Выдающийся историк, писатель, поэт и публицист, автор эпохальной 12-томной «Истории государства Российского» Николай Михайлович Карамзин (1766–1826 гг.) был 2 раза женат. В первом браке с Елизаветой Протасовой у него родилась дочь Софья.
Во втором браке с Екатериной Колывановой историк стал многодетным отцом: на свет появились 9 детей, из них 6 дожили до взрослого возраста. Как сложились судьбы наследников «Колумба российской истории», как прозвал Карамзина Александр Пушкин?
Любимая дочь
Единственным ребенком от первого брака Карамзина стала дочь Софья. Она родилась в 1802 году, и почти сразу потеряла мать. Елизавета Протасова умерла через месяц после ее рождения от послеродовой горячки. Карамзин был безутешен, однако свою Софьюшку обожал.
«Я отец маленькой Софьи. Лизанька родила благополучно, но еще очень слаба. Выпей целую рюмку вина за здоровье матери и дочери. Я уже люблю Софью всею душою и радуюсь ею. Дай Бог, чтобы она была жива и здорова и чтобы я мог показать тебе ее, когда к нам возвратишься!», - писал Николай Карамзин своему другу Ивану Дмитриеву сразу после рождения дочери.
Впрочем, он скоро снова женился – на красавице Екатерине Андреевне, которая и взяла на себя все заботы по воспитанию девочки. Она привила ей вкус к литературе; став взрослой девушкой, Софья помогала мачехе вести светские приемы в салоне, который пользовался огромной популярностью в Петербурге.
Софья Николаевна была весьма умной, утонченной, развитой барышней. Она подружилась с Пушкиным и Михаилом Лермонтовым; последний регулярно писал ей письма и посвящал стихи; например, – «Любил и я в былые годы…». А Александр Сергеевич написал в ее альбом стих «Три ключа». Мария Щербатова выделяла в ней особый талант:
«громко говорить то, что думаешь, даже в присутствии человека, о котором она говорит и не наживать себе врагов».
Также Софья Николаевна была фрейлиной и занимала привилегированное положение при дворе. Не зря бабушка Лермонтова именно через нее просила Жуковского выхлопотать помилование для внука.
Однажды Софья Николаевна, находясь уже в "бальзаковском возрасте", отправила сестре вот такое письмо:
«...я просыпаюсь всегда веселой, засыпаю всегда спокойной и довольной жизнью, - да и как же может быть иначе? Мое сердце переполнено живыми, счастливыми и истинными чувствами, потому что все они сосредоточены на моей семье, которая отвечает мне тем же <...>», - письмо от 1 августа 1839 года.
Умерла любимая дочь Николая Карамзина в июле 1856 года, была похоронена рядом с отцом.
В январе 1804 года Николай Михайлович женился во второй раз и почти через 9 месяцев на свет появилась дочь Наталья, прожила она недолго, всего 5 лет.
Критикующая Пушкина
А в 1806 году родилась еще одна дочь - Екатерина, которая росла в поэтической атмосфере. Уже в детском возрасте она получила несколько стихотворных посвящений – «Будь, милая, с тобой любовь Небес святая…» от Василия Жуковского и послание от дяди Петра Вяземского.
Екатерина дружила с Пушкиным и на правах друга осмеливалась критиковать «солнце русской поэзии» за то, что он… проигрывает в карты. В 1828 году Екатерина вышла замуж за князя Петра Мещерского, в браке с которым на свет появилось пять детей.
Их сын Владимир стал известным писателем-публицистом; его перу принадлежат сатирические романы о великосветской жизни; например, – «Женщины из петербургского большого света».
«Ум княгини Екатерины Николаевны был необычайно язвительный, характер цельный и страстный, столь же абсолютный в своих симпатиях, как и антипатиях, в утверждениях, как и в отрицаниях...», - вспоминала фрейлина двора Анна Тютчева.
Умерла княгиня Мещерская в конце 1867 года от воспаления крови.
Герой
В 1807 году у четы Карамзиных родился первый сын - Андрей, который прожил 5 лет. В 1812 родилась еще одна дочь, Наталья, но как и первая их дочь, прожила недолго, всего 3 годика.
А в 1814 судьба подарила им еще одного сына, которого было решено наречь также - Андреем. Мальчик с детства пользовался особой любовью отца, который ласково называл его «большим». По словам историка, он уже в детстве «показывал ум действительно необыкновенный».
