Расплата недрами
В прессе появилась информация о проекте соглашения СШA и Укрaины по использованию американцами украинских недр в качестве платы за предоставленные ранее финансовые средства и вооружения. Зелeнский пока (очень вежливо и деликатно, как говорят) отказался подписывать это соглашение, мотивируя это тем, что в договоре нет ничего о «гарантиях безопасности» для Укрaины и вообще, похоже, речь идет о том, что надо расплатиться за старое, а не о новых поставках и финансовых вливаниях.
Проекты договоров такого рода являются конфиденциальными до момента подписания, и его текст видел лишь ограниченный круг лиц. Тем не менее, просочилась информация о неких «50%» укрaинских недр, которые достанутся американцам. О чем может идти речь?
Если исходить из того, что Укрaина – не первая страна, ресурсы которой американцы собираются выкачать себе в карман, можно предположить, что договоры подобного рода обкатаны уже в других странах, и можно посмотреть на договоры, разработанные в USAID, которые использовались в России в 1990-е годы.
Как продать ресурсы
Как это выглядит для широкой публики: вот у вас в стране есть месторождения чего-то ценного (неважно чего – нефти, газа, редкоземельных металлов), которые в данный момент не разрабатываются, и пользы от них никому нет – ни бизнесу, ни бюджету. Что нужно для успешной разработки? Финансы, технологии, современное оборудование, ноу-хау, грамотный менеджмент, контракты на реализацию готового продукта. Ничего этого в данный момент у вас нет.
Предельно заманчивое предложение
И вот появляется богатый и технологически продвинутый американский дядюшка и предлагает беспроигрышный вариант: создается совместное предприятие с долями 50/50 (все по-честному!) – половина принадлежит американцам, половина – местной туземной власти. Вы (туземная власть) вкладываете в этот бизнес только право разрабатывать, добывать и т.п. – больше ничего от вас не требуется. Вообще ничего. Все остальное сделают американцы: найдут финансирование, закупят самое современное оборудование, наладят добычу и производство, пришлют инженеров и менеджеров, найдут покупателей для готовой продукции. А когда кредиты за оборудование и прочие расходы будут погашены, начнется сладкая жизнь: прибыль будет делиться пополам. То есть вы, туземное государство, не вкладывая вообще ни копейки и ничего не делая, через какое-то время просто из ничего будете получать деньги. Целых 50% от прибыли. Ну, плюс еще мелкие радости для местных чиновников – можно будет пристроить племянника на хорошую должность с американской зарплатой, ездить в командировки в Штаты и все такое, но об этом даже и говорить не надо, все и так все понимают, это мелочи.
Правда ведь, звучит заманчиво? Ты ничего не делаешь, а тебе потом начинают давать деньги. Именно по такой схеме, благодаря Ельцину, было заключено огромное количество договоров в России в 1990-годы, и практически вся газо– и нефтедобыча оказалась в руках иностранных компаньонов. Правда, к началу 2000-х выяснилось, что никаких налоговых и прочих поступлений от этих договоров нет – исчезающе малая величина, хотя газ куда-то исправно выкачивается. Что могло пойти не так?
Обратная сторона медали
И вот тут надо повнимательнее присмотреться к условиям договора. Начинаем с финансирования – кредиты берет частная коммерческая компания, но гарантом выступает государство. Кредиты берутся у американского EXIM банка, по ставке LIBOR + 2 п.п. То есть, если ставка 5% в данный момент, то американская компания будет платить 7% американскому банку. С гарантией местного государства. Ну, это понятно, все-таки тузeмной стране дадут кредит. А могли бы и не давать. Это настолько сладкие условия, что многие предприниматели готовы свои собственные средства вкладывать – риска никакого, а лишние два процента могут согреть душу миллиардера.
Далее: деньги эти, собственно говоря, к туземцам и не поступают. Они остаются в СШA. На эти деньги американская компания закупает американское оборудование по американским ценам. Приехавшие американские специалисты получают американские зарплаты, чтобы руководить установкой оборудования и наладить его работу.
И вот тут следующий замечательный пункт: менеджмент. При заключении контракта назначается управляющая компания, которая будет рулить процессом. Это же надо уметь. Это же ноу-хау. Компания не является соучредителем, это отдельное юридическое лицо (американское, разумеется), работающее по контракту с соучредителями, и условия контракта оговариваются сразу в общем договоре. Условия эти просто замечательные: поскольку проект международный, все юридические условия основываются на американском праве. То есть, компания ведет свою бухгалтерию по своим правилам, не обращая внимания на местные законы. Платит американским сотрудникам американские зарплаты, вводит и выводит валюту как угодно, то есть, фактически, получает экстерриториальный статус. Еще одно маленькое американское посольство на чужой земле.
