Она и матушка, и кормилица, и первая красавица среди русских рек.
Переоценить её значение невозможно, воспевать её красоту можно бесконечно.
От маленького говорливого ручейка в Тверской области до необъятной глазу дельты в Астраханской, простёрла свои голубые воды Волга.
И неслась над широкой волжской волной песнь с надрывом и болью, нет в ней пока узнаваемого баса Фёдора Шаляпина, но слышна она много лет в половодье:
"Эх, дубинушка, ухнем
Эх, зелёная сама пойдёт, сама пойдёт
Подёрнем, подёрнем да у-ухнем"
(Народная песня в записи композитора М. Балакирева)
01 марта 1871 года в Санкт Петербурге Илья Репин показал первую версию картины "Бурлаки на Волге".
Два года спустя, художник представил окончательный вариант своей работы.
Полотно восторженно принято критикой, публикой, получило золотую медаль в России и бронзовую на Всемирной выставке в Вене, куплено великим князем Владимиром Александровичем в личную коллекцию.
Впервые Илья Ефимович увидел бурлаков на Неве.
Впоследствии, в поисках впечатлений и настоящих типажей, небольшой компанией, отправились художники в экспедицию на Волгу.
Около пяти столетий, по большой воде, против течения, суда с товаром поднимали в верховья Волги.
Без плотин река, была заметно быстрее, но многотонные суда (до 500 тонн) приходилось тянуть вручную.
Самое тяжёлое сдвинуть махину с места, здесь и запевали песню, для ритма и координации движений в определенный момент.
Иногда судно садилось на мель, тогда к нему привязывали зелёную дубинушку (дерево). Расправляясь, его раскидистая крона, влекомая течением, стягивала расшиву (парусное речное судно) на глубокую воду.. "дубинушка сама пойдёт".
Песня, собственно, про расчищение пашни от леса, так подрубали корни и валили дерево, потянув за верёвку, привязанную к макушке..
Нанимались в бурлаки люди разные. Как пишет Даль, это крестьяне, идущие на заработки, холостые, одинокие, бездомные, бродяги. Буйный своевольный народ.
В бурлаки шли и горожане, и женщины (вдовы, солдатки), каторжные встречались.
Шли, что бы с долгами расплатиться или заработать на дом для семьи, даже своё дело начинали. Бурлаков более полумиллиона человек бывало.
Тюркские кочевники называли бурлаков "джигули", так и средневолжские горы назвали Жигули.
Судов много, труд тяжёлый, монотонный, отдых короткий. Одним из мест отдыха бурлаков стало поселение Ширяевский Буерак (овраг), известное с 1647г.
Здесь и писал этюды к своей знаменитой картине Илья Репин.
Жили художники в бревенчатой избе, рано завтракали и расходились на поиски натуры.
Репин, пораженный красивейшими видами реки, наблюдал за бурлаками во время их работы и отдыха, слушал их песни, разговоры, делал наброски всего, что видел.
На известном полотне изображены одиннадцать человек, все они реальные персонажи, характер каждого стремился показать художник.
"Связанные одной цепью".. лямкой, в данном случае, одиннадцать совершенно разных людей.
Крайнего слева называли нижегородским бойцом, он часто принимал участие в кулачных боях.
Справа бывший матрос с крайне сварливым характером, что Репин и отразил в его взгляде.
Чуть сзади за ним, подросток, таких брали кашеварами. За мальчиком идёт бурлак, что то подсчитывая и записывая.
Несомненный акцент сделан на старшего в этой артели - "шишку". Поп - расстрига, лишенный сана постановлением церковного совета, регент церковного хора, то есть руководил им, подбирал голоса.
"Какая глубина взгляда, лоб — большой, умный, интеллигентный лоб..." напишет о своем персонаже Илья Ефимович.
Канин (фамилия попа - расстрига) неоднократно позировал художнику, они много беседовали, Репина очень впечатлили рассуждения этого человека.
Собрав за лето материал, Репин делает набросок большого полотна, изобразив Волгу и отдыхающих у костра бурлаков.
Сам автор остался доволен началом работы (не "Бурлаков на Волге"). Однако, получил критику в свой адрес от Ивана Ивановича Шишкина.
Певцу русского леса не понравилось, что бревна, на которых сидят усталые работники, написаны не с натуры и невозможно понять, какие из бревен еловые, а какие сосновые (ну, кто о чём, простите 🤷♀️).
Конечно, были и те, кому картина "Бурлаки на Волге" не понравилась. Против высказался, например, граф Бобринский Алексей Павлович.
Ему, как министру путей сообщения, картина показалась нелепой. Он считал, что столь "допотопный" способ транспортировки сведён к нулю и вскоре о нём и помнить перестанут.
На полотне и правда виден теплоход. Между тем, труд бурлаков был отменён только в 1929 году.
Сейчас картина "Бурлаки на Волге" экспонируются в Русском музее Санкт Петербурга.
В селе Ширяево Самарской области открыт дом - музей Ильи Репина.
Выражаю огромную благодарность автору канала Astro Tubo: Небесная Механика за предоставленные фото с места его поездки в Дом - музей Ильи Репина:
28.02.2025г. Anna Seton
Уважаемые читатели, Ваши просмотры важны для развития канала, комментарии и лайки приятны автору.
Текст, фотографии, видео в публикациях исключительно авторские.
Все публикации на канале защищены авторским правом, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ
Любое использование текста и фото только с согласия автора