Найти в Дзене

Снова - находки!

14 февраля был праздник - День освобождения в 1943 году города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских оккупантов. Я уже рассказывал об обнаружении мною в окрестностях города образцов военной техники времен Великой Отечественной войны и обещал рассказать, что с ними сейчас.

Докладываю: вчера специально заехал посмотреть. И вот что увидел: техника на месте, никуда не делась. Хотя я в глубине души надеялся, что ее специально поставили здесь, чтобы использовать в военно-исторической реконструкции, посвященной освобождению города. Но - нет. Насколько мне известно, никаких реконструкций в честь этого события в этом году не было и не будет...

На следующий день - в праздник Сретения Господня, когда у нас в городе реально встретились зима и весна ( утром был мороз и туман, днем потеплело до четырех градусов тепла, потом пошел дождь, перешедший вечером в снег, и вновь - мороз), я решил проехаться и посмотреть, какая сейчас обстановка на месте сражения ( тогда в феврале 1943 года - за городом и на его юго-западной окраине), где наши части столкнулись с немецким танковым контрударом. Немцами здесь были применены самые серьезные силы - тяжелые танки "Тигр" PzKpfw VI в составе 503-го танкового батальона. Боями против "Тигров" не может "похвастать" ни Воронеж, ни Сталинград, ни Краснодар. А вот у нас в Ростове-на-Дону враг использовал "Тигры", и это не помогло ему удержать город в своих руках! Так вот, в Ростове-на-Дону есть улица Пескова. Но это совсем не наш нынешний Дмитрий Сергеевич Песков, а командир артиллерийской батареи 4 Гвардейского казачьего кавалерийского корпуса Дмитрий Михайлович Песков.

-3

8 февраля 1943 года в бою за хутор Семерниково Нижне-Гниловской станицы ( сейчас это Ливенцовский микрорайон города) , он был ранен, но ему и его героям-артиллеристам удалось отразить атаку 15 немецких танков, из которых подбиты были 3 ( вовсе не 16, как часто указывают журналисты, хотя это и не умаляет подвига) и вывести из-под огня с поля боя уцелевшие орудия, раненых и убитых товарищей. За это Дмитрий Песков был награжден звездой Героя Советского Союза. Наградной лист привожу ниже. Почитайте внимательно.

-4

В этой связи любопытно "послушать" противника. Тем более, что данные противника и наши сведения о его потерях даже почти совпадают. Боевой рапорт о действиях германского 503 танкового батальона за 8 февраля 1943 года:

"8 февраля в 07:00 батальон привели в состояние повышенной боевой  готовности и присоединили к боевой группе "Sander". Выступление было  назначено на 09:00.

Положение. Русские  атаковали Ростов с юга и в ночь с 7 на 8 февраля прорвали нашу оборону с  юго-запада. Силы противника и направление главного удара определить не  удалось. Предположительно, целью русских был Западный вокзал.

 В 13:00 батальон (13 PzKpfw VI и 15 PzKpfw III) вышел к северо-западным  окраинам Ростова и получил приказ пересечь противотанковый ров в районе  Западного вокзала и занять Нижне-Гниловскую, установив контакт с  подполковником фон Виннигом, командиром 126-го стрелкового полка. Затем  следовало помочь 126-му полку удержать позиции на юго-западе, после чего  вернуться к Красному Чалтырю.

 Поскольку округа была нами разведана, мы знали, что к западу от Ростова  лежат старые противотанковые траншеи, через которые имелось лишь  несколько узких и неудобных проходов. Поэтому от использования PzKpfw VI  здесь решено было отказаться. Были сформированы две роты: рота "Тигров"  и рота PzKpfw III.