Какие там будут зарплаты? Это они сами будут решать. Решается все обычно очень просто: берутся потолочные американские зарплаты топ-менеджеров и умножаются на коэффициент риска, который зависит от того, насколько далека данная страна от стандартов цивилизации. Коэффициент вы определяете сами.
Сладкая мечта бизнесмена
Следующий замечательный пункт: затраты. Прибыль ведь образуется после того, как из доходов вычли затраты. В каждой стране есть законы, определяющие, что можно отнести к затратам, а что можно оплачивать только из прибыли. А что такое затраты в данном случае? Вы удивитесь: да что угодно! Затраты на переезд американских сотрудников и их семей, аренду жилья (а где тут самое дорогое жилье, достойное американцев?), питание в ресторанах, чаевые носильщикам на вокзале, доставку из США туалетной бумаги категории «люкс» – вот буквально что угодно. И отчитываться можно как угодно. То есть, берется любое количество денег и списывается в затраты. А что там остается от прибыли?
Прибыль, кстати, должна появиться от реализации готовой продукции – контракты на продажу будет подписывать американская компания, продающая получившееся сырье другой американской компании, по взаимовыгодным ценам. Кому принадлежит американская компания-покупатель, вам и знать не надо. Это же стратегическое сырье. Геополитика. Им там виднее.
Никакого конфликта интересов
При таком раскладе нельзя даже заявить о конфликте интересов – никакого конфликта не будет, там будет один-единственный интерес – хозяйский, монополистический, выгребающий все подчистую в свою пользу.
Вам что-то не нравится? Есть сомнения в связи с ведением бизнеса? Можете нанять (но уже за свой счет) американскую аудиторскую компанию, они проверят.
Хотите поменять управляющую компанию? Ну, честное слово, вы же не забыли, что вы равноправные партнеры и у вас по 50%, то есть принять какое-то серьезное решение можно только при согласии обоих собственников. А если второй собственник всем доволен, изменить ничего нельзя. Это – навсегда.
А что делить-то будем?
Прибыль? Кажется, кто-то произнес слово «прибыль»? То есть, как бы, а что будем делить? По-честному, пополам? Ну, надо запастись терпением. Сначала надо отдать кредиты, проценты по кредитам, это немалые суммы. А вот потом, если доходы превысят расходы, то вот тогда...
Если кто-то из читателей занимался бизнесом, ну, вот, хотя бы торговым ларьком управлял, пусть скажет честно: если у вас есть возможность легально списать все деньги в затраты, то когда, в какой именно момент у вас появится прибыль, с которой надо платить налоги? Ну, вот именно...
Итак: предприятие работает, копает землю, добывает что-то такое очень редкоземельное или стратегическое, местные рабочие работают, получая местные зарплаты (они же не американцы, зачем им платить больше?), американская компания управляет, ценное сырье поступает в СШA по бросовым ценам, а что остается туземцам? Ядoвитые отходы. Вот это и есть 50%, американский стандарт.
Вот именно такие соглашения за двадцать с чем-то лет упорной борьбы и ликвидировал одно за одним Путин, и когда пошла ликвидация, в бюджет пошли деньги, которых до того и не было. Осталась еще буквально парочка самых упорных и хитрых, которых не удалось подловить на нарушениях законов (поскольку Путин ликвидировал все эти соглашения исключительно на законных основаниях). Но и до них руки дойдут.
Какие могут быть гарантии?
И причем тут, спрашивается, какие-то «гарантии безопасности» для местной тузeмной власти? В какое место соглашения их можно вставить?
Поскольку соглашение стандартное, обкатанное по всему миру, там и не было ничего о каких-то политических или вoенных «гарантиях» Киeву, и быть не могло – это в данном случае вообще ни при чем, это о другом совершенно. Это чисто коммерческий договор. Единственное, что может вызывать сомнение у американцев – имеет ли право Зелeнский подписать его, так, чтобы потом подписанный договор нельзя было оспорить.
Вот ради этого можно и выборы на Укрaине провести, но – опять же – очень аккуратно, под контролем, чтобы следующий вождь тузeмцев не пошел на попятную. Он должен подписать. А его политическая или языковая ориентация никого из белых господ не волнует. Пусть говорит по-русски, если хочет, и отмечает Рождество в январе, а не в декабре. Они не вникают, есть ли там хоть какая-то разница. Чистый бизнес, ничего личного.
Если это интересно - ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь! Это поможет роботу Дзена определить, какие статьи показывать вам в ленте в первую очередь. Кроме того, некоторые статьи показывают только подписчикам, они не появляются в общей ленте