Найти в Дзене

Мишени в психотерапии взрослых детей нарциссов

Продолжение статьи Несмотря на отсутствие физического насилия (а иногда и присутствие) и общее видимое благополучие нарциссичной семьи, взрослые дети нарциссов получают многочисленные и комплексные (то есть хронические) травмы. 1) Нарциссическая травма 2) Травма отвержения 3) Травма пренебрежения 4) Травма предательства и покинутости 5) Травма вины и унижения 6) Газлайтинг 7) Сабботаж сепарации Подробнее о каждой рассказала в этой статье С высокой степенью вероятности, взрослый ребёнок нарциссов будет иметь дезорганизованный стиль привязанности, склонность к созависимым отношениям (с тягой к нарциссичным партнёрам), склонность к депрессии, размытое представление о себе, острые реакции на триггеры и другие симптомы кПТСР. С чего начинать реабилитацию такого клиента? 1) Как и в случае с другими травмами отношений, базой для продуктивной психотерапии будут безопасные и надежные отношения с терапевтом 2) У ребёнка нарцисса очень много вины, боли, беспомощности и страха. Начинать

Продолжение статьи

Несмотря на отсутствие физического насилия (а иногда и присутствие) и общее видимое благополучие нарциссичной семьи, взрослые дети нарциссов получают многочисленные и комплексные (то есть хронические) травмы.

1) Нарциссическая травма

2) Травма отвержения

3) Травма пренебрежения

4) Травма предательства и покинутости

5) Травма вины и унижения

6) Газлайтинг

7) Сабботаж сепарации

Подробнее о каждой рассказала в этой статье

С высокой степенью вероятности, взрослый ребёнок нарциссов будет иметь дезорганизованный стиль привязанности, склонность к созависимым отношениям (с тягой к нарциссичным партнёрам), склонность к депрессии, размытое представление о себе, острые реакции на триггеры и другие симптомы кПТСР.

С чего начинать реабилитацию такого клиента?

1) Как и в случае с другими травмами отношений, базой для продуктивной психотерапии будут безопасные и надежные отношения с терапевтом

2) У ребёнка нарцисса очень много вины, боли, беспомощности и страха. Начинать можно с тех чувств, которые на поверхности. В данном случае, это не имеет значения. Любое фоновое чувство, любое негативное представление о себе с вероятностью 90% будут выводить нас на одни и те же травмы в отношениях с родителями. Возможно, я бы отдала предпочтение даже более краткосрочным запросам (сменить работу, преодолеть конкретный страх, повтояющийся триггер и тд), чтобы получить опыт победы над хронической беспомощностью и добавить опор.

3) Если клиент продолжает находиться в абьюзивных отношениях, он получает регулярную ретравматизацию и подтверждение своих негативных когниций (я ничтожество, мои чувства неважны, я никому не могу доверять и тп). Моя метафора по этому поводу примерно такая: "Сделайте, чтобы мне было не больно получать дубинкой по затылку". Это не подходящий запрос для психотерапии, мы не можем переработать адаптивное чувство (в данном случае, боль от ударов и чувство опасности).

4) У такого клиента есть агрессивный внутренний критик, который неумолимо требует "больше, выше, сильнее". Нет заботливого внутреннего взрослого. Необходимо обучаиь клиента навыкам самосострадания, заботы о себе. Отношение терапевта со временем интернализируется клиентом и станет одной из его опор.

5) Обращать внимание клиента на его ресурсы, на подтверждения его значимости, безопасности, способности к отношениям, достижениям, так как все его опоры и ресурсы систематически обесценивались, его образ себя сильно искажен.

О терапии кПТСР подробнее рассказывала в недавней статье.