Найти в Дзене
КИНО.КНИГА

«Чёрные кувшинки» Мишеля Бюсси — лучшая книга детективщика Франции № 1. Вы это серьёзно?

Атмосферный детектив про одержимость и искусство. Самая распространённая характеристика этой книги. Очень много про искусство. А вишенкой на торте — про одержимость. Но читатель понимает это не сразу. ☑️ Все врут. Даже аннотации к книге врут: ✍️ «Только старуха знает, что история может повториться и девочка, что любит рисовать, и красавица-учительница в огромной опасности...» Кто читали — те поймут. ☑️ Врёт и начало книги. ✍️ «В деревне жили три женщины. Первая была злодейкой, вторая — вруньей, третья — эгоисткой. Деревня называлась Живерни». ☑️ Но главный врун здесь — сам автор. Он любит использовать приём недостоверного рассказчика и запутывать читателя, он так уже делал в других своих произведениях («Под опасным солнцем», «Самолёт без неё», «Вавилон»), поэтому в его детективах сложно угадать, что на самом деле происходит. А ведь чем хороши детективы? Тем, что читатель может сам попробовать себя в роли детектива, расследующего преступления, ищущего зацепки, отметающего ложные следы.
Оглавление
Фанетта Морель, героиня книги «Чёрные кувшинки» Мишеля Бюсси
Фанетта Морель, героиня книги «Чёрные кувшинки» Мишеля Бюсси

Атмосферный детектив про одержимость и искусство. Самая распространённая характеристика этой книги.

Очень много про искусство. А вишенкой на торте — про одержимость. Но читатель понимает это не сразу.

Кратко о сюжете «Чёрные кувшинки» Мишеля Бюсси. Изо всех сил стараюсь без спойлеров ✍️

Стефани Дюпен, героиня книги «Чёрные кувшинки» Мишеля Бюсси
Стефани Дюпен, героиня книги «Чёрные кувшинки» Мишеля Бюсси

☑️ Все врут.

Даже аннотации к книге врут:

✍️ «Только старуха знает, что история может повториться и девочка, что любит рисовать, и красавица-учительница в огромной опасности...»

Кто читали — те поймут.

☑️ Врёт и начало книги.

✍️ «В деревне жили три женщины. Первая была злодейкой, вторая — вруньей, третья — эгоисткой. Деревня называлась Живерни».
Школьная учительница Стефани Дюпен, героиня книги «Чёрные кувшинки» Мишеля Бюсси
Школьная учительница Стефани Дюпен, героиня книги «Чёрные кувшинки» Мишеля Бюсси

☑️ Но главный врун здесь — сам автор. Он любит использовать приём недостоверного рассказчика и запутывать читателя, он так уже делал в других своих произведениях («Под опасным солнцем», «Самолёт без неё», «Вавилон»), поэтому в его детективах сложно угадать, что на самом деле происходит.

А ведь чем хороши детективы? Тем, что читатель может сам попробовать себя в роли детектива, расследующего преступления, ищущего зацепки, отметающего ложные следы. Мозг работает, мы пытаемся угадать, кто же убийца, что же там случилось… А потом... Та-дам! А писатель-то обвёл читателя вокруг пальца!

О сюжете этой книги рассказывать без спойлеров очень сложно, поэтому просто обрисую её только импрессионистскими мазками вкратце.

Пруд с кувшинками в Живерни
Пруд с кувшинками в Живерни

🕰️ Действие происходит живописной нормандской деревушке Живерни, находящейся в часе езды от Парижа. Деревня с населением всего полтысячи жителей, известна на весь мир, потому что здесь долгие годы жил и творил известный художник Клод Моне.

☑️ В Живерни сохранилась усадьба художника с красивым садом и прудом. Сейчас там расположен музей, и любой может побывать в доме Клода Моне.

