Найти в Дзене

ВСМ. Начало. Из жизни российского инженера

В марте 2024 года в СМИ появилась информация о начале реализации национального проекта строительства ВСМ (Высокоскоростные магистрали), первым этапом которого станет ВСМ Москва - Санкт-Петербург. Я очень обрадовался этому долгожданному событию, так как много лет назад (2000-2001 г.г.) был участником этих работ. Работы проводило РАО ВСМ, созданное в сентябре 1991 года, при участии 60-ти ведущих организаций страны. Помимо построения самой магистрали, предполагалась разработка и изготовление опытного образца высокоскоростного поезда Сокол-250. В составе сдаточной команды я проводил испытания этого поезда на Октябрьской железной дороге. Возглавлял небольшую группу инженеров (3 человека), измерявших параметры движения поезда с использованием разработанной нами автономной инерциальной аппаратуры. Хотя за десять лет работы проект не был реализован, но в проекте ВСМ России МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ! Увы, первый «блин» оказался «комом». «Молодой» российский бизнес, наивно полагал, что «Деньги решают вс
Скоростной электропоезд Сапсан. 2010 год
Скоростной электропоезд Сапсан. 2010 год

Юрий Петров

В марте 2024 года в СМИ появилась информация о начале реализации национального проекта строительства ВСМ (Высокоскоростные магистрали), первым этапом которого станет

ВСМ Москва - Санкт-Петербург. Я очень обрадовался этому долгожданному событию, так как много лет назад (2000-2001 г.г.) был участником этих работ. Работы проводило РАО ВСМ, созданное в сентябре 1991 года, при участии 60-ти ведущих организаций страны. Помимо построения самой магистрали, предполагалась разработка и изготовление опытного образца высокоскоростного поезда Сокол-250. В составе сдаточной команды я проводил испытания этого поезда на Октябрьской железной дороге. Возглавлял небольшую группу инженеров (3 человека), измерявших параметры движения поезда с использованием разработанной нами автономной инерциальной аппаратуры.

Хотя за десять лет работы проект не был реализован, но

в проекте ВСМ России МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ!

Увы, первый «блин» оказался «комом».

«Молодой» российский бизнес, наивно полагал, что

«Деньги решают все!».

Но жизнь показала, что

«Кадры решают все!» (И. Сталин).

Сборная «солянка» во главе с РАО ВСМ, принципиально не могла решить столь грандиозную задачу за короткий срок. Новые, прорывные решения, появляются в результате напряженного труда профессионалов в течение десятка (ов) лет. Отработав в ВПК свыше полувека, разрабатывая и внедряя в серию многие проекты, я об этом могу говорить уверенно.

В результате работ РАО ВСМ был изготовлен и испытан опытный образец высокоскоростного поезда «Сокол-250» и построено электродепо в поселке Металлострой ЛО.

Хотя ВСМ не была реализована, но остался опыт и уверенность в необходимости завершения этого грандиозного проекта.

-2

Электродепо поселка Металлострой ЛО. 2010 год

РАО ВСМ было признано банкротом.

РЖД приняло решение запустить скоростное движение по старой линии Москва - Санкт-Петербург с зарубежным подвижным высокоскоростным составом «Сапсан» известной фирмы SIEMENS. Максимальная скорость «Сапсана» на ВСМ составляет 300км/час, но по обычным трассам – не более 250км/час. Аналогично было организовано скоростное движение поездов на линии Санкт-Петербург – Хельсинки поездами «Аллегро» итальянской фирмы Alstom. Максимальная скорость Аллегро превышает 200км/час.

Решение правильное, но половинчатое. Импортные «Сапсаны» успешно работают на наших магистралях, «Аллегро» ушли с началом СВО.

Но до сих пор не проведено их импортозамещение.

Российского высокоскоростного поезда со скоростью свыше 300 км/час, на замену «Сапсана»,

до сих пор нет.

Удачный опыт подобного импортозамещения в России уже есть. Предприятие «Уральские локомотивы», выпускавшее совместно с фирмой SIEMENS скоростные электропоезда «Ласточка», разработало и изготовило в 2023 году русифицированный электропоезд «Финист» (модификации ЭС104 / ЭС105 / ЭС106) с максимальной скоростью 160 км/час.

Но насколько он российский?

Возможно он частично китайский, как наш автомобиль «Москвич»?

Китай на развитие ВСМ потратил более 20-ти лет (с 1996 г по н.в.). За это время он с нуля разработал, построил и ввел в эксплуатацию свыше 40 тысяч километров высокоскоростных магистралей и опередил весь мир. Работы по ВСМ он проводил с передачей технологий от ведущих зарубежных производителей Alstom, Бомбардье и Кавасаки. На основе зарубежных технологий Китай разработал свой поезд серии CRH-380A с рекордной скоростью 500 км/ч, находящийся в эксплуатации с 2010 года.

-3

Китай. Высокоскоростной поезд CR400BF. 2020 год

В апреле 2024 года РЖД заказало проектирование и производство двух составов высокоскоростного поезда «Белый кречет» на предприятии «Уральские локомотивы», производящем скоростные электрички «Ласточка» и «Финист». Предполагается, что «Белый кречет» будет иметь максимальную скорость 400 км/ч и коммерческую - до 360 км/ч, что позволит сократить время пути Москва - Санкт-Петербург до 2 часов 15 минут.

Срок изготовления двух поездов - 2028 год.

Прошел год. Наступил 2025.

На Манежной площади началась презентация макета вагона «Белого кречета».

Любят на Руси презентации.

Осталось три года.

Имея личный опыт разработок и внедрения сложной техники, а так же опыт работ на ВСМ, считаю, что за три года из «Финиста» сделать «Белый кречет» нереально.

Макет поезда – да, поезд – нет.

Очень рад буду ошибиться!

Единственный путь (так скорей всего и будет) – реинженеринг (модный сейчас термин) по примеру «Финиста», на базе китайского высокоскоростного поезда. Имеются два варианта действий.

Простейший вариант - это лицензия на изготовление поезда, с полным комплектом документов.

Эта тема мне знакома. Два года жизни (2009-2010 г.г.) я потратил на внедрение нашей техники в Индии (город Мумбай).

Хорошее было время.

Было чем гордиться!

Надо только помнить, что лицензию обычно продают на устаревшую технику. То есть закладывается техническое (технологическое) отставание на 10-15 лет.

Так было на ВАЗе с нашими «Жигулями» и «Ладами». До сих пор хлебаем.

Второй, более серьезный вариант, это полная детализация новейшего импортного изделия, до последнего винтика, с последующей разработкой собственной КД и ТД всех узлов, сборок, и деталей, а так же РД (руководящие документы) всего изделия. Работа мне знакома.

Тяжелый, но благодарный труд.

Он доступен только настоящим профессионалам. Профаны все завалят.

Так, например, в США «эффективные менеджеры» «угробили» могучую фирму Боинг –

см. Мой последний полет и посадка…на крышу.

Сейчас господин Трамп с ними разбирается.

Техникой должны заниматься «технари» - профессиональный коллектив

во главе с Главным конструктором.

Вся руководящая и техническая власть должна быть в его руках.

В идеале над любым серьезным изделием надо работать непрерывно, весь срок его службы, осуществляя его ремонт и модернизацию.

Я оптимист и верю, что в 2028 году я проеду по ВСМ из родного Питера в Москву на полностью российском поезде «Белый кречет» за 2 часа 15 минут!

PS: Мнение автора не является истиной в последней инстанции, но лишь повод для обсуждения.