Найти в Дзене
KentChannelTV - монеты СССР

Почему колечко с бирюзой во рту символ продажных женщин на Руси

«Некоторые во рту держали колечко с бирюзой; это знак продажности барышни» - Тогда была продажная любовь на Руси и сегодня мы узнаем про это из первоисточников! Любопытно, что в свое время на Руси, еще до Петра Великого, была серьезная и повсеместная проблема с "гулящими женщинами", это наглядно видно из многочисленных отзывов иностранцев, которые в ходе дипломатической, торговой и иных миссий приезжали в Россию и останавливались тут на некоторое время.
Интересно это тем, что на сегодня отлично известно, что проституция, как и гулящие женщины в обществе, с XVI века (а именно период с 1500-ых годов и позднее мы рассмотрим), была широко представлена в Европе, но оказывается, что и Московское царство в этом не было исключением. Настоящий парадокс заключался в том, что с одной стороны одинокая женщина не имела права гулять на улице, заходить в питейные заведения, тогда было невозможно представить, чтобы несколько подруг зашли после работы в бар, этого просто не было, а учитывая высокое, ф
Оглавление
«Некоторые во рту держали колечко с бирюзой; это знак продажности барышни» - Тогда была продажная любовь на Руси и сегодня мы узнаем про это из первоисточников!

Любопытно, что в свое время на Руси, еще до Петра Великого, была серьезная и повсеместная проблема с "гулящими женщинами", это наглядно видно из многочисленных отзывов иностранцев, которые в ходе дипломатической, торговой и иных миссий приезжали в Россию и останавливались тут на некоторое время.
Интересно это тем, что на сегодня отлично известно, что
проституция, как и гулящие женщины в обществе, с XVI века (а именно период с 1500-ых годов и позднее мы рассмотрим), была широко представлена в Европе, но оказывается, что и Московское царство в этом не было исключением.

Настоящий парадокс заключался в том, что с одной стороны одинокая женщина не имела права гулять на улице, заходить в питейные заведения, тогда было невозможно представить, чтобы несколько подруг зашли после работы в бар, этого просто не было, а учитывая высокое, фактически на государственном уровне влияние православной веры, то представить, что кто-то из женщин мог показать известные места, либо продать себя, казалось было невозможно.

Однако на деле, как пишет Якоб Ульфельд, в 1578 году:

"Однажды в Новгороде, находясь перед нашим домом вместе со своими слугами, мы увидели в соседнем доме русских женщин, которые задирали вверх одежду и показывали нам в окне известные части тела, как передние, так и задние; они высовывали из окна голые ноги — поочерёдно то левую, то правую, и другие части тела, не смущаясь присутствием приставов".

При этом проблема венерических заболеваний постепенно захватывала все больше и больше территорий в Русском царстве, так продолжалось до 1840-ых годов XIX века, а это значит, что с одной стороны официально проституция была под запретом несколько столетий, и лишь при Николае I решились её легализовать, ведь победить было просто невозможно, и тут действовал принцип: «Не можешь победить — возглавь», тогда же были образованы врачебно-полицейские комитеты и каждой публичной женщине выдавался «заменительный билет» или «жёлтый билет», это название уходит глубоко корнями в прошлое, ведь еще при Екатерине II таких барышень отправляли в ссылку и обязывали носить желтое платье.

На снимке начала XX века — продажные женщины, пойманные полицией во время Нижегородской ярмарки.
На снимке начала XX века — продажные женщины, пойманные полицией во время Нижегородской ярмарки.

