льва Мильчина. Он жил у Речного вокзала

«Цветик-семицветик», «Гуси-Лебеди», «Царевна-лягушка», «Сказка о царе Салтане» - художник-мультипликатор, создатель этих и еще около 50 анимационных картин похоронен на Митинском кладбище. На красном гранитном памятнике, который стоит на 126-м участке, у главной аллеи, без ограды, слова «художник» нет. Но сразу под именем - Лев Мильчин - и датами 1920-1987 - выгравированы две художественные кисти, крест-накрест, как крылья в «Гуси-лебеди». Об одном из основоположников советской мультипликации рассказала лауреат премии «Грэмми», постановщик мультфильмов «Озеро на дне моря», «От того, что в кузнице не было гвоздя», художник мультфильмов «Му-му», «Всех поймал», «Гамлет», «Моби Дик», иллюстратор множества детских книг Наталья Демидова. В середине 80-х она окончила мастерскую Мильчина во ВГИКе. Не расставался с карандашом - Он все время рисовал, не расставался с карандашом, причем карандаш был маленький, такой огрызочек, - вспоминает Наталья Демидова. - Было ощущение, что он буквально пал

«Цветик-семицветик», «Гуси-Лебеди», «Царевна-лягушка», «Сказка о царе Салтане» - художник-мультипликатор, создатель этих и еще около 50 анимационных картин похоронен на Митинском кладбище. На красном гранитном памятнике, который стоит на 126-м участке, у главной аллеи, без ограды, слова «художник» нет. Но сразу под именем - Лев Мильчин - и датами 1920-1987 - выгравированы две художественные кисти, крест-накрест, как крылья в «Гуси-лебеди».

"Гуси-лебеди", 1949 https://progorod33.ru/userfiles/afisha/events/443/img14912147696155.jpg
"Гуси-лебеди", 1949 https://progorod33.ru/userfiles/afisha/events/443/img14912147696155.jpg

Об одном из основоположников советской мультипликации рассказала лауреат премии «Грэмми», постановщик мультфильмов «Озеро на дне моря», «От того, что в кузнице не было гвоздя», художник мультфильмов «Му-му», «Всех поймал», «Гамлет», «Моби Дик», иллюстратор множества детских книг Наталья Демидова. В середине 80-х она окончила мастерскую Мильчина во ВГИКе.

"Цветик-семицветик", 1948  https://ic.pics.livejournal.com/manjonga/71760422/111539/111539_800.jpg
"Цветик-семицветик", 1948 https://ic.pics.livejournal.com/manjonga/71760422/111539/111539_800.jpg

Не расставался с карандашом

- Он все время рисовал, не расставался с карандашом, причем карандаш был маленький, такой огрызочек, - вспоминает Наталья Демидова. - Было ощущение, что он буквально пальцами рисует, карандаш был как продолжение руки. И рисовал всегда и на любую тему. Не важно, какая эпоха, какое время, что происходит, казалось, что все это у Льва Исааковича перед глазами, он все это видит и рисует с натуры.

"Стойкий оловянный солдатик" , 1976 год https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BODA3MTUzNDItNWYzMi00MTFjLWIyNjYtYzBhODMwNDc5YjJmXkEyXkFqcGc@._V1_.jpg
"Стойкий оловянный солдатик" , 1976 год https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BODA3MTUzNDItNWYzMi00MTFjLWIyNjYtYzBhODMwNDc5YjJmXkEyXkFqcGc@._V1_.jpg

Мильчин вживался в процесс и изображение настолько, что при взгляде на него, было ясно, что именно он рисует - по мимике, по взгляду становилось понятно, какой это персонаж и что он переживает. Вот животное, вот сказочный герой, вот какая-то ситуация.

- Я хорошо запомнила, как он мне объяснял про «Конька-горбунка» - какие там кони могли быть, какие у них заломы шеи, гривы, хвосты, говорил о Палехе, о сказочности. И объясняя, в то же время рисовал. Все листы покрывались узорами его рисунков. Кажется, он думал рисунками. Какая непростительная глупость, что мы эти листы не собирали и не хранили, все выбрасывалось. У меня случайно осталось лишь несколько.

Лев Мильчин (слева).  Рабочий  момент.   https://animator.ru/db/?p=show_person&pid=960&sp=3
Лев Мильчин (слева). Рабочий момент. https://animator.ru/db/?p=show_person&pid=960&sp=3

Пошел в ополчение

Лев Мильчин родился в 1920 году в Минске, его отец был художником. В 1939 году Лев окончил художественную школу и приехал в Москву поступать на только что открывшийся художественный факультет ВГИКа. Это был первый набор художников-мультипликаторов, до сих пор по этой специальности во ВГИКе не готовили, мастерской руководил один из основоположников советского рисованного мультфильма Иван Петрович Иванов-Вано.

