Найти в Дзене
Зов Тайги

Почему на Чукотке продолжают добывать китов?

На Чукотке китов находят особым способом — по запаху и по характерным маслянистым пятнам на воде. Эти признаки возникают из-за выделений кита и остатков его пищи, позволяя опытным охотникам точно определить его местоположение и качество мяса. Опытные охотники сразу определяют, пригодно ли мясо: если запах резкий, значит, кит ел что-то неподходящее, и его мясо будет невкусным. При выборе добычи китобои предпочитают не самых крупных особей. Огромные киты слишком сложны в транспортировке и разделке, поэтому оптимальный выбор — средние особи серого кита. Добыча ведётся строго в рамках квот: сейчас на всю Чукотку разрешено не более 150 китов в год. Например, посёлок Лаврентия, где живёт 1200 человек, получает квоту в 14 китов. Как и в бюджетной системе, превышать лимит нельзя, а если взять меньше, то квоту могут урезать в следующем году. В советские годы охота велась в промышленных масштабах: китобойные суда добывали тысячи китов, а мясо использовали даже для кормления песцов. Для жителей Ч
Оглавление

На Чукотке китов находят особым способом — по запаху и по характерным маслянистым пятнам на воде. Эти признаки возникают из-за выделений кита и остатков его пищи, позволяя опытным охотникам точно определить его местоположение и качество мяса. Опытные охотники сразу определяют, пригодно ли мясо: если запах резкий, значит, кит ел что-то неподходящее, и его мясо будет невкусным.

При выборе добычи китобои предпочитают не самых крупных особей. Огромные киты слишком сложны в транспортировке и разделке, поэтому оптимальный выбор — средние особи серого кита. Добыча ведётся строго в рамках квот: сейчас на всю Чукотку разрешено не более 150 китов в год. Например, посёлок Лаврентия, где живёт 1200 человек, получает квоту в 14 китов. Как и в бюджетной системе, превышать лимит нельзя, а если взять меньше, то квоту могут урезать в следующем году.

-2

В советские годы охота велась в промышленных масштабах: китобойные суда добывали тысячи китов, а мясо использовали даже для кормления песцов.

Зачем охотиться на китов?

Для жителей Чукотки китобойный промысел — вопрос выживания, поскольку альтернативные источники пищи здесь ограничены. Овощи и злаки завозят издалека, а их стоимость крайне высока. Рыболовство и охота на мелких морских животных не могут обеспечить достаточное количество калорий для долгой зимы, поэтому мясо кита остаётся ключевым элементом рациона.

-3

Помимо китов, добываются моржи, нерпы и морские зайцы. Всё это — основа питания в долгую зиму. Китятину запрещено продавать или экспортировать, она предназначена исключительно для местного потребления. Когда кит оказывается на берегу, жители делят его между собой, беря столько, сколько необходимо. Оставшееся мясо тщательно разделывают и замораживают впрок.

Как проходит китобойная охота?

Способ охоты мало изменился за века. Разве что вместо лодок из моржовых шкур теперь используют моторные суда. Перед выходом в море по традиции выливают немного горячего чая в воду — подношение духам океана, дань вековым верованиям.

-4

Команда китобоев состоит из трёх лодок, на каждой — 2–3 человека: водитель, гарпунер и наблюдатель. Наблюдатель играет ключевую роль в поиске добычи, отслеживая движения кита и предсказывая, где он вынырнет в следующий раз. Для этого требуются острое зрение, опыт и знание повадок животных, что делает его работу не менее важной, чем меткий бросок гарпуна. Самый сложный момент — первый точный бросок гарпуна и установка буя.

Киты коварны и проницательны: они появляются лишь на секунду, глотают воздух и снова исчезают в глубине. Охотникам приходится угадывать место следующего появления животного и мгновенно направлять туда лодки. Успешный бросок гарпуна с буйком упрощает процесс: кит уже не может беспрепятственно нырять в глубину, и охотники не теряют его из виду.

Но даже при таком подходе охота может длиться несколько часов. Только после долгой борьбы китобои доставляют улов на берег.

Местные жители настойчиво утверждают: китов не охотят, а именно добывают. К каждому киту относятся с уважением, как к гостю, который дарит людям свою жизнь, обеспечивая их пищей на долгие месяцы.