Найти в Дзене
Городской Садовник

Концепция сада. Актуальность или дань моде?

Название «концепция сада» регулярно встречается в темах о ландшафтном дизайне, но работ, разъясняющих полностью суть этого термина, немного. Зачастую владельцы садов нечетко понимают его исходный смысл, и используя, вкладывают свое понимание в его значение. В результате концепцию часто путают со стилем и описанием сада, а иногда и со стратегией. Можно даже встретить мнение, что концепция - это просто «ландшафтное занудство» на основе модных течений для выставочных садов, а для сада у дома будет достаточно красивого названия. Чтобы прояснить, что же такое концепция и насколько она важна при создании сада, нам надо ненадолго заглянуть в историю возникновения этого латинского слова. Его источник- многозначный глагол Concipere. В быту использовался как: взять, ухватить, принять, собирать, зачать, получить. В ментальном значении: «схватывать что-либо зрением», воспринимать, постигать, задумывать, воображать, собирать воедино» (Льюис и Шорт). В форме причастия (2 и 1 склонения) обозначал «за

Название «концепция сада» регулярно встречается в темах о ландшафтном дизайне, но работ, разъясняющих полностью суть этого термина, немного. Зачастую владельцы садов нечетко понимают его исходный смысл, и используя, вкладывают свое понимание в его значение.

В результате концепцию часто путают со стилем и описанием сада, а иногда и со стратегией. Можно даже встретить мнение, что концепция - это просто «ландшафтное занудство» на основе модных течений для выставочных садов, а для сада у дома будет достаточно красивого названия.

Чтобы прояснить, что же такое концепция и насколько она важна при создании сада, нам надо ненадолго заглянуть в историю возникновения этого латинского слова.

Его источник- многозначный глагол Concipere. В быту использовался как: взять, ухватить, принять, собирать, зачать, получить. В ментальном значении: «схватывать что-либо зрением», воспринимать, постигать, задумывать, воображать, собирать воедино» (Льюис и Шорт).

В форме причастия (2 и 1 склонения) обозначал «задуманную вещь», например: Mente Concepta - вещи, воспринимаемые умом (дословно)

Как существительное, этот слово обозначало процесс глагола concipere, например: conceptus - "зачатие" или concéptio - «зачинание» (нам ближе зарождение).

В обиходе термин "концепция" использовался не часто, в основном в рамках научных суждений, пока не наступил XX век.

В этот период, с чей-то легкой руки, «концепция» буквально врывается в различные сферы деятельности от политической и экономической до технической и художественной. Например, даже в психологии появляется такое понятие, как Я-Концепция.

При таком широком применении расширилось и само значение термина, в его определении появилось слово "система".

Вот как об этом пишет историк философии С.С. Неретина: «значение концепции, хотя и определяется как руководящая идея, замысел и конструктивный принцип деятельности, все же понимается в русле теории; не случайно и к концепции, и к теории применяется термин «система» - соединение элементов, образующих определенное единство, связанное с закономерностями действительности. Концепция, таким образом, связана с объективным положением вещей, а идея замысла осталась без какого-либо объяснения» (1999г).

В результате, в современном термине "концепция" к многозначности добавилась многогранность, что слегка усложнило общее восприятие.

Поэтому, чтобы не потерять путеводную мысль рассуждений, дадим определение концепции сада очень простыми словами.

Концепция сада - это основная идея, формирующаяся на единстве элементов, которая создает общую картину сада, его цель и ценности.

Где «формирующее единство» складывается из двух важных структурных элементов - «участок» и «человек».

Каждый из этих элементов содержит в себе большое разнообразие разрозненных данных и понятий.

Давайте начнем с отправной точки - «участок», эта информация понятна и имеет четкое выражение. Сюда войдет информация о климате, рельефе, гидрологии, форме участка, составе почвы, розе ветров, инсоляции, инженерных коммуникациях, о характере сложившейся архитектурной среды, характере видов с участка и на него, видовой состав растительности, свойственной для данного климатического региона (включая имеющиеся на участке растения) и др. данные.