Дом Клода Моне в Живерни, Нормандия. Фото: getyourguide.ru
Дом Клода Моне в Живерни, Нормандия. Фото: getyourguide.ru

Сама деревушка тоже очень живописна, в ней сохранилось много старинных красивых домиков. И всё, что описывает в своей книге «Чёрные кувшинки» Мишель Бюсси, на самом деле существует в Живерни.

Кстати, действие книг этого писателя, «детективщика Франции № 1», как его любят называть на обложках изданий, часто происходит в Нормандии.

Мои впечатления от книги «Чёрные кувшинки» Мишеля Бюсси

👍Что понравилось

Клод Моне «Автопортрет с беретом». 1886 год
Клод Моне «Автопортрет с беретом». 1886 год

Атмосфера книги и описания локаций. Автор подробно описывает Живерни, историю, о том, как Клод Моне переселился сюда, и как местные жители встретили его с опасением. Как художник разбил сад вокруг пруда, а сам пруд засадил кувшинками. И местные жители были против этих кувшинок, считая, что вода, которой они поили своих животных, будет испорчена.

Прошёл десяток лет после переезда Клода Моне, и рядом с его домом решили открыть завод по переработке крахмала. Конечно, он бы безнадёжно испортил пейзаж, который без устали рисовал Моне. Поэтому художнику пришлось внести в префектуру круглую сумму, чтобы не допустить строительства.

Пруд Клода Моне в Живерни. Фото: digitalfieldguide.com
Пруд Клода Моне в Живерни. Фото: digitalfieldguide.com

В общем, именно благодаря Моне, деревушка до сих пор имеет красивый вид.

Ну а сад с кувшинками — рай для художника. Сложно поверить, но последние годы своей жизни Клод Моне (к тому же уже слабо видящий) вообще рисовал только кувшинки своего пруда. При разном освещении, в разное время года. Писал их без устали. И написал около 250 картин с кувшинками. По легенде, перед смертью он нарисовал чёрные кувшинки, в честь которых и назван роман.

Клод Моне «Кувшинки»
Клод Моне «Кувшинки»

Писатель органично приобщает читателя к замечательной истории Живерни. И с этой частью детектива я ознакомилась с огромным удовольствием. Только ради этого стоило почитать книгу Мишеля Бюсси «Чёрные кувшинки».

Атмосфера тайны. В маленькой тихой деревушке происходят убийства. Они и лежат в основе всего сюжета.

А ещё читателю на протяжении всей книги не даёт покоя, что за такая ценная картина спрятана в башне (во всяком случае, меня это очень интересовало).

Клод Моне «Водяные лилии и японский мост»
Клод Моне «Водяные лилии и японский мост»

Историчность. В книге много реальных исторических фактов, что делает её более ценной, чем вымышленное произведение. Ведь так мы приобщаемся к интересной истории из области искусства.

Трёхлинейность сюжета. Действие происходит в трёх временах. Но если бы автор не запутывал читателей, то было бы куда интереснее.

Что не понравилось

Трусость и инертность главных героев. Все главные герои безнадёжно глупы и боятся любых перемен в своей жизни. Эти качества загубили несколько жизней.

Школьная учительница Стефани Дюпен
Школьная учительница Стефани Дюпен

Здесь даже комиссар полиции — последний трус! Фактически бросил женщину, которая ему так нравилась, на милость серийного маньяка. И ещё с перепугу решил вообще сбежать из деревни и закрыть дело.

Так испугался, бедняга. Он же, когда в полицию шёл, не думал, что там вообще так страшно работать, да ещё и преступники порой встречаются. Это вообще нормально писать такое в книге на серьёзных щах?

Комиссар полиции Лоренс Серенак
Комиссар полиции Лоренс Серенак

Ну и сама эта женщина не вызвала у меня ни малейшего восхищения. Боялась перемен, сбежать от мужа? Да уж, конечно, лучше гнить душой с человеком, которого терпеть не можешь….

Ну должен же быть в книге хоть один положительный персонаж?

