ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШОЛОХОВ “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА”
Род - эпос
Жанр - рассказ
Направление - реализм
История создания.
• Рассказ написан в 1956-1957 годах, напечатан в газете “Правда” в 1957 году.
• Сюжет рассказа основан на реальных событиях. весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему трагическую историю своей жизни. Писатель решил воспроизвести этот рассказ в художественной форме.
Сюжет.
• Действие происходит первой послевоенной весной. Рассказчик едет в станицу. По дороге он встречает Андрея Соколова, ведущего за руку мальчика лет пяти-шести. В ожидании переправы мужчины разговорились. Новый знакомый рассказывает о своей жизни.
• Он уроженец Воронежской губернии. В Гражданскую войну воевал в Красной Армии, затем работал на Кубани. Его отец с матерью и сестрой умерли от голода.
• Он работал слесарем на заводе в Воронеже. Женился на сироте Ирине. Родился сын, потом две девочки. Семейная жизнь была благополучной. Герой стал работать шофером. Построил небольшой домик, и жили они «не хуже других людей».
• Началась война. На третий день Соколова призвали на фронт. Его провожала вся семья. Он запомнил слова жены о том, что они не увидятся больше на этом свете. Тогда Соколов даже рассердился на нее.
• В мае сорок второго года он попал в плен. С колонной других пленных Соколов попадает в лагерь — в какое-то село. Их загоняют в разрушенную церковь.
• Ночью Андрей слышит разговор: один солдат собирается утром выдать своего взводного командира, указав, что тот коммунист. Соколов задушил предателя, возмущенный его подлостью.
• Два года Соколов провел в плену. Он работает на каменном карьере. Норма — четыре кубометра в день на душу. Андрей возмутился по этому поводу, и кто-то донес об этом коменданту лагеря Мюллеру. На другой день тот вызвал Соколова к себе. За столом сидело все лагерное начальство. Андрей вел себя достойно, проявив смелость и мужество. Он отказался пить за победу немецкого оружия, хотя ему угрожал расстрел. Его достойное поведение вызвало уважение немцев.
• За то, что Соколов даже в такой ситуации сохранил человеческую гордость, комендант сохранил ему жизнь. Он награждает его буханкой хлеба и куском сала.
• Соколов приносит продукты в барак и делится со своими товарищами.
• Плен длится еще некоторое время. Андрей возит немецкого инженера в чине майора армии. Его направили в при фронтовую полосу на строительство оборонительных сооружений. В Полоцке он бежал из плена, оглушив майора и привезя его к своим. Соколова направляют в госпиталь. Он пишет письмо домой, но отвечает ему сосед-столяр Иван Тимофеевич, который сообщает, что в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна бомба попала прямо в его хату.
• Жена и дочери погибли, а сын ушел на фронт добровольцем.
• Соколов отправляется в Воронеж. Он дошел пешком до того места, где когда-то был его дом, но не смог там оставаться и уехал обратно в дивизию.
• Его сын Анатолий написал Андрею письмо на фронт. Оказывается, он получил звание капитана, командует батареей, имеет шесть орденов и медали.
• Соколов мечтает об окончании войны, о том, как он женит сына, как будет плотничать и нянчить внучат. Но его мечтам не суждено было воплотиться: утром девятого мая, в День Победы, Анатолия убивает немецкий снайпер.
• Когда закончилась война, Соколов устроился работать шофером в автороту, возил различные грузы. Однажды он увидел маленького мальчика, оборвыша, который кормился возле чайной. Соколов забрал его с собой, сказав ему, что он — его отец.
• Тут появился товарищ рассказчика, и они с Соколовым расстались.
Композиция.
“Судьба человека” написана в формате “рассказ в рассказе”.
В произведении дана эпическая картина происходящего во время войны.
М.Н. Липовецкий выделяет в рассказе десять своеобразных микроновелл, каждая из которых внутренне завершена, имеет завязку, кульминацию, развязку.