Однако до создания Российской Империи в 1721 году таких девушек определяли иным образом, как известно участник голштинского посольства ко двору царя Михаила Федоровича Романова, Адам Олеарий в своем
«Описании путешествия в Московию» рассказывает, что перед Кремлем находится рыночная площадь, а ярмарки это самый лакомый кусочек для такого ремесла, ведь людей с деньгами много, все на веселе, кругом пиво и квас.
Он пишет: «весь день полно торговцев, мужчин и женщин, рабов и праздношатающихся. Вблизи помоста стоят обыкновенно женщины и торгуют холстами, а иные, держа во рту кольцо (чаще всего с бирюзой) и предлагая их для продажи. Как я слышал, одновременно с этой торговлею они предлагают покупателям еще кое-что иное».
Можно с уверенностью сказать, что таким образом была "серая" торговля не ювелирными украшениями, а своим телом, и это приносило, куда большие доходы, хотя не будем отрицать, что занимались этим ремеслом либо из-за крайне нужды, либо из-за алкоголизма, либо по принуждению...

Гулящие женщины на Руси или распутевая барышня в царское время
Гулящие женщины на Руси или распутевая барышня в царское время

Какие женщины занимались проституцией на Руси и почему

Известный чешский путешественник Бернард Таннер, посетивший Москву в 1678 году рассказывал в своем дневнике: "Торговля на Никольской улице была оживленная, шум был такой, словно горит город, а это торговля идет. Некоторые женщины, что отличались пестротой одежды, по преимуществу пожилые, с летами утратившие прелесть красоты, имеют обыкновение белиться и румяниться – примесью подделывать красоту либо юность".

Итак, согласно официальной статистике, что была составлена сильно позже описываемых событий, но в той или иной степени может дать нам общую картину происходящего, можно сказать, что чаще всего публичными женщинами становились выходцы из мещан и крестьян, ведь это самые незащищенные слои населения в ту пору, когда вдова оставалась без средств к существованию у неё было крайне мало выбора, либо повстречать одинокого мужчину, либо надеется на сельскую коммуну, что будет содержать её, либо пойти на ярмарки, где она может торговать чем-либо, но чаще всего собой, ведь у неё ничего нет.

Социальный состав продажных женщин до 1917 года
Социальный состав продажных женщин до 1917 года

Так, в подтверждение этой версии у нас есть реальное описание таких событий:

"Мужикам – приходилось заниматься разбоем, а «или женки или девки, у неволи заплакав, и лгать и красть, и б*лясть»" - последнее не всегда означало продажность женщины, это могло быть и мошенничество.

Стоит отметить, что публичных домов еще не существовало, ведь в полной мере они появились уже сильно позже в 1864 году — после издания «Уложения о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», где исключали наказание за проституцию на условиях подчинения врачебно-полицейскому контролю. Известно, что уже в славное время правления "святого" Николая 2 в
1901 году в России
было зарегистрировано 2400 публичных домов, где большая часть женщин оказывалась по обману, либо из-за нужды, ведь туда принимали лиц только с 16 лет, а содержательницы публичного дома дамы от 35 лет и старше, чаще всего, из бывших проституток, что скопили деньги и открыли собственное предприятие, а поставляли им молодых девиц многочисленные аферисты или бандиты.

В 1673 году Яков Рейнтенфельс так описывал ситуацию:

"Не допуская ни под каким видом публичных домов, они, тем не менее, до того дошли в необузданном увлечении этим грехом, что не разбирают, принося жертвы Венере, ни пола, ни способов" - а это уже заявка на то, что за известную плату могли найти не только девушку, и это подтверждается рядом источников.

Так другой иностранный путешественник, что точно видел подобное в Европе повсеместно записывал следующее: "Погруженные в глубочайшее невежество, они, по правде сказать, не в состоянии понять тяжести этого преступления и полагают, что исполняют всё, что требует праведность христианина, если снимут с шеи крест или закроют изображения святых, прежде чем приступят к совокуплению с гулящей женщиной или мальчиком, её заменяющим".