На первый взгляд сбор этой информации может показаться скучным и далеким от зарождения идей. Но не спешите, порой именно из заурядного получается оригинальное. Как например, в проекте «Пейзаж Вангуофу» от Change Studio. Непримечательный придомовой участок у многоквартирного дома в Пекине, где единственной интересной деталью была игра света и тени в кронах старых ив.

Вид с верху на  «Пейзаж Вангуофу» Фото https://landezine.com/wp-content/uploads/2010/05/Froslovs-Hs_wild-flowers_Linderman.jpg
Вид с верху на «Пейзаж Вангуофу» Фото https://landezine.com/wp-content/uploads/2010/05/Froslovs-Hs_wild-flowers_Linderman.jpg

Свет и тени всегда являлись благодатным выражением в пространстве, и архитекторы решили на этой основе создать теплую обстановку и интересную атмосферу, позволяющую от сезона к сезону наслаждаться приятными впечатлениями. По задумке авторов, для зрителя сад должен казаться естественным, беззаботным и утонченным, с хорошо продуманными акцентами.

Так появилась оригинальная концепция: «Чтобы постичь пространство, необходимо время, о быстротечности которого нам напоминает игра света и тени.»

К слову, рождение многих интересных идей происходило благодаря единству архитектуры с ландшафтом участка. Взаимодействие между ними может развиваться совершенно разными путями.

В одном случае они могут быть прочно связаны за счет архитектурной обработки участка.

Тогда архитектура дома будет солировать, а сад словно эхом будет повторять стилистику дома, его формы, линии, цвет и даже материалы. Как в саду усадьбы Le Very. Этот сад в предгорьях Альп на западе Швейцарии непросто подчеркивает историю усадьбы, но и возрождает идею «ferme ornee» (декоративной фермы) с ароматными травами в прямоугольных партерах из самшита, линейными овощными грядками и плодово-ягодными кустами. Сад разделен на четыре части, в соответствии со сторонами света, так, чтобы у каждой стороны дома была своя зона сада.

Сад усадьбы Le Very. Фото https://landezine-com.translate.goog/le-very-garden-by-calonder-landscape-architecture/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc
Сад усадьбы Le Very. Фото https://landezine-com.translate.goog/le-very-garden-by-calonder-landscape-architecture/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc

Стоит отметить, что в современной архитектуре появилось стремление сгладить этот переход между доминирующим пространством дома и пространством участка, сделать его более гармоничным. Сад в этом случае становится не просто соподчинённым, он становится частью дома, его дополнительной «зеленой комнатой». Такую интеграцию можно создать, объединив столовую или гостиную с внешним пространство сада за счет материалов, форм, цвета, мебели и т.д.

Весьма элегантно удалось сделать такую интеграцию в частном городском саду«Red List Garden» Нидерланды. В центре небольшого сада, под тенью пяти деревьев, организованна зона для семейных обедов и встречи друзей в стиле «biergarten» (пивной сад). Сгладить границы внутреннего и небольшого внешнего пространства помогает повтор цветового контраста фасада здания и контраста цвета мебели с плитками дорожки. Эта идея гармонично сплелась с еще одним замыслом, который дал саду название - «Сад Красной книги» (Red List Garden).

«Сад Красной книги» (Red List Garden).  Фото https://buroharro.nl/wp-content/uploads/2021/05/Buroharro_Rodelijsttuin_stringlights2-1500x1000.jpg
«Сад Красной книги» (Red List Garden). Фото https://buroharro.nl/wp-content/uploads/2021/05/Buroharro_Rodelijsttuin_stringlights2-1500x1000.jpg

Задумка была такой: «комфортная среда для человека и редких растений в рамках одного маленького сада».

