Найти в Дзене
Volga Bulgarian

Волжская Булгария.Первое мусульманское государство в Европе.

УДК 94 (4): 94 (5) ББК 63.3. DOI 10.25797/NG.2020.6.2.003 Я. В. Пилипчук «ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ»: стр.50-80.ПЕРВОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ.В Булгарии жили и творили многие крупные ученые и богословы: среди них писатели, богословы и философы Сулейман б. Дауд ас- Саксини ас- Сувари, Абу-л-ал Хамид б. Идрис ал- Булгари, Бурхан адДин Ибрагим б. Йусуф ал- Булгари, ал-Ханафи Бурхан ад- Дин Ибрагим б. Хызр ал- Булгари, ходжа Ахмед ал- Булгари, фармаколог Тадж ад Дин б. Йунус ал- Булгари и др. От эпохи Булгарии сохранился литературный памятник — поэма Кул Гали «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе», 1233). Йакуб б. Нугман был учеником Абул- Маали ал- Джувейни. Халид ал- Булгари придерживался тариката Ахмада Йасави. Когда булгары были еще кочевниками, они использовали руническую письменность. Две булгарских сабли XI–XII вв. имели рунические надписи. Писали руникой также на керамике, глиняных и каменных пряслицах. Руника не сразу исчезла после принятия ислама. Арабица начала распр
-2

УДК 94 (4): 94 (5) ББК 63.3. DOI 10.25797/NG.2020.6.2.003 Я. В. Пилипчук «ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ»: стр.50-80.ПЕРВОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ.В Булгарии жили и творили многие крупные ученые и богословы: среди них писатели, богословы и философы Сулейман б. Дауд ас- Саксини ас- Сувари, Абу-л-ал Хамид б. Идрис ал- Булгари, Бурхан адДин Ибрагим б. Йусуф ал- Булгари, ал-Ханафи Бурхан ад- Дин Ибрагим б. Хызр ал- Булгари, ходжа Ахмед ал- Булгари, фармаколог Тадж ад Дин б. Йунус ал- Булгари и др. От эпохи Булгарии сохранился литературный памятник — поэма Кул Гали «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе», 1233). Йакуб б. Нугман был учеником Абул- Маали ал- Джувейни. Халид ал- Булгари придерживался тариката Ахмада Йасави. Когда булгары были еще кочевниками, они использовали руническую письменность. Две булгарских сабли XI–XII вв. имели рунические надписи. Писали руникой также на керамике, глиняных и каменных пряслицах. Руника не сразу исчезла после принятия ислама. Арабица начала распространяться среди булгар с Х в. С принятием ислама получила распространение как материал для письма бумага. Образование широко распространилось среди булгар. Ремесленники украшали надписями свои изделия: так, на керамике можно было найти мусульманские имена. Рядом с арабскими именами встречались и традиционные тюркские, как, например, Арслан. Часто писали и на посуде, где были запечатлены имена хозяев. Арабица как атрибут ислама была широко распространена в Волжской Булгарии. В развитии грамотности среди широких народных масс было заинтересовано духовенство. Изучение арабского языка давало возможность читать Коран и другие религиозные книги. На амулетах начали писать суры из Корана. Среди булгар существовали низшие школы с муэдзинами и имамами. В этих школах учили писать и читать. Медресе же были в крупных городах и столице. Кроме религии давались и светские знания по математике, географии, истории, астрономии.В медресе главным образом готовили муддарисов, имамов, мулл, кади. Высшей ступенью образования среди булгар было отправление в культурные центры типа Самарканда, Бухары, Нишапура, Балха, Мерва, Газны, Багдада. Так, Тадж ад- Дин ал- Хасан б. Йунус ал- Булгари учился в Ираке в мосульском медресе. Ученыйэнциклопедист Бурхан ад- Дин Ибрагим б. Йусуф ал- Булгари также получил образование в восточных странах. Кади (судья) города Булгара (Биляра), историк Йакуб б. Нугман был последователем известного ученого Абу-л- Маали Абд ал- Малика ал- Джувейни. Другой кади Булгара Абул- Аля Хамид б. Идрис ал- Булгари (был жив еще в 1106 г.) учился у бухарских, нишапурских ученых. Ходжа Ахмед Булгари был учителем Махмуда Газневи. Ибн Хаджар сообщал о выходце из Ирака, который получил образование в Булгаре. Выросшие в Булгарии ученые люди имели нисбу ал- Булгари. В Булгарии изучали арабский язык и фарси. Булгарские купцы знали и древнерусский язык. Кул Гали отмечал, что похвальное качество человека — это знание 72 языков. В татарском фольклоре же говорилось о 7 языках. Ахмед алБулгари оставил после себя сочинения «ал- Джами» и «ал- Фаваид». Постройка сложных зданий в Волжской Булгарии требовала хорошего знания математики. Особой сферой знаний была метрология. Наличие вещественных мер в виде гирей требовало проводить большое количество измерений (дольных, кратных и т. д.). Мерой измерения также была четверть. Меры длины делились на 2, 4, 8. Булгарские зодчие при постройке одного же сооружения пользовались несколькими видами измерений. При постройке мечети использовались локти и сажени. Среди линий вавилонов можно было найти много измерений, близких золотому сечению. В Булгарии существовала астрономия. Наблюдения за небесными светилами способствовали появлению астрономических календарей. На становление булгарской астрономии наложила влияние