-5

Рота "Тигров" получила  приказ двигаться к Красному Чалтырю, и оттуда сдерживать противника,  наступавшего через железнодорожную линию. А на легкую роту возложили  обязанность поддержать 126-й полк. К 12:30 рота Тигров вместе со штабом  роты прибыли в Красный Чалтырь с запада и заняли город. В 12:15 легкая  рота пересекла железнодорожные пути в районе Западного вокзала и  столкнулась с отрядом противника, наступавшим с юго-запада. Рота  немедленно развернулась вправо, атаковала и полностью уничтожила  противника. В 13:15 танки достигли вокзала и начали очищать местность от  пехоты противника. Дальше наступать было невозможно из-за того, что  дорогу преграждали противотанковые рвы. Вперед на поиски прохода через  рвы была выслана разведывательная группа. В 2 км к юго-западу разведчики  обнаружили другой отряд противника. Рота атаковала и этот отряд,  противник был разбит, лишь два танка смогли отступить. Очистив  территорию, в 15:00 рота повернула к Красному Чалтырю. В 15:30 все  подразделения батальона соединились.

В этот день легкая  рота уничтожила 12 танков американского производства, три 7,62-см  противотанковые пушки, восемь грузовиков, 22 тягача, несколько  противотанковых ружей и пулеметов. Противник потерял около 250 человек  убитыми.

Наши потери:  четыре человека убитыми, два человека раненными. Два PzKpfw III вышли  из строя из-за технических неисправностей. Один танк смог своим ходом  добраться до Таганрога, а второй отбуксировали, погрузили на платформу и  отправили в тыл. Еще два PzKpfw III были подбиты.

К 18:00 из штаба 23-й танковой дивизии поступил приказ выделить два  PzKpfw III для поддержки саперного батальона. В задачу батальона входило  занять и удержать юго-западный сектор города, в который уже просочилась  пехота противника. Два PzKpfw III были выделены в 18:45.

Боевое задание на 9  февраля прибыло в 22:30. Одна рота батальона должна была по-прежнему  удерживать Красный Чалтырь, а другая рота должна была к 04:45 9 февраля  прибыть в распоряжение командира боевой группы "Sander", действовавшей в  районе Западного вокзала.

Структуру батальона  снова реорганизовали. 3-я рота, состоявшая из "Тигров" осталась в  Красном Чалтыре, а 2-я рота с двумя "Тиграми" и 13 PzKpfw III  отправилась к вокзалу.

Боевой опыт:

 При любой возможности следует проводить разведку местности. "Тигры"  часто теряют ход, попав в противотанковый ров, особенно если ров засыпан  снегом, а его края обледенели.

Выводы:

PzKpfw III действовали отменно. Командир легкой роты не испытывал серьезных проблем.

Погода и местность:

ясная видимость, мороз, гололед, мало снега, но большие сугробы.

Два PzKpfw VI и 11 PzKpfw III 9 февраля в 04:00 выступили из Красного Чалтыря и к 04:45 прибыли в район Западного вокзала.

Ситуация:

 Противник занял южный сектор Нижне-Гниловской и Семерниково. Постепенно  пехота противника занимала южную часть Нижне-Глиновской. Наши  обескровленные пехотные части отступали к центру города и не могли  закрепиться.

Задача боевой группы "Sander":

 Наступать через Западный вокзал к восточной окраине Ростова и  установить контакт с боевой группой "von Winnig". Затем выбить  противника из города и установить линию фронта вдоль северной границы  города. Выполнив это задание, боевая группа должна наступать на  Семерниково к оврагу, расположенному в 2 км западнее Нижне-Гниловской,  по дороге уничтожая пехоту противника просочившуюся на эту территорию. У  оврага соединиться с егерями, занимавшими позиции на восточной стороне  Семерниково. В конце боевая группа должна собраться у Западного вокзала."

В наших и вражеских документах фигурируют, кроме Ростова населенные пункты Семеринково, Нижне-Гниловская, Красный Чалтырь и вокзал Западный. Вокзал станции Ростов-Западный благополучно существует и в наше время. Куда делось Семерниково я уже сказал выше. Нижне-Гниловской до сих пор называют юго-западную часть Ростова вдоль рек Дон и Мертвый Донец. А вот Красный Чалтырь вносит некоторую задумчивость. Хоть переведенный с немецкого документ и называет его "городом" - никакой это не город. И никакой это не райцентр Чалтырь. На карте РККА 1940 года Красный Чалтырь - это маленькое селение северо-западнее станции Западный и юго-восточнее Чалтырь. Очень похоже, что сейчас место, где был Красный Чалтырь погребено под слоями мусора городского полигона ( свалки). По нижеприведенному фрагменту карты хорошо можно представить, что немцы "плотно засели" вдоль линии железной дороги, которая представляла собой оборонительный рубеж, и прикрывала пути к Таганрогу, а наши части наступали со стороны Мертвого Донца и Ростова-на-Дону. На этом участке и происходили, в основном, атаки и контратаки вплоть до 14 февраля с участием танков "Тигр".