В сельской местности не было домов терпимости, но были ярмарки на которых всегда можно было "снять" себе на час барышню
В сельской местности не было домов терпимости, но были ярмарки на которых всегда можно было "снять" себе на час барышню

Образ «непотребных» женщин в русской литературе

Достаточно правдиво и в мельчайших деталях описывает эту ситуацию в России Александр Куприн, когда публикует свою повесть «Яма», что рассказывает нам про публичные дома в ХХ веке, как он сам утверждал, это собирательный образ крупнейших городов - Петербург, Киев или Одесса, все было везде одинаковым в таких местах, отличались лишь люди, про которых и было сказано в сюжете книги.
Забавно, что официальная цензура назвала книгу «безнравственной и неприличной», и это притом, что столетиями у нас процветала продажа не только крепостных по отдельности, либо с деревнями, но и продажная любовь женщин всех возрастов, а как выше уже стало известно, что и мальчиков. Вероятно, последнее встречалось в меньшей степени, но имело место быть и это уже запросы иностранцев, которые пусть и описывают всю нашу ситуацию с ужасом, на самом деле ничем не отличались, да и были многочисленными посетителями таких заведений.

Так в 1698 году, некий Де ла Невилль, описывает:

"Они очень падки на иностранцев и очень легко решаются на близость. Они совершенно не жалуют своих мужей, которые ревнивы только к тем, кого нет поблизости".

Затем, Павел Иовий, в 1552 году писал: "Простонародных женщин всякому иностранцу весьма удобно склонить к тайному свиданию небольшими подарками", печально слышать, но до 1917 года ситуация не менялась от слова совсем, ведь с иностранца всегда могли взять больше.

Фотокарточки проституток выглядели так, была фотография и место проживания, но главное, это здоровье, ведь врачи проверяли их на регулярной основе!
Фотокарточки проституток выглядели так, была фотография и место проживания, но главное, это здоровье, ведь врачи проверяли их на регулярной основе!

Куприн наглядно описывает тарифы того времени, что хорошо известны по таблицам, стоит лишь отметить, что самые бюджетные продажные женщины стояли на улице, чаще всего не проходили никакого медицинского осмотра, но и брали с клиента несчастные 50 копеек, а то и того меньше, на бутылку.
В публичных домах стоимость разового посещения доходила
до 1-1,5 рублей, и выше. Дороже всего обходились женщины из заведения 1 класса, как и посещение их на всю ночь, такие могли запросить с клиента 10 рублей, это достаточно большая сумма, если мы говорим про конец 19 столетия, ведь о ценах на Руси говорить не приходится, но очевидно, что они были на уровне. Для справки при Николае 2 простой рабочий за месяц получал 25 рублей, а квалифицированный мог рассчитывать на 45 рублей, поэтому городские жители для расслабления души отправлялись в публичные дома 2 или 3 класса, где на пару рублей и выпить можно было, и музыку послушать, и посетить один раз даму.

Можно вспомнить и другие произведения, так А.П. Чехов в своем
"Острове Сахалине" 1895 года писал:

"Если женщины из таких семей промышляют проституцией, то сожители их обыкновенно поощряют это занятие".

К сожалению, но очень часто можно было прочесть подобные записи врачей:

"Наталья К-ва, 15 лет, проституцией стала заниматься недавно. Поступила с уретритом и вагинитом. Впрыснуто молоко сифилитички. Без результата" - 1900 год, Вересаев В. В.

Конец 80-ых годов 19 столетия Гиляровский В. А. описывает так:
"Самым страшным был выходящий с Грачевки на Цветной бульвар Малый Колосов переулок, сплошь занятый полтинными, последнего разбора публичными домами. Подъезды этих заведений, выходящие на улицу, освещались обязательным красным фонарем, а в глухих дворах ютились самые грязные тайные притоны проституции, где никаких фонарей не полагалось и где окна завешивались изнутри".

"Пока жив последний мужчина, этот бизнес будет процветать"

"Это не мыло, не смылится"...

Не только крестьяне занимались этим, что продавали себя, а мужчины их покупали. Этот бизнес был на все слои населения!
Не только крестьяне занимались этим, что продавали себя, а мужчины их покупали. Этот бизнес был на все слои населения!

