Найти в Дзене

Протоиерей Виктор Гурьев, из "Пролога"

Слава Господа нашего Иисуса Христа и Его благодеяния к роду человеческому (Иже во св. отца нашего Кирилла, архиепископа Константина-града, слово на Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Прол. Февр. 2) Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов про Господа Иисуса Христа в одном месте своего Евангелия говорит: мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от Отца (Ин. 1,14); а в другом месте того же Евангелия уже Сам Господь про Себя глаголет то, что мир спасен был через Него (Ин. 3, 17). Как понимать это? Что же такое слава Иисуса Христа? В чем состоит она? И что значат, наконец, слова: мир спасен был чрез Него? Побеседуем о сем в наше назидание. О славе Господа и о спасении Им мира святой Кирилл, архиепископ Константина-града, говорит так: «Разумейте, вси языцы и покаряйтеся. Смотрите и веруйте. Спасителя славят Ангелы, Ему покланяются Архангелы, Его трепещут Власти, Его хвалят Силы, Ему работают Херувимы, Его благословляют Серафимы, Его славит луна, Ему служит солнце, Его слушают
Икона праздника Сретение Господне
Икона праздника Сретение Господне

Слава Господа нашего Иисуса Христа и Его благодеяния к роду человеческому

(Иже во св. отца нашего Кирилла, архиепископа Константина-града, слово на Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Прол. Февр. 2)

Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов про Господа Иисуса Христа в одном месте своего Евангелия говорит: мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от Отца (Ин. 1,14); а в другом месте того же Евангелия уже Сам Господь про Себя глаголет то, что мир спасен был через Него (Ин. 3, 17). Как понимать это? Что же такое слава Иисуса Христа? В чем состоит она? И что значат, наконец, слова: мир спасен был чрез Него? Побеседуем о сем в наше назидание.

О славе Господа и о спасении Им мира святой Кирилл, архиепископ Константина-града, говорит так: «Разумейте, вси языцы и покаряйтеся. Смотрите и веруйте. Спасителя славят Ангелы, Ему покланяются Архангелы, Его трепещут Власти, Его хвалят Силы, Ему работают Херувимы, Его благословляют Серафимы, Его славит луна, Ему служит солнце, Его слушают звезды, Ему повинуются источники и моря». Так говорит св. Кирилл о славе Господа; о спасении же Им мира архиепископ продолжает: «Его когда увидели врата адовы, то сами собою затворились, а райския двери отверзлись; Его когда увидел ад, то вострепетал. Он, Господь, смертию смерть попрал, победил диавола, уничтожил проклятие, печаль преложил на радость, стер главу змия, рассек преграду между землею и небом, рукописание грехов разорвал, идольския прелести проклял, всю тварь обновил, спас Адама, простил Еву, со всех стран к Себе призвал и освятил мир».

Так говорит св. Кирилл о славе Господа и о спасении Им мира. Значит, что же отсюда следует? Во 1-х, что слава Господа состоит в том, что Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякаго имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 9-11). А, во 2-х, следует то, что Сын Божий Своим служением роду человеческому и особенно Своими страданиями и крестною смертию подлинно спас мир, т.е. преобразил нас из чад греха, гнева и проклятия в чада святыни, любви и благословения, из ада привел в рай, переселил нас из мрака на свет, из темницы на волю, из страны чуждой в страну родную. Таким образом, в этом-то последнем и состоят и слава Господа, и спасение Им мира. Что сказать в заключение? Помолимся, чтобы Спаситель наш научил нас достойно, немолчными песньми и непрестанными славословиями, восхвалять Его и утвердил бы нас на пути спасения. Аминь.

Источник.