Снеговик в технике папертоль оказался настоящим джентльменом и уступил место даме.
Но это не значит, что от своего места он отказался. Он второй и, увы, последний в этом сезоне.
Этот снеговик родился из коробки с готовым набором
и дополнительных штук, которые пришлось докупить, чтобы всю эту красоту собрать.
Часть 1. Папертоль
Суть папертоли
Название техники собрали из двух слов: "бумага" и "пластина". Папертоль собирают из слоев одной и той же картинки и тут особое мастерство заключается в том, чтобы разбить ее на такое количество фрагментов и так их разместить, чтобы по итогу получилось объемное изображение. Для этого нужно определиться с задним планом, с передним, и с количеством промежуточных слоев, потому что пропусков быть не может.
Исторические предположения
Начну с избитой фразы: всё новое — хорошо забытое старое. Некоторые старые вещи забыли настолько хорошо, что в новейшей истории только и делают, что выдвигают гипотезы о том, с чего всё началось.
Есть версия, что папертоль — японская придумка и родилась где-то приблизительно вместе с оригами. Хотя большинство склоняется к мысли, что первыми были все-таки китайцы.
В 17 веке Европа заинтересовалась японской мебелью, которая в свою очередь была украшена папертолью. Европейцы любили экономить на росписи и поэтому охотно занялись и этой техникой и всем известным декупажем. Первыми после японцев стали итальянцы, а потом подключились французы.
Но кто бы об этом сейчас вспоминал, если бы не США и их однотипные поздравительные открытки в 30-е годы прошлого века. Их столько скапливалось у каждого, что вырезая из них цветочки и наклеивая друг на друга получалось даже прикольно. Впрочем, потребовалось еще 40 лет, чтобы это всё дошло до самостоятельного вида 3D-творчества.
Настоящее время
Поговаривают, сейчас единицы создают папертоли с нуля. Большинство же используют готовые наборы, в которых картинки уже разбиты на нужные фрагменты и готовы для послойного приклеивания.
Мой набор папертоль "Снеговик и заяц"
В этом наборе только изображение разбитое на слои. Ах, простите! Еще инструкция.
Для папертоли нужно:
- объемный вспененный двусторонний скотч двух толщин: один тонкий — от 1 до 1.5 мм и потолще — 3 мм;
- ножницы — тонкие для вырезания деталей и которые не очень жаль для нарезания скотча. Кстати, для вырезки еще более тонкой или внутренней понадобится еще и канцелярский нож;
- фломастер серого оттенка для тонировки торца вырезанной детали. Если работа в целом светлая, то это не обязательно;
- "жидкое стекло" — состав, который продвигает фирма, создающая эти наборы, для покрытия готовой работы с целью уберечь ее от угнетающих факторов окружающей среды.
Обо всём этом я прочла до покупки и на обратной стороне набора. Пришлось дозаказывать скотч. У этой фирмы толщина предлагаемых экземпляров 3 и 1.6 мм, поэтому взяла какой-то строительный толщиной 1мм. Обещали, что он выдерживает даже шторы! Какой толщины, длины, ширины и на какой поверхности??? Какие мелочи, правда?
Ножниц у меня очень много. Для работы выбрала самые тонкие маникюрные, чтобы вырезать картинки, и большие с тефлоновым покрытием, которыми я режу кинезиотейпы, для нарезки скотча — к таким почти не налипает клей:
Последовательность работы с папертолью
Тут все просто до уровня усидчивого малыша садиковского возраста. Нужно взять картинки-основу, а потом последовательно вырезать картинки каждого слоя и наклеивать их.
Первый слой — это фон.
Второй слой:
Третий слой:
Возникает искушение сначала вырезать все детали, а потом уже их клеить. Но тут важно не запутаться и на всякий случай я работала последовательно.
Четвертый слой:
Видит Бог, я не перфекционист, но если вижу неровную линию, то стараюсь по ней и резать. Меня успел порядком подбесить помпон на шапке и бахрома на шарфике...
Пятый слой:
На этом этапе уже и подушечки скотча становятся столь мелкими, что это не слишком удобно в работе. Меня реально выручили тефлоновые ножницы! Любые другие мяли бы сам скотч и его кусочки просто приклеивались бы к ножницам.
Пошел шестой слой:
Седьмой слой — финальный!
Детали украшений были уже довольно мелкими:
На фото выше я оставила даже кусочек листа, на котором располагались детали картинки по слоям. Там написано о том, что до 7 слоя нужен только скотч 1-1.5 мм. Напоминаю, у самой фирмы 1.6 и 3 мм. Спасибо, они "очень пригодились" для этого набора. Считаю все-таки минусом, что эта информация оказалась внутри, а не снаружи — тут-то всего 7 слоев.
Готовая работа:
А это вид сверху:
А это общий вид, в котором все же видно, что фигурки стали объемными, потому что отбрасывают тени на фон:
Часть 2. Покрытие папертоли: жидкое стекло для декора
Производитель очень рекомендует покрывать папертоль разработанным им составом. Что заставило производителя дать этому составу название "жидкое стекло" только Богу известно.