Как не забавно это слышать, но именно так оно и происходит, а мне думается, что стоит добавить к этому и иное: "Пока есть спрос, то всегда будет и предложение", хотя на самом деле тут ключевую роль играет политический и общественный строй, ведь никто не будет отрицать, что в советские годы проституция вновь ушла в подполье, все публичные дома были упразднены и несмотря на то, что отдельной статьи за это не было, встретить на улице или отправиться в место, где можно "посмотреть всех и выбрать одну" в период с 1924 по 1991 год, особенно во вторую половину этого времени, это нужно было постараться найти, зачастую такого просто не было, либо были известные единичные случаи, зачастую все они были связаны с алкоголичками и прочими женщинами с низкой социальной ответственностью.
Тогда как в период нашей истории до 1917 года - любой уважающий себя господин, что имеет в кармане рубль, как бумажный, так и серебряный, мог поехать на извозчике за пятак в дом терпимости и приятно провести время, это факт.

А.Н.Энгельгардт в своих "Письма из деревни" с 1872 года пишет:

«У деревенской женщины на первом плане - деньги. За деньги она продаст любую девку в деревне, сестру, даже и дочь, о самой же и говорить нечего, как говорили: "Это не мыло, не смылится", "это не лужа, останется и мужу". А мужик, настоящий мужик, не развращенный, ни за что не продаст.

А проданная девка продаст, лучше сказать, подведет, всех девок из деревни для того, чтобы всех поровнять. Нравы деревенских до невероятности просты: деньги, какой-нибудь платок, при известных обстоятельствах, лишь бы только никто не знал, лишь бы шито-крыто, делают все».

Бернард Таннер в 1678 году описывал следующее наблюдение:

"У москвитян существует старая и очень подозрительная дружба и свобода сношений с монахинями, а у этих с ними. Оттого некоторые их них девицы лишь по названию, а на деле бесчестные матери. Своих преступно зачатых детей они воспитывают так, чтобы выросши они обрекли себя затем на монашество". Справедливости ради, стоит отметить, что все это было не только на Руси, но и в масштабах куда больших встречалось в каждой стране Европы, абсолютно так и без каких-либо ограничений, но важно понимать, что и у нас подобное процветало.

Образ проституток в царское время сильно отличался, чем дороже - тем лучше.
Образ проституток в царское время сильно отличался, чем дороже - тем лучше.

Все это происходило при максимальном влиянии религии на жизнь обычного человека, а женщина на Руси жила именно так, как описывает это Сигизмунд Герберштейн:

"Положение женщин весьма плачевно. Московиты не верят в честь женщины, если она не живет взаперти дома и не находится под такой охраной, что никуда не выходит. Они отказывают женщине в целомудрии, если она позволяет смотреть на себя посторонним или иностранцам. Заключённые дома, они только прядут и собираюь нитки, не имея совершенно никакого голоса и участия в хозяйстве. Редко допускают женщин в храмы, ещё реже — на беседы с друзьями".

Таким образом, можно сделать вывод, что нравы на Руси до Петра I были абсолютно на уровне Европейских, к сожалению, каждая ярмарка сопровождалась падшими женщинами, что за полтинник или бутылку отдавались любому, немногие из них занимались этим по принуждению, ведь если один раз попадала в это ремесло, как правило, выбраться из этого порочного круга уже было невозможно, и даже когда ситуация стала меняться, пришла легализация, ничего коренным образом для самих женщин не изменилось, как и для их клиентов, что имели деньги в кармане получали всё, что им захочется.

Можно с уверенностью сказать, что лишь пролетарская революция и многочисленные декреты большевиков, что были основаны на том, что пора отменить рабство женщины перед мужчиной, смогли изменить ситуацию, освободить женщин и дать им возможность жить без греха.

Как и саму форму проституции, но к сожалению, события 1991 года изменили ситуацию и мы вновь деградируем к тому, что было в царской России, ведь пусть легализации нет, но это дело процветает в невероятных масштабах сегодня. Немногие знают сегодня, что именно коммунистам они обязаны за то, что женщина может свободно выбирать себе мужчину, работать и отдыхать наравне, регистрировать брак и выходить из этого положения, так В.И. Ленин считал, что необходимо противопоставлять «мещански-интеллигентски-крестъянский пошлый грязный брак без любви - пролетарскому гражданскому браку с любовью».