Сад разбили на две зоны, которые разделены по всему периметру каменным мощением. Центральная часть стала зоной отдыха, которую обрамляет зеленая зона из исчезающих лесных растений. Для сада их приобретают в питомниках, чтобы в дальнейшем полученные от них семена или отводки смогли восполнить их малочисленную популяцию в городской среде и пригороде.

Так благодаря слиянию двух идей, крошечный сад превратился в мечтательный и привлекательный оазис, наполненный исчезающими лесными растениями.

Есть еще один путь взаимодействия участка и дома, когда господствующим фактором над архитектурой становится ландшафт участка.

В этом случае в естественном природном ландшафте архитектура дома будет сливаться с окружающим пейзажем, становясь менее заметной, простой. Хорошей иллюстрацией этому подходу может служить проект «Northwoods Garden» (сад «Северный лес») в Миннесоте, где на месте бывших вырубок построили два небольших дома с внутренним двориком. Вот как сформулирована экологическая концепция проекта: «В этом саду лес — это сад! Человек - гость, являющейся частью в этом пейзаже».

Единый замысел проекта вобрал в себя много самобытных идей от инженерии до улучшения почвы и выбора дикоросов для восстановления флоры.

Проект «Northwoods Garden» (сад «Северный лес») в Миннесоте.   Фото https://landezine-com.translate.goog/wp-content/uploads/2024/09/PL_02_Northwoods-Garden.jpg?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc
Проект «Northwoods Garden» (сад «Северный лес») в Миннесоте. Фото https://landezine-com.translate.goog/wp-content/uploads/2024/09/PL_02_Northwoods-Garden.jpg?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc

С помощью системы дощатых дорожек и внутреннего дворика удалось плавно соединить ландшафт участка и постройки. Они остроумно обыграны посадками папоротника, купены, василистника, воронца, седмичнека, в сочетании с кустами сума́ха души́стого, снежноягодника и гибридной формой белой березы. Этот вид березы был выбран намеренно, чтобы белые контрастные стволы оттеняли высокие сосны и ели, растущие рядом.

Со временем ажурная крона березы создаст естественный полог над внутреннем двориком и проявится естественный перепад высот крон с окружающими деревьями. Так собранные воедино небольшие элементы способны создать ощущение, что вы находитесь в естественном ландшафте.

В концепции этого проекта, как в прочем и в других, неотъемлемо присутствует объемно-пространственная структура ландшафта участка. Когда она выходит на первое место и становится движущей идеей для сада, мы можем получить весьма необычные решения, обыгрывая закрытые и открытые пространства. В качестве примеров возьмём два эксцентричных проекта проекта «Fröslöv House» с экстремально открытым пространством и «Garden Box» с максимально закрытым пространством. При этом у них очень простые и лаконичные концепции: в проекте «Fröslöv House» - «традиционный шведский фермерский дом по-новому», а в «Garden Box» - «Работать в лесу!»

Вообще пространство с его структурой и формой очень важны для формирования концепции. И дело не только в том, что их соотношения по свойствам представляют собой средства композиции.

Примечание:
Свойства пространственных форм: геометрия форм, величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещение.
Средства композиции: единство, пропорции, воздушная и линейная перспектива.
Приемы композиции: симметрия-асимметрия, равновесие, ритм, контраст-нюанс, масштаб.

Но и в сильном воздействии на восприятие и ощущение человеком данного участка.

Когда мы говорим о восприятии пространства человеком, то подразумеваем чувственно-наглядное отражение пространственных свойств объектов (их величины и формы), их пространственных отношений (расположение относительно друг друга, в плоскости и в глубину) и движение. В восприятии пространства у человека участвуют все органы чувств, но ведущая роль ложится на плечи команды зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Однако, воспринимает не просто глаз или ухо, а конкретный живой человек. Поэтому восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, психических состояний и индивидуальных особенностей, направленности личности. Это связь восприятия с общим содержанием нашей психической жизни называется апперцепцией.

С ее помощью мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи и меняем восприятие привычного в разные временные периоды.

