Дворцовый комплекс Петергоф, расположенный на побережье Финского залива, является выдающимся примером русской архитектуры и садово-паркового искусства. Этот ансамбль, созданный в XVIII веке, поражает своей изысканностью и гармонией, а каждое отдельное сооружение вносит свой уникальный вклад в общее восприятие комплекса. Архитекторы того времени и реставраторы послевоенных лет проявляли невероятное мастерство и трудолюбие, и их усилия принесли плоды, которые продолжают восхищать посетителей на протяжении многих лет.
Одно из таких сооружений расположено на территории Монплезирского ансамбля и представляет собой уникальный комплекс зданий, которые служили как для парадных мероприятий, так и для повседневной жизни. Эти строения были возведены в разные исторические периоды и находятся с восточной стороны Монплезирского сада, славящегося своей живописной природой и архитектурным великолепием. Речь идет о Музейном комплексе "Банный корпус" - уникальном архитектурном ансамбле, который является, как я уже ранее говорил, частью знаменитого Монплезирского ансамбля.
В свою очередь, комплекс объединяет несколько строений, каждое из которых имеет свою интересную историю и назначение. Первое здание, которое привлекает внимание - Гостевые покои. Это одна из самых ранних построек этого ансамбля, также известная как "Покои для Фамилии". Эти покои были возведены в период правления Петра I и предназначались для размещения родственников и приближенных императора.
Интерьеры этих покоев отражают стиль того времени, с элементами роскоши и удобства, что было характерно для царской семьи. Здесь, в уютной обстановке, собирались гости, которые могли наслаждаться не только комфортом, но и атмосферой близости к императорскому двору. После петровское время Банный корпус периодически перестраивался в соответствии с нуждами новых хозяев Петергофа.
К Гостевым покоям примыкает Мыльня для кавалеров, которая находится на месте первой деревянной бани, построенной специально для Петра I в 1722 году. Эта простая постройка появилась после возведения знаменитого Монплезира, когда Петр I, будучи известным своей страстью к банным процедурам, распорядился о строительстве бани в непосредственной близости от своего летнего дворца. В XVIII веке баня, как правило, называлась мыльней, и именно так она была известна тогда.
Важно отметить, что в то время акцент делался на практичность и функциональность, а не на архитектурные изыски. В ней было три помещения - сенцы, малая каморка (предбанник) и сама баня. Эта баня была не просто местом для гигиенических процедур, но и важным элементом медицинских практик того времени. Записи поденных журналов свидетельствуют о том, что в монплезирской бане царь не только мылся, но и использовал различные медицинские процедуры. Например, он принимал лекарства из толченых червей и мокриц, а также практиковал "пускание крови", что было распространенной практикой в медицине XVIII века.
Однако настоящая трансформация банного корпуса произошла во времена правления дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны. В 1748 году по её указу был построен новый банный корпус, который заменил устаревшую мыльню. Архитектором этого великолепного сооружения стал знаменитый итальянский зодчий Бартоломео Растрелли, известный своими грандиозными проектами и умением сочетать элементы барокко с русскими традициями. Внешний вид здания оставался деревянным, сохраняя традиции, но внутреннее убранство поражает своей элегантностью и функциональностью. Оно стало настоящим произведением искусства.
Под крышей банного корпуса, выполненной в виде шатра появились роскошные элементы, такие как хрустальная ванна, помещенная в медный футляр, и бассейн, окруженный золотистой балюстрадой с изящными фигурами амуров и цветочными гирляндами, а также фонтан-шутиха. Этот фонтан, как и многие другие элементы Петергофа, является примером игривого подхода к архитектуре и дизайну, который был характерен для эпохи правления Петра I и его дочери Елизаветы.
При Павле I в 1800 году деревянное строение мыльни было реконструировано - построено капитальное здание из красного кирпича, спроектированное архитектором Джакомо Кваренги. Водяной аттракцион в виде фигурки "крестьянина" был заменен на золотую колонну с шаром, из которого били 101 дугообразная струя. Дополнительно был установлен фонтан-шутиха, выбрасывающий 164 вертикальные струи снизу. В 1817 году Банный корпус вновь был подвергнут капитальному ремонту, после которого его могли посещать даже те, кто не был близок ко двору. С этого момента её стали называть "Мыльня для кавалеров и фрейлин".