-7

Любопытна запись за следующий день 9 февраля: " В 06:30 2-я рота, возглавляемая капитаном Хайманном, атаковала окраину  Нижне-Гниловской, чтобы прикрыть огнем пехоту, наступавшую на юг вдоль  берега Дона. Сначала атака развивалась по плану, противник оказывал лишь  слабое сопротивление. Танки атаковали по широкому фронту, двигаясь мимо  домов. Из-за ограниченного обзора управлять боем было сложно. Пехота  жалась к танкам, вместо того, чтобы прочесывать дома. Вскоре атака  захлебнулась. Капитан Хайманн вылез из танка, чтобы посовещаться с  пехотным командиром, и был ранен. Капитана отправили в тыл для  перевязки, а командование ротой принял на себя оберлейтенант Хансен.  Когда у танка оберлейтенанта вышел из строя двигатель, оба легких взвода  подчинили капитану Вольфу, командиру 201-го танкового полка.

От шоссе начинался  крутой склон, ведший к Дону. Улицы покрывал толстый слой льда,  препятствующий движению танков. Один PzKpfw III попытался двигаться  дворами, но соскользнул по склону и застрял. Все попытки вытащить танк  не увенчались успехом, так как противник вел по склону непрерывный  огонь. В ходе дальнейшего боя лейтенант фон Кербер был убит  в тот момент, когда высунул голову из люка. Два PzKpfw III из взвода  погибшего лейтенанта были подбиты из противотанковых ружей.

В 12:15 противник  перешел в контрнаступление. Наша пехота была вынуждена отступить. Лишь  благодаря решительным действиям оставшихся танков удалось отбросить  противника. Наша пехота заняла прежние позиции вдоль главной улицы.  Поскольку пехота понесла потери, а местность не благоприятствовала  наступлению, от дальнейших активных действий было решено отказаться.

 В 13:45 подполковник Зандер приказал всем танкам собраться у  самолетного ангара к северо-востоку от Нижне-Гниловской, откуда  приступить к выполнению нового задания. Старые противотанковые рвы и  многочисленные засыпанные снегом траншеи заставили танки сделать крюк.  Танкам удалось пройти по краю оврага в 800 метрах к востоку от  Семерниково. Из-за непроходимых участков, танки не смогли установить  контакт с егерями на востоке Семерниково. Боевая группа двинулась к  северу, встречая по пути лишь слабое сопротивление разрозненных пехотных  подразделений противника.

В 15:30 боевая группа "Sander" вернулась на Западный вокзал и заняла оборону на южном и западном участках.

Утром взвод тяжелых  танков, состоящий из трех PzKpfw VI, очистил район к юго-западу от  Западного вокзала в направлении высоты 66,9. Достигнув высоты 66,9 танки  попали под огонь семи противотанковых пушек противника, бивших со  стороны колхоза. Взвод немедленно развернулся и атаковал позиции  противника. Однако один PzKpfw VI вышел из строя из-за поломок  трансмиссии. Второй "Тигр" отбуксировал поврежденную машину в тыл. Танк  командира взвода продолжал вести бой с противником, пока шли  эвакуационные работы.

 Результаты: рота легких танков уничтожила две 7,62-см противотанковые  пушки, несколько минометов, множество противотанковых ружей и пулеметов.

Наши потери:  четыре человека убито, семь ранено, четверо пропали без вести. Вышло из  строя два PzKpfw III, один PzKpfw III требует замены экипажа (три  человека ранены), два PzKpfw VI вышли из строя из-за механических  поломок.