Одержимость убийцы. Самое страшное, когда люди живут бок о бок с преступником и даже не подозревают об этом. Никто в деревне и подумать на него не мог. Хотя на этом и держится вся книга, и это не недостаток самого произведения, но логика преступника мне непонятна абсолютно. Если бы все люди вели себя так — человечество давно бы вымерло. Но, к сожалению, иногда и среди людей встречаются настоящие звери.

На мой взгляд, возмездие настигло его слишком поздно, ведь он прекрасно прожил всю свою жизнь, и даже умер рядом со своей ненаглядной. Но то, что он творил — чистое безумие, больше похожее маниакальное помешательство.

Мальчики у пруда с кувшинками
Мальчики у пруда с кувшинками

Исповедь убийцы в конце. Был смысл запутывать читателя всю книгу, чтобы в конце убийца всё рассказал и разложил по полочкам. Это всегда очень скучный и самый беспомощный приём.

❌❌ Многое в книге притянуто за уши. Недостоверный рассказчик — даже не кто-то из героев, а сам автор. Зачем? Можно было бы сделать классную вещь, если бы читатель понимал, что происходит.

Смена имён детей — чего ради? С единственной целью запутать читателя? Ну не могут все вокруг по чьей-то прихоти называться чужими именами.

А сцена, где следователи со всей деревни собирали сапоги, чтобы идентифицировать отпечаток ноги преступника? Это же просто нелепо и смешно. Во-первых, было бы проще ходить с отпечатком и просто сверить. Во-вторых, автор пробовал поставить себя на место преступника? Он бы сдал в полицию свои сапоги, в которых был на месте преступления?

Следователи со всей деревни собирали сапоги 😂
Следователи со всей деревни собирали сапоги 😂

А когда я читала про девочку, которая… (внимание!) нашла труп своего учителя-художника, и, вместо того, чтобы обратиться в полицию, вдруг решила, что этот художник (или же его труп) — плод её воображения?!!

Да что курила эта девочка? Или, что (вероятнее всего) курил сам автор?!

Старый учитель-художник
Старый учитель-художник

Ну и большие вопросы к главной героине (хм…) по поводу того, что она жила всю жизнь с человеком, которого ненавидела. Причём ненависть эта стала зарождаться, простите, ещё в детстве.

А что, других мужчин в деревне и во всей Франции не было? Остальные ушли что-то курить писать детективы?

Ну и закончилось всё не хэппи-эндом, как уверяли меня восторженные читатели этого чтива, а старческим бредом. 84-летняя старуха вплетает в свои волосы ленточки из фольги, чтобы встретить прекрасного трусливого принца из своего прошлого… Которого не видела почти полвека. И, вероятно, затем выброситься из башни, поняв, что вся её глупая жизнь была ошибкой. Или всё же ускакать на белом коне вместе с принцем?

Финал остался открытым. Но думаю, он априори не может быть счастливым.

Загадочная старушка
Загадочная старушка

В общем, если из книги убрать все странности, то ничего интересного в ней вообще не останется, кроме Моне и Живерни. А вот последнее — да, прекрасно.

❌❌ Верчу-кручу, запутать хочу. И вот это — главный недостаток книги.

Если честно, я думала, что картина, висящая в углу башни, куда не проникает солнечный свет, — драгоценное утерянное творение Моне. Но я ошиблась. Было в этой книге нечто более драгоценное. Обожаемая писателем Стефани. Правда за что он её так любил и превозносил, я не поняла. Только за фиалковые глаза?

Я во многом ошиблась в этом произведении. Мишель Бюсси сумел всё так хорошо запутать, что я, наивная, думала, что все эти три женских персонажа: девочка Фанетта, учительница Стефани и старушка встретятся… Хотя, конечно, потом начала догадываться, но было поздно.