С приходом к власти Александра II банный корпус вновь оказался в центре внимания, но на этот раз изменения были вызваны жизненной необходимостью. Его супруга, Мария Александровна, страдала от хронических заболеваний, особенно туберкулёза, который значительно ухудшился после трагической утраты их сына. Врачи рекомендовали ей принимать контрастные ванны, что стало причиной приглашения талантливого архитектора Эриха Ганна для переоснащения банного корпуса Петергофа. Ганн, обладая выдающимся талантом, в 1866 году создал настоящее архитектурное чудо.
Банный корпус стал не просто местом для водных процедур, а жемчужиной архитектурного искусства, сопоставимой по красоте с великолепием дворцов Петергофа. Внешний вид здания напоминал дворец Монплезир с его элегантными линиями и изысканными деталями. Внутри же царила гармония между практичностью и роскошью.
Настоящим сюрпризом для посетителей является Мыльня, где петергофскими реставраторами был воссоздан забавный фонтан-шутиха, добавлявший разнообразия в досуг дам и кавалеров императорского двора. Этот фонтан, конструктивно скрытый в стенах Мыльни, внезапно "оживал", орошая присутствующих неожиданными струями воды, внося игривую нотку в атмосферу строгого медицинского учреждения. Восстановление этого фонтана является ярким примером бережного отношения к истории и умению сохранить не только архитектурный облик, но и незабываемую атмосферу былых времен. Реставрационные работы проводились с использованием архивных документов и современных технологий, что позволило максимально точно воссоздать первоначальный вид и функциональность исторических объектов.
Комплекс Банного корпуса включает в себя несколько функциональных помещений, органично связанных между собой. Центральным местом являлась Холодная ванная, впечатляющая не только своей просторностью и изысканным декором, но и уникальным инженерным решением: душем, мастерски замаскированным под роскошную люстру из бронзы и стекла. Эта декоративная люстра, украшенная искусной резьбой в виде гроздьев винограда и цветков вьюнка, скрывала от посторонних глаз сложную систему подачи холодной воды, демонстрируя высокий уровень мастерства как инженеров, так и декораторов того времени. Весь интерьер Холодной ванной, от изящных мраморных покрытий до позолоченной фурнитуры, подчеркивает изысканность и роскошь, характерные для императорской резиденции.
Рядом располагалась Теплая ванна, предназначенная для принятия ванн с отварами целебных трав, собранных в окрестностях Петергофа, что подчеркивало стремление к использованию натуральных природных компонентов в лечении. Состав этих трав тщательно подбирался придворными лекарями с учетом состояния здоровья императрицы. До наших дней сохранились записи, описывающие рецептуру и методику приготовления этих отваров, подтверждая серьезный подход к лечению, который применялся в Банном корпусе.
Особое внимание следует уделить Паровой, традиционной русской парной с уникальной конструкцией печки-каменки. Вместо традиционных камней, здесь использовалась пирамида из чугунных ядер, что обеспечивало равномерное распределение тепла. Эта необычная деталь подчеркивает технологические достижения своего времени и является интересным примером сочетания функциональности и эстетики. Конструкция этой печи была настоящим произведением инженерного искусства, и ее функционирование поддерживалось опытными банщиками, владеющими секретами создания идеального микроклимата в парной.
После водных процедур императрица и ее гости могли отдохнуть в Приемной – просторной комнате, обставленной в стиле, соответствующем общей роскоши комплекса. Туалетная комната, также находящаяся в Банном корпусе, была оборудована с учетом комфорта и гигиены, что свидетельствовало о высоком уровне развития сантехники того времени.
Таким образом, банный корпус, созданный благодаря усилиям Екатерины II, Павла I и Александра II, стал символом не только архитектурного мастерства, но и заботы о здоровье. Данная постройка сохранилась до наших дней и до сих пор является частью комплекса Банного корпуса. Построенное для императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II, страдавшей от легочных заболеваний, оно являлось передовым медицинским учреждением своего времени, отражая модные европейские тенденции в области бальнеотерапии.
Друзья, в последующей публикации мы продолжим знакомиться Банным корпусом. На этот раз мы увидим Кухню, Кофишенскую, Тафельдекерскую и, конечно же, Ассамблейный зал! А также краем глаза взглянем на Китайский садик. Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго!
Все публикации О Петергофе и его достопримечательностях