— Жена моя совсем состарилась! Привезите мне в подарок хорошенькую турчанку! — приказал помещик Бунин отряду крестьян, которые отправлялись на русско-турецкую войну.
Через год оставшиеся в живых солдаты выполнили поручение барина и привезли в имение иноземную красавицу Сальху.
Кто бы мог подумать, что ее имя войдет в историю...
Пленные сестры
Участь турецких девушек, которые попадали в плен к российским солдатам в годы войны 1877-1878 годов, была незавидной. Как правило, они оказывались в богатых домах, где им приходилось прислуживать господам, а иногда и сожительствовать с ними. Такой доли не избежали и две сестры — 16-летняя Сальха и 11-летняя Фатима.
Девочки воспитывались в обычной турецкой семье, где им привили два основных качества — кротость и покорность. Они рано остались без матери, воспитывались отцом, но он погиб при осаде русскими крепости Бендеры. Сами сироты попали в руки солдат, которые отвезли их в Россию, в дар богатому помещику, Афанасию Ивановичу Бунину.
Когда пленниц доставили в барский дом, сам Афанасий и его жена Мария Григорьевна вышли посмотреть на будущих служанок. Обе девочки, босые и в оборванных платьях, стояли в сенях. Они не понимали ни слова по-русски.
Фатима была худым, с виду еще маленьким ребенком, все время дрожала, закрывалась руками, будто от холода, и смотрела вниз. Сальха же была более уверенной и смотрела прямо в глаза помещику. Густые черные волосы струились по плечам, а огромные глаза могли насквозь прожечь любого.
— Хорошенькая! Смотри, какие глазищи! — сказал Бунин супруге.
Мария Григорьевна только тяжело вздохнула. Она прекрасно понимала, что юные пленницы нужны ее мужу не только для домашней работы. Знала и принимала. Добрая сердечная женщина, она знала крутой нрав Бунина, и по-своему жалела девочек, ведь они не виноваты, что оказались в таком положении.
Покориться судьбе
Задолго до этих событий помещик Афанасий Иванович Бунин жил обычными семейными заботами. Его жена, Мария Григорьевна Безобразова, по меркам того времени, была довольно умной и образованной женщиной. Она родила 11 детей от Афанасия Ивановича.
Но, к сожалению, 6 дочерей Буниных ушли из жизни за один год. Супруги лишились и единственного сына, он скончался, когда учился в Лейпциге.
Впоследствии именно поэтому Мария Григорьевна простила неверность Афанасия Ивановича. Она понимала, что муж хочет еще наследников. Вот, почему помещик Бунин требовал от крестьян, уходивших на войну с Турцией, доставить ему самых красивых пленных девушек.
К сожалению, совсем юная Фатима не смогла пережить разлуку с родным краем, она заболела, и ее не стало очень скоро после приезда в имение Буниных. Сальха же смогла приспособиться к жизни в доме новых господ. Она помнила главный завет родителей: “Если ты попала в плен, покорись судьбе и служи хозяевам верой и правдой”.
Турчанка стала няней маленьких детей Буниных, очень привязалась к ним и еще больше к Марии Григорьевне.
Отдала ребенка
Афанасий Бунин заставил Сальху креститься. Сменив веру, девушка получила имя Елизаветы Дементьевны Турчаниновой. Она стала жить во флигеле, где ее часто навещал Бунин.
Мария Григорьевна сперва не обращала внимание на такое поведение Афанасия Ивановича, но затем разозлилась, поскольку он делал это слишком открыто, и мужа не пускала к себе в дом. Бунин стал жить вместе с Турчаниновой в флигеле. Дочкам Марии Григорьевны нельзя было туда входить, так как их мать не разрешала.
Жена Бунина долго не разговаривала с Турчаниновой, когда та прислуживала по дому. Особенно ее обида была сильна, когда она заметила округлившийся живот служанки. Затем турчанка перестала выполнять работу на какое-то время, и барыне доложили, что ей нездоровится.
А через несколько месяцев Турчанинова постучалась к Марии Григорьевне в дом. В тот день разразилась сильная гроза, и помещица удивилась: кто бы это мог прийти в такую погоду. А когда барыня открыла дверь, ее сердце сжалось. На пороге стояла Турчанинова и куталась в старый плащ, а на руках у нее, завернутый в легкую пеленку, плакал новорожденный младенец.
Турчанинова, не сказав ни слова, передала малыша Марии Григорьевне, а сама со слезами на глазах убежала к себе во флигель. Ох и непросто это отдавать своего родного ребенка...
Зачем она так сделала, спросите вы? Вероятно, чтобы обеспечить ему лучшее будущее. Что она ему могла дать, будучи пленной служанкой? Ничего.
Сердце Марии Григорьевны оттаяло. Она сильно полюбила мальчика, которого назвали Василием, как родного ребенка, которого когда-то лишилась.
Стараниями барыни, мальчик воспитывался в хороших условиях. Сын Турчаниновой получил фамилию и отчество не родного, а крестного отца, дворянина Андрея Жуковского. Но воспитывали Василия Афанасий Иванович и Мария Григорьевна Бунины.
Две матери
Василий Жуковский рос в атмосфере любви и заботы Буниных. Он был прекрасно воспитан и образован и учился в университетском пансионе. Когда Афанасий Иванович покинул этот мир, Мария Григорьевна продолжила заботиться о Василии.
А вот родная мать-турчанка встречалась с сыном нечасто. Из-за заботы Буниных, Жуковский считал себя их сыном и поэтому мало общался с Турчаниновой. Сыграла роль и разница их сословных положений.
И все же Василий Андреевич всегда помнил о Елизавете Дементьевне Турчаниновой, своей родной маме, и очень горевал, когда потерял ее. За 10 дней кончины Турчаниновой ушла из жизни и Мария Григорьевна.
Так будущий известный поэт и учитель Пушкина, воспитатель цесаревича Александра II разом лишился двух матерей, каждую из которых по-своему ценил и любил. Зато, благодаря их любви и заботе, творческой натуре, которую воспитали в нем Бунины, он внес неоценимый вклад в русскую литературу.