"Царевна-лягушка", 1954 https://avatars.mds.yandex.net/get-vthumb/2339942/95cf156f31bc2c55303cbf1dc45b5895/800x450
"Царевна-лягушка", 1954 https://avatars.mds.yandex.net/get-vthumb/2339942/95cf156f31bc2c55303cbf1dc45b5895/800x450

Учебу прервала война. Семья Льва Мильчина в Минске погибла в гетто, их сожгли фашисты. Вместе с другими ВГИКовцами Лев Мильчин пошел в ополчение. Однако через некоторое время его отозвали с фронта и направили в ЦОКС - Центральную объединенную киностудию в Алма-Ате – нужны были художники-постановщики, чтобы делать фильмы о войне.

Лев Мильчин,  1942 https://archivogram.top/28059980-fotografiya_milychin_lev_-_hudozhnik_i_rezhisser_animatsionnogo_kino
Лев Мильчин, 1942 https://archivogram.top/28059980-fotografiya_milychin_lev_-_hudozhnik_i_rezhisser_animatsionnogo_kino

Лебедь, который еще не превратился в Царевну

После окончания войны Лев Мильчин работал на студии «Союзмультфильм». В 1948 году как художник-постановщик снял мультфильм «Цветик-Семицветик», в 1949 году - «Гуси-лебеди», в 1951 - «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Потом были «Снегурочка», «Царевна-Лягушка», «Свинья-копилка», «Жу-жу-жу», «Будильник», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Отважный Робин Гуд», «Стойкий оловянный солдатик», «Маша больше не лентяйка», «Новый Алладин», «Сказка о царе Салтане».

В «Салтане» есть маленький кусочек и учеников Мильчина. В 1983 году, когда фильм сдавался, студенты его мастерской проходили производственную практику на студии «Союзмультфильм».

"Сказка о царе Салтане", 1984 г.https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BODA3MTUzNDItNWYzMi00MTFjLWIyNjYtYzBhODMwNDc5YjJmXkEyXkFqcGc@._V1_.jpg
"Сказка о царе Салтане", 1984 г.https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BODA3MTUzNDItNWYzMi00MTFjLWIyNjYtYzBhODMwNDc5YjJmXkEyXkFqcGc@._V1_.jpg

- Мне доверили лебедя – несколько кадров, когда он еще плывет по морю и не превратился в Царевну, - говорит Наталья Юрьевна. – Это была прорисовка – вписывание, вживание рисунков, которые сделал художник-мультипликатор, в сам фильм, в результате нарисованные фигурки становятся персонажами.

Генератор идей

Мультипликацией интересы Мильчина не исчерпывались, он работал и в игровом кино. Титры «Художник-постановщик Лев Мильчин» плывут по экрану в фильмах «Нашествие», «Мичман Панин», «Человек ниоткуда», «Мой младший брат», других игровых картинах. А в 50-х годах вместе с режиссером Александром Птушко они поставили балет «Шурале» - по татарскому эпосу - сначала в Мариинском театре, потом в Большом.

"Мой  младший брат",  режиссер  А. Зархи. 1962.  В родях Олег Даль, Андрей Миронов,      Александр  Збруев/ «Художник-постановщик Лев Мильчинhttps://avatars.mds.yandex.net/get-vthumb/3083550/78b9fe68ac9aace8e6ed37f686e8f97e/564x318_1
"Мой младший брат", режиссер А. Зархи. 1962. В родях Олег Даль, Андрей Миронов, Александр Збруев/ «Художник-постановщик Лев Мильчинhttps://avatars.mds.yandex.net/get-vthumb/3083550/78b9fe68ac9aace8e6ed37f686e8f97e/564x318_1

Как один человек может все это сделать?

- Лев Исаакович был генератором идей и очень разносторонним и очень эрудированным человеком. Просто энциклопедист, знал очень многое во многих сферах – история, литература, музыка, рассказывал нам обо всем этом на занятиях. Если честно, я всегда в его присутствии робела, думала, вот сейчас ляпну что-нибудь не то, а он ведь с таким уважением ко всем нам относится.