Когда сыну исполнилось 10 лет, Карамзин написал ему трогательное письмо на будущее, в котором завещал ему быть послушным, добрым, прилежным, а также призывал подавлять свою «излишнюю горячность».
«Милый Андрей! Обнимаю, целую и поздравляю тебя десятилетним отроком. Живи и расти телом и душою: телом в силе и бодрости, душою в добронравии, в уме и полезных знаниях…<...> Ты обязан вести себя хорошо: быть не грубым, а приветливым и кротким; никого не оскорблять, но всем оказывать доброе расположение...», - писал Николай Михайлович своему сыну 24 октября 1824 года.
Андрей Николаевич не испортил блестящую репутацию отца. Он закончил Дерптский университет по специальности «право», увлекался литературой, дружил с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Правда, «излишняя горячность» толкнула его на роман с замужней графиней Евдокией Ростопчиной, которая родила от него 2 дочек.
В 1833 году Андрей Николаевич поступил на службу в Конную артиллерию, с 1842 года стал адъютантом графа Бенкендорфа. Он сделал военную карьеру, принимал участие в Кавказской войне, отважно сражался, получил несколько ранений.
А в 1846-м молодой человек женился на вдове известного предпринимателя Павла Демидова, красавице баронессе Авроре Демидовой. Это был неравный брак: Аврора была старше мужа, воспитывала сына Павла и была намного богаче своего избранника. Что же побудило красавицу связать свою жизнь с сыном Карамзина?
Исключительное сердечное влечение к молодому Андрею. Но несмотря на эту романтичную нежность, детей в браке не родилось.
Андрей Николаевич занялся управлением горных заводов в Нижнем Тагиле. Он оказался на своем месте: рабочие любили его за щедрость, доброту и отзывчивость. Так, он открыл для них общедоступную библиотеку. По словам писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка:
«его пребывавние на заводах является, пожалуй, лучшей страницей в их истории; по крайней мере, старожилы вспоминают о нем с благоговением…».
Но в 1853 году началась Крымская война. Андрей Николаевич отправился добровольцем на балканский театр военных действий, где, уже находясь в чине полковника, погиб в январе 1854 года в ходе кавалерийской атаки, которую организовал и возглавил с «излишней горячностью». Он оставил по себе добрую память: благодарные жители Нижнего Тагила на свои средства установили ему памятник.
«Корифей петербургских гостиных»
Спустя год после рождения Андрея, Екатерина Андреевна родила еще одного сына - Александра, который вместе со старшим братом учился в Дерптском университете.
В молодости он заслужил репутацию весельчака, души компании и… превосходного танцора. К счастью, это не помешало ему взяться за ум. По примеру старшего брата он поступил на службу в Конную артиллерию, дослужился до чина поручика, после чего вышел в отставку.
«Его наружность была очень симпатичная. Выше средняго роста, атлетическаго сложенія, белокурый, съ сильнымъ юношескимъ румянцемъ на щекахъ, съ большими, какъ небо, синими глазами, выражавшими вполне отличительныя черты его характера...», - из воспоминаний князя Александра Васильевича Мещерского.
Александр Николаевич также вращался в блестящем литературном кругу. Он дружил с Пушкиным и с прозаиком, драматургом и поэтом Владимиром Соллогубом, много читал. В отличие от Андрея, он сам взялся за перо и попробовал свои силы в художественном творчестве. Уже в 8 лет он сочинил сказку, которую опубликовал сам Василий Жуковский.
С конца 1830-х годов Александр Николаевич публиковал стихи в известных журналах – «Отечественные записки» и «Современник». По меткому замечанию князя и поэта-любителя Александра Мещерского, сын Карамзина без труда стал «корифеем петербургских гостиных». От своего знаменитого отца он унаследовал добродушный, общительный нрав, которым очаровывал окружающих.
«Он был всегда ласковый, веселый, много шутил и говорил. Мы его сразу полюбили», – писала о нем фрейлина Вера Клейнмихель.
Александр Николаевич прославился как благотворитель. Будучи по убеждениям народником-славянофилом, он в своем нижегородском имении ещё до отмены крепостного права освободил крестьян, построил для них школу и больницу, организовал приют и богадельню. На средства из приданого жены Александр Николаевич построил чугуноплавильный завод. Не остался он в стороне и от Крымской войны, куда отправился добровольцем.