- Довоенная жизнь
- Прощание с семьей
- Пленение
- В церкви
- Неудачный побег
- Поединок с Мюллером
- Освобождение
- Гибель семьи
- Смерть сына
- Встреча с Ванюшкой
Обрамление.
Действие происходит в период первой послевоенной весны. Повествователь, ведущий рассказ от первого лица дожидаясь переправы, встречает мужчину с сынишкой. Отец мальчика, Андрей Соколов, решает рассказать о своей судьбе. После исповеди повествователь расстается с чужим, но ставшему ему близким человеком, прощание с Ванюшкой заставляет мужчину, прошедшего войну, заплакать.
Символические образы в обрамлении.
• Весна (Символ вечного возрождения, обновления, надежды. “Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая”. Безбрежный мир готовился “к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни”)
• Дорога, путь (Символ жизни, движения вперед, один из главных архетипов в жизни)
• Отец и сын (Фигуры Андрея и Ванюши - мужчины и маленького мальчика - обретают обобщенно-символический смысл, предстают в образах Отца и Сына, идущих по дороге жизни)
Новаторство рассказа.
• Шолохов первым показал события 1941-1945 годов как трагедию всего человечества;
• автор показывает героя, побывавшего в плену и вернувшегося на родину. Не многих солдат, освободившихся из немецкого плена, Советский Союз принимал радушно;
• политико-идеологический аспект в рассказе приглушен. Слова “советский солдат” автор заменяет на “русский солдат”;
• по канонам соцреализма, гуманизм - не столько любовь к людям, сколько деятельная ненависть к врагам. Однако Андрей Соколов не убил ни одного немца, зато расправился с русским предателем. Автор обращается в рассказе к общечеловеческим ценностям.
Язык рассказа.
Основной массив речи в рассказе - просторечия с вкраплениями профессионализмов, конкретизирующих облик главного героя.
Важным в “Судьбе человека” оказывается пласт речи, народно-песенный, плачевой “Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Нету и не дождусь!”
Смысл названия.
название рассказа - “Судьба человека” - подчеркивает гуманистический пафос произведения. частная история человека - это история, типичная для многих людей, вынесших на своих плечах тяготы войны и отстоявших родину.
Темы.
• Тема рассказа - героическая судьба русского солдата, на долю которого выпала Великая отечественная война.
• Шолохов впервые в рассказе затронул тему солдат, попавших в фашистский плен.
• Также в рассказе поднимается вечная тема смысла жизни.
Идеи рассказа.
На долю Андрея Соколова выпали страшные испытания, судьбу его можно назвать трагической, однако его не смогли сломить ни война, ни гибель близкий, и герой сохранил свою человечность. Он нашел смысл своей жизни в том, чтобы помочь другому человеку.
Андрей Соколов.
• Во время мирной жизни Андрей Соколов постоянно работал, что подчеркивает его трудолюбие.
• Образ Соколова глубоко раскрывается в эпизоде, когда герой отказался пить водку за победу немецкого оружия.Андрей Соколов, будучи настоящим патриотом, считал предательство Родины хуже смерти. Он был уверен, что лучше умереть от голода, чем “давиться подачкой” врагов. Это говорит о том, что “русское достоинство и гордость” - основные качества Андрея Соколова.
• За свою смелость герой получил буханку хлеба, которую он разделил со своими товарищами. Это говорит об отсутствии эгоизма и стремлении помочь окружающим. Андрей Соколов не оставляет себе больший кусок,он делит хлеб поровну.
• Андрей Соколов признаётся в том, что он не любит жаловаться на свою жизнь. Это говорит об огромной силе духа героя, о его стойкости и мужественности. Андрею Соколову пришлось столкнуться с различными трудностями, но он никогда не сдавался и не опускал руки.
• То, что андрей Соколов взял на воспитание Ванюшку, говорит о его большом, добром и чистом сердце.