Мельница Шеневьер в Живерни
Мельница Шеневьер в Живерни

Но главной моей ошибкой был сам выбор книги.🤔 Однако мне её советовали чуть ли не из каждого утюга, и я боялась пройти мимо настоящего сокровища. А оказалось, это — что-то навроде «Чёрного квадрата» Малевича. Кто-то сказал, что это — гениально, и все поверили. 🙄

📚🔊Озвучка аудиокниги Мишеля Бюсси «Чёрные кувшинки»

Обложка аудиокниги Мишеля Бюсси «Чёрные кувшинки»
Обложка аудиокниги Мишеля Бюсси «Чёрные кувшинки»

Аудиокнига в исполнении Григория Переля и Наталии Казначеевой от издательства Вимбо просто превосходная. Я не знаю, осилила ли бы эту книгу на бумаге, но чтецы столь великолепны, что помогли мне вытерпеть всё это до конца. Обожаю этих чтецов! 💕

🕖 Длится запись 13 часов 49 минут.

🔞 Возрастные ограничения: 16+.

📚 Красивое оформление обложки

📖 В печатной книге 448 страниц.

🏆Моя оценка: 6 из 10. Один балл прибавила за биографию Моне и ещё один — за описания Живерни. Вот в описаниях локаций географ Мишель Бюсси очень хорош. Глобус он ещё не пропил.

Так читать или нет?

Слева: книга «Чёрные кувшинки». Справа: Мишель Бюсси
Слева: книга «Чёрные кувшинки». Справа: Мишель Бюсси

Людям с критическим, рациональным складом ума — категорически не советую. Романтикам — тоже, потому что романтики тут никакой не найдёте.

И всё же, несмотря на некоторую затянутость и не слишком динамичное повествование, книгу почитать можно, благодаря лёгкому слогу, интересным историческим фактам и красивым описаниям местности. Надо только преодолеть нудноватое начало. Дальше будет чуть лучше.

И да, читать интересно. Потому что столько всего наворочено, завёрнуто и запутано, что всё время ждёшь раскрытия тайны и чего-то загадочного. Но в конце наступает разочарование…

Книги Мишеля Бюсси «Чёрные кувшинки». Слева: на французском. Справа: на русском
Книги Мишеля Бюсси «Чёрные кувшинки». Слева: на французском. Справа: на русском

И да, книга действительно необычная. Но советовать её я могу только любителям необычных книг со странным сюжетом. И любителям Клода Моне.

Но это моё субъективное мнение.

А какое мнение сложилось у вас?

❓❓Так как быть с тем, что книга «Чёрные кувшинки» считается одной из лучших книг Мишеля Бюсси? Может быть, это и так. Но, на мой взгляд, она сильно переоценена. И если бы не Моне, вся эта интрига с картинами и интересная история Живерни, если всё убрать это из сюжета, то о чём бы она была?

Обложка книги Мишеля Бюсси «Чёрные кувшинки»
Обложка книги Мишеля Бюсси «Чёрные кувшинки»

P.S. К сожалению, чем больше читаю Мишеля Бюсси, тем меньше он начинает мне нравиться. Но я ещё не все обзоры прочитанного у него написала о том, так что продолжу, чтобы не совсем уж зря было потрачено моё время.

Объективно — это не самая худшая его книга. Но и не лучшая.

❤️ Мне куда больше понравились:

«Безумство Мазарини»,

«Под опасным солнцем»,

и «Время – убийца».

❓❓❓А какие книги Мишеля Бюсси нравятся вам?

📚⛄С этой книгой я завершаю участие в челлендже Книговик.

Завершающий обзор в моём Книговике
Завершающий обзор в моём Книговике

Мой Книговик полностью слеплен. Успела до конца зимы. 💃

✍️ Автор обзора Галина Шефер😊💕Большая часть иллюстраций создана автором с помощью нейросети по собственным промтам.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ КИНО.КНИГА👍ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:

📚 Обзоры книг этого писателя – в рубрике Детективы Мишеля Бюсси.