Опыт:

 PzKpfw VI мало приспособлен для уличных боев, особенно при отсутствии  хорошей пехотной поддержки. Длинный ствол мешает маневрировать. Из-за  крупных габаритов, с места командира танка поле зрения имеет большую  мертвую зону, что облегчает работу бронебойщикам противника. PzKpfw III  несет слишком слабую броню, которая не защищает машину даже от  противотанковых ружей. Один PzKpfw III вышел из боя из-за того, что три  члена экипажа были ранены при обстреле танка из противотанковых ружей.

 Танки могут действовать только совместно с пехотой, но в отношении  "Тигров" это едва ли возможно. Связь с экипажами приходится поддерживать  по радио. Совершенно необходимо оснастить каждый командирский танк  двумя полевыми радиостанциями для связи с пехотой.

Погода и местность:  Ясно, хорошая видимость, кругом снежные сугробы, вершины холмов  обледенели. Южная часть Нижне-Гниловской покрыта гололедом.  Железнодорожная насыпь представляется непреодолимой преградой для  танков."

Как видно, 2 танка "Тигр" были подбиты ( выведены из строя) нашими воинами! В этом отрывке и в дальнейшем фигурирует высота 66,9, представлявшая собой самый высокий курган из группы 7 могильников. На карте эта высота четко обозначена. Мне казалось, что я не найду ее следов сейчас, потому что местность застроена домами в садовом товариществе. Хотя курган с триангуляционной вышкой 66,9 сохранялся где-то здесь вплоть до начала 2010-ых.

Каково же было мое удивление, когда на границе товарищества и ЖК "Западная резиденция" я обнаружил группу холмиков, отдаленно напоминающих курганчики.

-9

И даже воссозданный курган с камнем-памятником! На камне - строки советского поэта Роберта Рождественского.

Как я мыслю, у жителей СНТ пробудилась совесть и вместо срытого кургана, который был реальным историческим памятником подвигу наших воинов, они создали такой сквер. И то - хорошо! Кстати, букет гвоздик у памятного камня - свежий, возможно, даже вчерашний! Отсюда тоже открывается пока не очень застроенный вид на бывшее Семерниково, со стороны которого наступали наши. Дымит Ливенцовская станция ТЭЦ.

-11

Интересно еще, что немецкая фотография сохранила вид танка "Тигр", который был участником ростовских боев. Фрагмент записи за 11 февраля:

"Два PzKpfw VI были снова приданы боевой группе "Sander". Группу также  усилили третьим "Тигром", который был только что отремонтирован.

 В 08:00 было доложено о том, что противник пересекает железнодорожное  полотно западнее вокзала. Быстрой контратакой удалось отбросить  наступающего противника к Семерниково. Во время боя танк оберлейтенанта  Хансена получил попадание в башню из противотанковой пушки. Танк потерял  боеспособность и отошел. Командование взводом принял на себя лейтенант  Цабель, который повел наступление боевой группы на запад. Обойдя высоту  44,9 и 44,6, боевая группа, объединившись с батальоном "von Prittwitz"  (444. Siecherungs-Division) подготовилась к атаке на колхоз. После  короткой артподготовки, в 09:00 боевая группа атаковала. Несмотря на  плотный огонь противника, "Тигры" достигли колхоза и вошли на улицы.  Противник отступил к востоку. По дороге "Тигры" уничтожали пехотное  вооружение всех типов.

Одному "Тигру"  пришлось повернуть назад из-за неполадок в трансмиссии. Лейтенант Цабель  также был вынужден отвести свой танк назад, поскольку машина получила  повреждения, а сам лейтенант был ранен в голову. С наступлением темноты  боевая группа вышла из боя и вернулась к Западному вокзалу. Плотность  огня удалось определить по тому факту, что один из "Тигров" получил  более 250 попаданий: 10 7,62-см, 14 4,5-см, и остальные из  противотанковых ружей."

-12

Вечная память советским людям, бойцам, командирам Красной Армии, победившим в той войне!