Почему "жидкое стекло" неудачное название для этого состава?
Думаю, многие в курсе, что жидким стеклом уже давно называют силикатный клей. Он продается просто в бадейке, и имитировать им именно стекло в рукоделии довольно проблематично, потому что по итогу застывает все довольно мутно и с усадкой. Это однокомпонентная штука и смешивать для работы его ни с чем не нужно.
Существует порядочное количество химических штук для создания прозрачного слоя: полиэфирка (вредная и вонючая), полиуретан (капризный) и разные виды эпоксидки, которые отличаются в основном составом отвердителя. Тут он триэтилентетраминовый.
"Жидкое стекло для декора" в нашем случае
В набор от производителя входят два флакона с компонентами А и В и инструкция. Еще понадобятся:
- перчатки
- емкости для замешивания
- палочка для размешивания и нанесения
- синтетическая плоская кисть на выброс, если слой предполагается нанести тонкий
- зажигалка для того, чтобы убрать пузырьки с поверхности.
В инструкции предлагается смешивать жидкости в одноразовых пластиковых стаканчиках. При этом алгоритм предполагает постоянные переливания из одного в другой, а жидкости ну очень разных плотностей. Я решила, что мне проще взвешивать в одном маленьком силиконовом стаканчике. Из него что хочешь вытрясешь.
Я не планировала покрывать работу толстым слоем, мне хотелось хрупкого слоя льда, поэтому выделила кисточку какую не жалко для нанесения состава:
Пузырьков в составе много. Наносить его довольно просто. На объемные фигурки наносила слоем потолще, а на фон — неуверенной корочкой льда:
Чтобы прогнать пузырьки с поверхности, нужно было пройтись пламенем зажигалки прямо по работе. Вот прямо касаться пламенем. Это был очень напряженный момент для меня — работа-то бумажная. Но все обошлось!
Состав у меня остался и потом легко извлекся после отверждения.
Читала о том, что некоторые рукодельницы умудряются утилизировать еще незастывший состав в раковину или ванную. Потом не знают что делать с сантехникой.
Не надо так.
Возьмите одноразовые стаканчики и просто выбросьте в мусор. Или силиконовые стаканчики, дождитесь, когда состав застынет, достаньте его и тоже просто выбросьте в мусор. Не рискуйте трубами!
На этом этапе я выяснила, что у меня есть рамочка 10 на 10 см. А работа 11 на 11. Времени искать или заказывать уже нет, поэтому решила клеить объемную рамку самостоятельно.
Приключение продолжается!
Часть 3. Объемная рамка из бумаги своими руками
Развертка для таких рамок довольно простая. Можно скачать в сети, можно нарисовать самому. Бумага подойдет как типа ватмана, так и потоньше. Так же подойдет упаковочная бумага и даже обои.
Имейте в виду, что развертка не такая и экономичная. Для картинки размером 11 на 11 сантиметров с глубиной рамки в 1 см, мне НЕ хватило листа А4. Но А3 у меня тоже есть, так что без проблем:
Конечно, я буду не я, если не облажаюсь хотя бы разочек :) Сначала неправильно замерила оформление сторон с уголками:
В принципе тут все довольно просто, и я даже накидала схему, если кому надо (ну, вдруг!):
Последовательность построения:
- не забудьте отложить от размера картинки не менее 1 см рабочей области. В эти места будет крепиться рамка после сборки. Я оставляла даже больше места по краям, потому что у меня объемный декор картинки;
- от рабочей области нужно провести четыре линии наружу. Можно на расстоянии 1 см, можно полтора, можно чередовать (но внимательно!);
- по линиям можно сразу пройтись спицей, непишущей ручкой, обратной стороной ножниц, в общем-то чем-то умеренно острым и металлическим, чтобы на бумаге осталась борозда, но не прорезь — по ним загибать рамку будет легко и вид аккуратный;
- квадраты по углам заготовки можно сразу отрезать;
- выбрать две противоположные стороны для формирования на них уголков. На предпоследней полоске от краев нужно отложить ширину окружающих полосок и сделать все по схеме выше;
- картинку лучше положить в центр заготовки сразу и только потом складывать рамку;
- при сборке не спешите сразу приклеивать стороны рамочки. Лучше сложить сначала стороны с уголками и оставить их свободными. Потом сложить стороны без уголков и вставить их внутрь тех, что с уголками;
- рамка прекрасно держится и без клея, но некоторые клеят и внутри и снаружи. Я прихватила только углы клеем момент-кристалл.
Вот так получилось:
Вышло даже неплохо, потому что визуально получается, что снеговик и зайка стоят на этой рамке, как в своем зимнем мирке.
В общем, всё шло как-то не так, но получилось вполне себе мило.
Если пробовали папертоль, расскажите как оно вам?