Тамара Владимировна Полетика 20, художник-аниматор, суапуга Л.И.Мильчина https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun6-23.userapi.com%2Fimpg%2FdHOT4N8C9vFXxtVmA0rNGduhi8TvMo1metG7gw%2FRJ3rS7-xsOQ.jpg%3Fsize%3D659x374%26quality%3D96%26sign%3D69af7e622a7df7ae4c444d9964619ee8%26c_uniq_tag%3DkeC_7BDvoqBYuEC3JPcQOLpFw4lUR_byByaM2foqzHU%26type%3Dalbum&lr=118482&pos=0&rpt=simage&source=related-duck&text=Полетика%20Тамара%20Владимировна
Тамара Владимировна Полетика 20, художник-аниматор, суапуга Л.И.Мильчина https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun6-23.userapi.com%2Fimpg%2FdHOT4N8C9vFXxtVmA0rNGduhi8TvMo1metG7gw%2FRJ3rS7-xsOQ.jpg%3Fsize%3D659x374%26quality%3D96%26sign%3D69af7e622a7df7ae4c444d9964619ee8%26c_uniq_tag%3DkeC_7BDvoqBYuEC3JPcQOLpFw4lUR_byByaM2foqzHU%26type%3Dalbum&lr=118482&pos=0&rpt=simage&source=related-duck&text=Полетика%20Тамара%20Владимировна

Начал называть коллегами

Занятия со студентами Мильчин вел в форме беседы с каждым, к которой - в качестве слушателей - могли присоединиться и другие.

- Нас было пять человек, кто-то к нему подсаживался, раскладывал на столе свои работы, и начиналось обсуждение. Остальные занимались своими делами, но можно было подойти поближе, сесть и слушать

Это было очень полезно, ведь ошибки мы делали примерно одинаковые.

"Конек--горбунок", 1976  https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d3009d2d09f5936a69cdfaec0a920800_l-4445204-images-thumbs&n=13
"Конек--горбунок", 1976 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d3009d2d09f5936a69cdfaec0a920800_l-4445204-images-thumbs&n=13

В середине 80-х, когда Мильчин заболел, студенты стали ездить к нему домой, он жил у «Речного вокзала». Приезжали по одному, иногда по двое. Мастер убирал свои работы, раскладывал студенческие и начинал спрашивать, показывать, объяснять. Заканчивалось все обычно чаепитием и разговором за общим столом.

- Мы были его первым и единственным курсом во ВГИКе: поступили в 1980 году, закончили в 1986-м – он начал называть нас коллегами. А через год его не стало.

Троек не было

Отметки студентам творческих вузов ставит не руководитель творческой мастерской, а комиссия. В конце семестра курс выставляет свои работы – рисунки, эскизы, разработку персонажей. Приходит комиссия, смотрит, оценивает. Мастер, конечно, тоже высказывает свое мнение, но окончательное решение не за ним.

- Не знаю, о чем они тогда говорили, как нас Лев Исаакович отбивал, как защищал, но у нас были только «отлично» и «хорошо», троек я не припомню. Сегодня, с оглядкой назад, я могу сказать, что он нас любил. Относился строго, без сюсюканья, но никогда не ругал. Сейчас бывает, что студенты обижаются на своих мастеров - те называют их идиотами, болванами. Лев Исаакович никогда нас не унижал, хотя, понятно, что у кого-то способности были больше, у кого-то меньше.

Мильчин разговаривал со студентами с уважением, но при этом был требовательным, о том, чтобы прогулять или не выполнить что-то, и речи не шло.

Урок окончен

Короткометражку «Фильм, фильм, фильм» про то, как делается кино - помните? Многие говорят о том, что режиссер там во многим срисован с Мильчина - в скромном костюмчике, невысокий, полноватый, с короткими густыми бровями, с проплешиной - и при этом всем рулит – согласовывает сценарий, бегает по бюрократическим кабинетам, пьет валидол, договаривается с художником, оператором, композитором, потом везет всю съемочную группу, реквизит и оборудование на съемки, потом режет километры пленки на монтаже....

"Фильм-фильм-фильм" https://avatars.mds.yandex.net/get-vthumb/3083550/78b9fe68ac9aace8e6ed37f686e8f97e/564x318_1
"Фильм-фильм-фильм" https://avatars.mds.yandex.net/get-vthumb/3083550/78b9fe68ac9aace8e6ed37f686e8f97e/564x318_1

- Только у Льва Исааковича была еще кепочка. В конце занятия он всегда с таким размахом ее натягивал, это был сигнал, что урок окончен.

Могила художника на Митинском кладбище https://izgotovleniepamyatnikov.ru/mogila/milchin/
Могила художника на Митинском кладбище https://izgotovleniepamyatnikov.ru/mogila/milchin/

.