Что же до личной жизни «корифея петербургских гостиных», то как и его прославленный отец, Александр Николаевич был счастлив в браке. Его женой была Наталья Оболенская, дочь генерал-майора Василия Оболенского. Они жили душа в душу, хотя и не родили детей. Но заботились о двух незаконных дочерях его старшего брата Андрея - Марии и Ольге.
Наталья Васильевна тоже активно занималась благотворительностью. Так, она была попечительницей школы, а в годы Крымской войны служила сестрой милосердия. Остается только догадываться, почему Вера Клейнмихель решила, будто «она внушала какой-то страх и неуверенность»?
Аристократ
О четвертом сыне Карамзина Николае Николаевиче сведений почти не сохранилось, так как он рано умер, когда ему было всего 15 лет.
Владимир Николаевич (1819–1879 гг.) в отличие от Андрея и Александра, выбрал не военную, а юридическую карьеру. Он выучился на юриста в Императорском Санкт-Петербургском университете и с 1848 года трудился в Министерстве юстиции.
Однако это не помешало ему принять участие в Крымской войне. Сначала он добровольцем отправился в Крым с лекарствами для раненых, потом служил в ополчении ротным командиром, дослужился до чина капитана, получил орден.
В годы либеральных реформ Александра II он принял участие в разработке новой судебной системы, был соучредителем дворянского банка. В 1860–1870-х годах он сделал карьеру на государственной службе, дослужился до чина тайного советника и был назначен сенатором.
Какие отношения сложились у Владимира Николаевича с литературой? Ведь он тоже общался с Пушкиным, знал Лермонтова и писателя-поэта Алексея Толстого. Сам он не сочинял, зато помог известному историку Михаилу Погодину собирать материалы по биографии отца.
Младший сын «Колумба российской истории» производил на современников впечатление настоящего аристократа и джентльмена, был обаятелен и мил. Он был человеком увлекающимся: сначала заинтересовался фотографией, потом учился играть на рояле, а затем и вовсе выписал из Швейцарии коров и быков для своего скотного двора.
При жизни Владимир Николаевич не был усердным благотворителем, как его братья; однако он завещал деньги на строительство больницы для душевнобольных.
В апреле 1844-го Владимир Николаевич женился на фрейлине, баронессе Александре Дуке. Хотя их брак был бездетным, все же он оказался счастливым. Невеста была очаровательна и богата. В приданое мужу она принесла обширные имения в Курской губернии. Здесь супруги основали сахарный завод, построили каменную Троицкую церковь, усадебный дом, заложили парк.
Вместе они прожили 27 лет, их счастью помешала болезнь Александры:
«Большую часть жизни своей после замужества она болела сильнейшими головными болями, от которых не могли вылечить её ни купанья во всех морях Европы, ни воды всевозможных курортов целого света, которые она ежегодно посещала <...> последние часы её были ужасны: она кричала, не переставая, вскрытие показало, что все мускулы были поражены раком, так что одна рука держалась на ниточке»
Спустя ровно 8 лет, в день смерти любимой супруги 8 сентября, скончался от разрыва сердца и Владимир Николаевич.
«Бабу»
В 1821 родилась самая младшая и последняя дочь Николая Карамзина - Елизавета. Она также, как и Софья, была фрейлиной. Была необычайно доброй и сострадательной девушкой; ее близкими подругами были известные фрейлины – Анна Тютчева, дочь поэта, и Александра Толстая, тетя писателя.
«В тридцать лет она была ещё очень красивой девушкой, тоже очень страстной в своих религиозных и политических убеждениях, ещё более страстной в своих привязанностях к семье, культ которой у неё доходил до идолопоклонства», - вспоминала Анна Тютчева.
Сам Лев Николаевич назвал ее «примером самоотвержения». За что «Бабу» – как называли Елизавету в домашнем кругу – получила такое прозвище от знаменитого романиста? Она не создала своей семьи и всю ласку и заботу изливала на родных. Она была необычайно доброй, сострадательной особой и принимала близко к сердцу переживания близких и друзей, за что ее все любили.
После смерти матери она вместе с Софьей переселилась к сестре Мещерской, у которой жила за счет пенсии от государства до своей смерти в 1891 году.
Наследники Карамзина не посрамили памяти знаменитого отца. Все они оказались в высшей степени достойными, умными, честными людьми. Они не стали знаменитостями эпохи, но оставили по себе положительный след в истории. Сопоставим ли он с вкладом Карамзина в отечественную культуру?