Апперцепция в связке с воображением и наглядно-образным мышлением помогает нам раскрывать более глубокое понимание нашей среды, позволяет уловить особую атмосферу, то что древние называли Гением места (Genius Loci).

Тогда пространство становится не просто реакцией на потребности и условия, в нем начинают читаться неосязаемая «душа места», которая определяет характер и идентичность ландшафта.

В большинстве случаев это небольшие, но емкие детали, которые свойственны этому месту. Это может быть игра солнечного света, как в проекте «Пейзаж Вангуофу» или деревья-аборигены, как в проекте «Northwoods Garden», или просто река или ручей, восход солнца, освещающий рельеф.

Особый характер места подчеркивает его самобытная история, традиции, местные легенды, они делают концепцию сада особенной, а зачастую и уникальной.

Такой как в парке Монрепо, где поэт-садовник Людвиг Генрих Николаи, следуя «гению места» северного ландшафта, создал неповторимую концепцию парка, выразив ее в поэме «Имение Монрепо в Финляндии.1804» (на немецком языке). Уникальной чертой общего замысла Николаи стало оссианическое настроение, навеянное поэзией Д. Макферсона, в сочетании с необыкновенно сложным ландшафтом и местным этносом. В этом заключен глубокий смысл парка Монрепо (с французского «Mon repos» - мой отдых).

О, как полна предметами природа,
Так чувствами богато наше сердце.
Находят отклик в нем: атаки ярость,
Пещеры мрачной суеверный ужас,

180 Покой в тиши, веселый нрав ручья,
Суровый лес и наслажденье рощи.
И, чувства пробуждая, всякий раз
Угадывать намеренья природы,
Чтоб уловить ее сокрытый план
185 Там, где она себя не прояснила;
Там, где нема, заставить говорить;
Взамен пустот сокровища искусства
Расположить везде в порядке умном
И ощущенья, словно ряд картин,
190 Связать, сменяя, переходом мягким –
Вот мастерство поэта-садовода.

(перевел М. Н. Костоломов)

В своем письме к своему берлинскому издателю Людвиг писал: «…я вложил в это сочинение столько чувства, размышлений и поэзии, сколько смог».

Эта сентиментально-романтическая атмосфера все еще жива в Монрепо, несмотря на пережитую разруху, войны и последнюю китчевую реставрацию.

Сильный эмоциональный посыл в концепции парка или сада может не только изменить восприятие пространства ландшафта, он может перевернуть наше восприятие времени.

Когда сад интригует и увлекает, заполняя наше время позитивными событиями и положительными эмоциями, мы не замечаем часов, мы просто наслаждаемся моментом. Да, это субъективное восприятие, отражающее внутреннее ощущение времени, но оно нас так успокаивает, ведь мы осознаем, что время необратимо.

В старинном саду «Четырех Времен Года» Самбоин Япония чувство постоянства в концепции сада воспринимается через смену четырех времен года, цикл чередуется год за годом, становясь постоянной доминантой. А чувство быстротечности и изменчивости времени связано с каждым сезоном в отдельности, поскольку нет двух совершенно одинаковых сезона. Мысль о сосуществование постоянства и изменчивости в единой концепции сада, с пониманием эфемерной природой жизни на Земле и ее важностью, захватывает нас при созерцании этого сада, вызывая сильные эмоции.

Эмоции, чувства, настроения всегда присутствуют в «структурном элементе» концепции. Они протекают в форме переживаний, которые отражают нашу значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций нашей жизни. Если они становятся ядром основной идеи, мы получим эксцентричный, красочный, энергичный сад, место для творческих экспериментов.

Такой путь выбрал для своего сада Франсуа Симонер в Нормандии. Концепция его оазиса: «Сад, как отражение внутреннего мира». В его саду смело переплетаются, смешиваются всевозможные, порою неожиданные, комбинации растений, привезенных из дальних путешествий. Его посыл прост: «Чтобы сделать себя счастливым, персонализируйте свой сад, миксуйте, не будьте рабами стиля!» Следуя за этим желанием, пространственная атмосфера в саду Франсуа наполняется яркими впечатлениями и образами, приятными воспоминаниями об экзотическом колорите путешествий

Влияние личности на создание сада нельзя недооценивать, особенно когда речь заходит о совокупности устойчивых мотивов. Их называют жизненным ориентиром, смыслообразующим мотивом или просто направленностью личности. Мы их все хорошо знаем, например, желание и стремление (осознанные мотивы), потребности, интересы, идеалы (ценностные ориентиры), мировоззрение (система взглядов на окружающий мир) и убеждение (высшая форма направленности, формирует мотивацию к действию на основе мировоззрения, ценностных ориентиров и осознанных мотивов)

В литературе по ландшафтному дизайну их не описывают как единое целое, просто разбивают на части. Потребности и интересы - функциональные зоны, желания и стремления – к стилистике, колористки, формам, материалам (растения, стройматериалы) и т.д. Мировоззрение – эстетика и комфорт в русле модных трендов. Убеждение – сложный клиент.

В реальности в создании концепции участвуют все формы направленности нашей личности. Благодаря этому свойству мы можем выделить основные группы концепций сада, которые чаще всего используем.

1. Концепция «Утилитарная». Основной мотив связан с практической пользой или выгодой. Например, плодовые, аптекарские, сенсорные сады, живые изгороди. Посадка деревьев, потому что это «наши легкие», селекционные, коллекционные сады.

2. Концепция «Эстетическая». Основной мотив создание гармонии и эстетики сада. Подсознательное стремление к мифическому «райскому саду»

3. Концепция «Экологическая». Основной мотив - признание ценности природы, бионический подход к проектированию сада и биосоциальная гигиена. Акцент на сохранение и развитие биоразнообразия естественной флоры. Например, пермакультурные сады, сад-биотоп, эко сады

4. Концепция «Сакральная». Основной мотив философский, где флора и сам ландшафт рассматриваются как сакральные объекты. Акцент на возвращение к древним истокам таинственности природы, основанный на символах места, его истории. При их отсутствии в основу ложатся любимые метафоры (поэзия, живопись) и легенды. К этой группе можно отнести парк Монрепо, сад «Четырех времен года» и проект «Пейзаж Вангуофу».

Все чаще мы уходим от приверженности какому-то одному мотиву, в результате появляются проекты с утилитарно-экологической концепцией, как «Сад Красной книги» (Red List Garden) Нидерланды или с экологически-сакральной, как проект «Northwoods Garden» (сад «Северный лес») Миннесота, утилитарно-эстетической, как «Garden Box» Япония.

Чем больше мотивов, тем богаче, шире и пластичнее становится концепция сада, тем более защищенной она будет от воздействия времени.

Это правило я взяла за основу для концепции трех карманных садов у своего многоквартирного дома («Теневой миксбордер», «Лесной садик», «Южный» подробней здесь)

Они разные, но объединены одной концепцией: «Уединение от суеты и городского шума в ажурной зелени и свежести цветов».

Основной мотив: эстетический с переплетением экологического и сакрального.
Цель садов: Создать атмосферу умиротворения, сохранить и обогатить флору придомовой территории.
Ценности садов: эстетическая, экологическая (улучшение состава почвы, привлечение птиц и бабочек, восстановление колонии шмелей), функциональная (понижение нагрева стен дома и почвы летом, снижение пыли и ветра)

Со временем сады будут меняться, еще больше станут кроны деревьев, подрастут кусты и многолетники, возможно я изменю цветовые предпочтения и захочу включить новые пространственные иллюзии. Изменения естественны, однако емко сформулированная концепция, как маяк, поможет мне не сбиться с пути.

На этом все. Хорошего Вам настроения и удачи!

Любите и берегите свой сад!